Типы профессий по квалификационным признакам

О данной классификации вскользь упоминается в различных учебниках и публикациях. Странно, но почему-то никто не акцентирует на ней внимание. На мой взгляд, именно эта классификация является наиболее важной и практически полезной. Именно потому я решил исправить ситуацию и детально вам о ней рассказать.

Итак, наёмный работник хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:

Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».

Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:

Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.

Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.

Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.

1. Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения. Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д.

Понимаете, о ком речь?

Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену!
Таких ценят и уважают. Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:
Они не боятся увольнения, потому что всегда востребованы!

2. Специалисты среднего уровня – это кадры, на подготовку которых уходит немного времени. Например, продавец, менеджер по продажам, водитель, каменщик, сантехник, швея, директор. Да, да, директора входят именно в эту группу.
Речь идёт о профессиях, которые можно быстро освоить.
Естественно, здесь у работодателя есть «пространство для манёвра». Можно относительно быстро найти нового продавца или водителя. Однако без крайней необходимости этого делать никто не будет, так как данные специалисты хоть и не ценные, но всё же квалифицированные.

3. «Бананы» – это неквалифицированные кадры. Например, дворники, грузчики, курьеры, подсобные рабочие и, конечное же, «бананы». Как вы думаете, насколько сложно найти человека, который в костюме «банана» будет на улице раздавать листовки прохожим? Ответ на этот вопрос подталкивает к выводу:
Люди этих профессий имеют самую низкую ценность на рынке труда.
Да, грузчик может неплохо зарабатывать, но эти деньги ему даются тяжёлым трудом. Ну и, при необходимости, работодатель сможет быстро найти ему замену.

Итак, друзья, вы познакомились с тремя типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?»

Управление всегда осуществляется в рамках определенной профессиональной деятельности.

Известно, что человеческая деятельность является предметом как внутридисциплинарного, так и междисциплинарного исследования, деятельность изучают в психологическом комплексе наук о труде. Деятельность является также одним из фундаментальных понятий в отечественной общей психологии, поскольку среди категорий, характеризующих бытие человека, она подставляется важнейшей. Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, состояний и свойств позволило дать объяснение многим явлениям, которые прежде казались непонятными, выявить важные закономерности психического развития человека.

Данные толковых и лингвистических словарей, энциклопедий и анализ научных работ убедительно показывают, что понятие “деятельность”, формируясь в философии, физиологии, социологии и психологии, в результате перекрестных заимствований приобрело четыре основных значения: ‘труд’, ‘работа’, ‘активность’ и ‘поведение’.

Впервые термин “деятельность” был заимствован из немецкой классической философии, дальнейшее же философское и социологическое развитие получил у К. Маркса, который ввел термин трудовой деятельности (труда), очень близкий по смыслу термину “работа”.

Поведение как эквивалент термина “деятельность” проникло в нашу социальную и общую психологию, с одной стороны, из психологии поведения, где оно истолковывалось как система реакций, а с другой — через термин “социальный бихевиоризм” из западной социологии (система поступков).

Деятельность можно определить как специфически человеческую, регулируемую сознанием активность, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. В деятельности формируется, развивается, проявляется так или иначе вся система процессов, состояний и свойств индивида, которые принято обозначать как психические.

В трудовой деятельности человека можно выделить две логически противоположные разновидности: профессиональную и непрофессиональную.

Профессиональная деятельность определяется как профессия, т. е. как род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Следовательно, непрофессиональная деятельность может быть определена от противного как трудовая деятельность, не требующая специальных знаний и умений, а представляющая собой простое расходование человеческой рабочей силы. Практическим критерием различия между профессиональной и непрофессиональной деятельностью может быть длительность профессиональной подготовки и ее профессиональность.

В целом можно выделить факторы эффективной профессиональной деятельности:

1) субъективные:

- уровень профессиональной подготовки;

- профессионально важные особенности;

- состояние работника;

2) объективные:

- средовые (организация деятельности; объективные условия обстановки; условия обитания);

- аппаратные (организация рабочего места; поток информации; контроль деятельности).

Когда речь идет о психологическом изучении профессиональной деятельности, то обычно имеется в виду деятельность индивида, или индивидуальная деятельность. В последние годы под влиянием запросов практики объектом психологического исследования стала совместная профессиональная, групповая, в том числе коллективная, деятельность.

Представления о строении деятельности составляют основу теории деятельности. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение.

Действие — это основная единица анализа деятельности. Что же такое действие? Это процесс, направленный на реализацию цели.

Цель — это образ желаемого результата, который определяет характер и способы действий человека. Цель формируется самим человеком и является феноменом опережающего отражения. Сформировавшаяся цель реализуется в актуальной профессиональной деятельности. При этом сложность деятельности зависит от того, насколько цель отдалена от объекта деятельности, а также от тех средств (и уровня владения ими), которыми располагает человек.

Обычно деятельность реализуется как система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых решает частную задачу, как бы делает шаг по направлению к цели. Цель — это высший регулятор деятельности (с каждым шагом трансформируется в конкретную задачу).

Способ выполнения действия называется операцией. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Операции раскрывают техническую сторону выполнения действий, технику.

Стремление совершенствовать свою профессиональную деятельность, тренировка действий приводят к формированию автоматизированных действий — навыков и привычек.

Привычка рассматривается как потребность в каком-либо действии, определенная зависимость личности от этого действия. От действия навыков личность не зависит.

На основе системы навыков, относящихся к одному и тому же виду деятельности, формируются умения. Умелое действие — это всегда действие со знанием своего дела. Система знаний плюс система навыков и создают готовность человека к самостоятельному решению поставленных перед ним задач. Для навыков и привычек как автоматизированных действий характерна стереотипность. Умение же проявляется в решении новых задач, включает в себя момент творчества.

Уровнем развития знаний, умений и навыков определяется общая культура труда человека и его профессиональное мастерство. Но этим профессиональное мастерство не исчерпывается. Необходимая его составляющая — творчество, которое проявляется в практическом мышлении.

Анализируя строение профессиональной деятельности, необходимо ответить на вопрос: что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления.

Для ответа нужно обратиться к понятиям “потребности”, “мотивы”.

Потребность — это внутреннее состояние объективной необходимости человека в чем-то, зависимость от конкретных условий существования.

Мотив определяется как предмет потребности. Вслед за опредмечиванием потребности и появления мотива резко меняется тип поведения — оно приобретает направленность. Мотив — это то, ради чего совершается действие.

Предмет потребности (мотив) может быть идеальным, например нерешенная профессиональная, управленческая задача. Один и тот же мотив может побуждать к разным действиям, а также одно и то же действие может определяться разными мотивами.

Мотив и цель образуют своего рода “вектор деятельности”, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении.

То, какой именно будет деятельность, исходящая из какого-либо конкретного мотива, определяется целью. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель — к объекту, на который направлена деятельность и который должен быть в ходе ее выполнения преобразован в продукт. Мотив и цель могут полностью соответствовать, значительно расходиться и даже противоречить друг другу.

Вектор “мотив — цель” является высшим регулятором деятельности и включенных в нее психических процессов, определяет избирательность восприятия, особенности внимания и памяти, способы преобразования информации в мышлении.

На основании анализа существующих концепций Б. Ф. Ломов выделил основные “образующие” деятельности: мотив, цель, планирование деятельности, переработку текущей информации, оперативный образ (и концептуальная модель), принятие решения, действие, проверку результатов и коррекцию действий.

Цель профессиональней деятельности выступает в двух аспектах: идеальное или мысленное представление будущего результата и уровень достижений, на который претендует личность.

План деятельности организует ее во времени и в пространстве, обеспечивает связь между действиями. В плане отражается стратегия и тактика реализации деятельности на основе объективных и субъективных условий ее выполнения.

Для того чтобы преобразовать объект деятельности, человек (субъект деятельности) должен обладать не только образом — целью и планом, но и воспринимать информацию о текущем состоянии объекта. Идеальное специализированное отражение преобразуемого в деятельности объекта выступает как оперативный образ.

 

 

Ответьте на вопросы:

1. Дайте ключевые понятия о развитии личности.

2. Назовите факторы, движущие силы и стадии профессионального становления личности.

3.  Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности. Подходы к определению понятия «профессия».

4. Классификация профессий.

5. Психологическая структура профессиональной деятельности








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: