Системный семейный тест Геринга (FAST)

Тест FAST был разработан швейцарским психологом Томасом Герингом и впервые опубликован в 1993 году в Германии. Описание и инструкция к применению теста на русском языке имеются в сборниках по семейной психологии. Тест FAST основывается на структурной системной теории семьи и может быть использован как для психодиагностики структуры семьи, так и для психотерапевтических целей.

FAST относится к классу методик, в которых структура отношений представляется в форме пространства (сюда также относятся такие методики, как «Социограмма», «Скульптура семьи», «Рисунок семьи» и др.). Для изображения отношений в тесте Т. Геринга и-пользуются замещающие фигуры.

Преимуществом FAST является то, что он может проводиться как с отдельным членом семьи, так и со всей семьей одновременно. Тест применим даже для детей дошкольного возраста. Другим преимуществом данного теста является то, что он не вызывает столь сильные эмоциональные реакции у испытуемых, как, например, методика «Скульптура семьи». Кроме того, по сравнению со «Скульптурой семьи» результаты теста FAST более приспособлены для количественного анализа.

Данный тест разработан в рамках системной семейной терапии и основан на структурной теории семьи. Он представляет собой метод репрезентации респондентами (членами семьи) структуры их семейных отношений, ключевыми параметрами которой выступают сплоченность, иерархия, гибкость этих параметров, а также границы семьи (подробнее см. раздел «Основные понятия семейной психологии»).

Системный семейный тест Геринга используется для диагностики и по­строения терапевтических гипотез при работе с семьями и их отдельными чле­нами, а также в исследовательских целях. С его помощью могут быть получе­ны количественные и качественные данные об индивидуальном и групповом восприятии (оценке) членами семьи структур, регулирующих их семейные от­ношения в различных ситуациях.

Данная методика впервые на белорусской выборке была использована в диссертационном исследовании О. В. Агейко, посвященном изучению особен­ностей восприятия семейной структуры детьми из неполных семей (Агейко О. В., 2004).

Материал методики состоит из доски, разделенной на 81 квадрат (9x9), фи­гур, обозначающих лица мужского и женского пола, а также цилиндрических блоков высотой 1,5; 3 и 4,5 см. На фигурках условно нанесены точками глаза.

Расстояние между фигурками на доске отражает степень сплоченности се­мьи и отдельных ее подсистем. Высота фигурок, регулируемая с помощью ци­линдрических блоков, показывает семейную иерархию. Направление взгляда фигур является дополнительным качественным параметром, отражающим нюансы взаимоотношений членов семьи (Черников А. В., 2001).

Для дополнительного исследования взаимоотношений в семье в тесте име­ются цветные фигурки трех цветов, с помощью которых испытуемый может подчеркнуть разницу в поведении и характере разных членов семьи.

Существует несколько вариантов семейного системного теста (ССТ):

· индивидуальный;

· групповой;

· комбинированный (вначале проводится индивидуально с каждым чле­ном семьи, а затем — со всеми членами семьи вместе).

Выполнение теста доступно всем членам семьи старше 6 лет. Проведение теста с одним испытуемым занимает в среднем 20—30 минут. Основные этапы проведения ССТ:

1.Сбор анамнестических данных.

2. Инструкция по выполнению теста.

3. Наблюдение за поведением испытуемого(ых) при выполнении теста.

4. Запись семейных репрезентаций.

5. Интервью после каждой репрезентации.

Данные, полученные в ходе выполнения теста, записываются экспериментатором в специальные бланки, куда вносятся и необходимые комментарии. Тест включает в себя три репрезентации:

Ø репрезентация типичной семейной ситуации;

Ø репрезентация идеальной семейной ситуации;

Ø репрезентация конфликтной семейной ситуации.

Во время тестирования респондент находится один на один с экспериментатором.

Инструкция: «Представьте типичные отношения в Вашей семье. Вначале расставьте фигуры на доске таким образом, чтобы показать, насколько близки члены Вашей семьи между собой. Затем с помощью цилиндрических блоков отрегулируйте высоту фигур и покажите, какова власть и влияние, которыми обычно обладает каждый член Вашей семьи».

Изображенная респондентом конфигурация записывается экспериментатором в тестовый бланк под названием «Типичная репрезентация».

Бланк

ФИО _____________________________________________________________

Фигура Отец мать Реб.1  Реб.2 Реб.3 Родст-ки Др.фиг

Возраст                         

Пол                            

Расположение                         

Высота                         

Цвет       

Интервью, после типичной репрезентации

 

1. Показывает ли это изображение типичную ситуацию? Если да, то какую?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как долго взаимоотношения существуют таким образом (является ли такое положение стабильным)?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как изменились сейчас взаимоотношения по сравнению с тем какими они были раньше (отличия)?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какова причина того, что отношения стали такими, какими Вы их здесь показываете?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каков контакт глаз между фигурами или что означает направление их взгляда?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему Вы заменили бесцветные фигуры на цветные?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие персональные характеристики обозначены цветами, которые вы выбрали?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Комментарии:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Инструкция: «Семейные отношения не всегда идеальны. Покажите. Пожалуйста, какими Вы хотели бы видеть отношения в Вашей семье или каким образом Вы бы изменили типичные отношения в Вашей Семье, с тем чтобы они соответствовали бы идеальным. Вначале расставьте фигуры на доске, а затем отрегулируйте их высоту».

Изображенная респондентом конфигурация записывается экспериментатором в тестовый бланк «Идеальная репрезентация».

Бланк

ФИО _________________________________________________________________

 

Фигура Отец мать Реб.1 Реб.2 Реб.3 Родст-ки Др.фиг
Возраст              
Пол              
Расположение              
Высота              
Цвет              

 

Интервью, после идеальной репрезентации

1. Показывает ли эта репрезентация ситуацию, которая имела когда-то место? Если да, то какова была эта ситуация?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как часто такая ситуация случается (частота), как долго она длиться?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Когда подобная ситуация произошла впервые и когда она имела место в последний раз?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что должно произойти, чтобы типичные отношения стали соответствовать таким, как Вы их видите в идеале?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Насколько важным это является для Вас и для других членов семьи?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Каков контакт глаз между фигурами и что означает направление их взгляда?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Почему Вы заменили бесцветные фигуры на цветные?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие персональные характеристики обозначены цветами, которые вы выбрали?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Каким образом эти характеристики влияют на отношения в семье?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Комментарии:

 

 Инструкция: «В каждой семье бывают конфликты. Подумайте о том, какой конфликт в Вашей семье является наиболее важным (серьезным). Покажите, каковы отношения в Вашей семье во время конфликта. Вначале расставьте фигуры на доске, а затем определите их высоту».

Изображения записываются экспериментатором в тестовый бланк «Конфликтная репрезентация».

Бланк

ФИО ________________________________________________________________

 

Фигура Отец мать Реб.1 Реб.2 Реб.3 Родст-ки Др.фиг
Возраст              
Пол              
Расположение              
Высота              
Цвет              

Интервью, после конфликтной репрезентации

 

1. Кто вовлечен в этот конфликт?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. По какому поводу этот конфликт?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как часто этот конфликт случается (частота), как долго он длиться?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Когда подобная ситуация произошла впервые и когда она случилась в последний раз?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Насколько важен этот конфликт для Вас и для других членов семьи?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Какие роли играют различные члены семьи в разрешении этого конфликта?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Каков контакт глаз между фигурами и что означает направление их взгляда?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Почему Вы заменили бесцветные фигуры на цветные?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие персональные характеристики обозначены цветами, которые Вы выбрали?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.До какой степени эти характеристики влияют на семейные взаимоотношения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Комментарии:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

При групповом варианте выполнения ССТ всю семью или отдельных ее членов просят сделать расстановку фигур вместе. Инструкции для репрезента­ций остаются такими же, как и в индивидуальном варианте, однако акцент делается на том, что члены семьи должны работать все вместе. Отличающиеся мнения об отношениях в семье следует обсудить. Если это представляется воз­можным, необходимо достичь согласия в определении общей позиции по ре­презентации.

Во время работы респондентов над совместной репрезентацией необходи­мо вести наблюдение за взаимоотношениями членов семьи между собой. Кри­терии для наблюдения выбираются в соответствии со специальными целями исследования.

Процедура интервью, проводимая после интерактивной репрезентации, выполняется таким же образом, как и для индивидуального теста.

После проведения ССТ дается его качественная и количественная оценка.

   Подробнее остановимся на описании показателей функционирования малой группы (семьи) и ее структуры, которые позволяют оценить тест FAST.

Сплоченность. Данный показатель определяется расстоянием между фигурами на доске. Когда фигуры стоят непосредственно на соседних полях, это соответствует максимальной сплоченности, в то время как большие дистанции отражают менее сплоченные отношения. Измеряемая в тесте сплоченность может быть низкой, средней или высокой. На наш взгляд, понятие «сплоченность» у Т. Геринга означает не то же самое, что и социально-психологический феномен «сплоченность» в отечественной социальной психологии. В ходе исследования мы установили, что это понятие ближе к социометрическому показа-телю симпатии и антипатии между членами группы. Эта характеристика касается скорее отношений между участниками группы, нежели некой интегральной характеристики группы в целом.

 

  Иерархия. Расчет основан на возвышении фигур (речь идет о высоте или числе используемых опор). Чем больше высота опоры, тем большей властью обладает член семьи. В методике выделяются три уровня власти: высокий, средний, низкий. О перевернутой иерархии можно говорить тогда, когда фигуры детей оказываются выше фигур родителей.

 

  Направление взглядов. На всех фигурах точками условно нанесены глаза. Впервые Т. Герингом был использован показатель направления взглядов, который на невербальном уровне способен оценить нюансы эмоциональных отношений в семье.

 

  Гибкость семейной структуры. Данный показатель отражает способность к изменениям семейной структуры под воздействием каких-либо факторов. Для того чтобы определить данный параметр, необходимо, чтобы члены семьи репрезентировали свои отношения в трех ситуациях: в обычной, в конфликтной и в идеальной. Если во всех трех случаях репрезентации остаются неизменными, то тогда можно говорить о низкой гибкости структуры отношений. Соответственно, если в разных репрезентациях структура выглядит по-разному, то можно говорить о гибкости семейной системы.

 

Различия в восприятии семейной структуры. Значительные различия в восприятии семейных отношений членами семьи говорят о ее дисфункции и затруднении кооперации. Данный показатель оценивается с помощью сравнения индивидуальных представлений различных членов семьи и индивидуальных представлений с групповым представлением.

 

  Цвет фигуры. В тесте FAST фигуры представлены в трех цветах: оранжевом, фиолетовом и зеленом. Цвет дополнительно отражает восприятие членами семьи друг друга.

 

  Поведение при проведении теста. Анализируются порядок выставления фигур, который дополнительно свидетельствует об отношении к члену семьи, изменение позиций фигур на доске, спонтанные выражения при выставлении фигур, представленность внесемейных значимых фигур или пропуск членов семьи.

 

  Интеракции. Оцениваются по наблюдению за семьей во время выполнения теста. Позволяют определить семейные роли.

 

Т. Геринг смог описать два типа структур в семье, а именно структуру иерархии и структуру отношений.

 

Он выделяет два типа структур иерархии — равную и иерархичную. Если перепада высот между фигурами нет, это соответствует равной структуре власти. При этом большие различия высот отражают более иерархичные отношения.

   Классификация структур отношений на уровне семьи, а также в родительских и детских субсистемах происходит благодаря комбинации сплоченности и иерархии, причем выраженность обоих измерений может быть низкой, средней или высокой.

Сбалансированная структура означает среднюю или высокую сплоченность и среднеиерархичные отношения.

Среднесбалансированная структура отражает или среднюю сплоченность и низкую либо высокую иерархию, или низкую сплоченность и среднюю иерархию отношений.

На несбалансированную структуру указывают размеры максимальной величины.

   Т. Герингом и его коллегами было установлено, что дисфункциональные семьи с многочисленными проблемами имеют несбалансированную структуру отношений и различные структурные нарушения.

   Для того чтобы рассмотреть, существует ли в семье межпоколенная коалиция (кроссгенерационная коалиция, или единство членов семьи разных поколений), следует сравнить сплоченность в родительской диаде со сплоченностью подсистемы «родитель—ребенок». Межпоколенная коалиция диагностируется, если отношения между родителями характеризуются более низкой сплоченностью, чем одна из диад «родитель—ребенок».

Определение уровня иерархии в семейной структуре основано на оценке раз­ницы в высоте фигур, обозначающих членов семьи. Оценка иерархии включает не только позицию и власть каждого члена семьи по отдельности, и разницу между ними, но также и классификацию качества границ между поколениями.

Совокупность всех измерений сплоченности и иерархии дает возможность получить описание типов семейных структур. На основе измерений сплочен­ности и иерархии выделяют три типа семейных структур:

· сбалансированный — уровень сплоченности и иерархии средний;

· среднесбалансированный — средний уровень сплоченности сочетается с высоким или низким уровнем иерархии, либо средний уровень иерар­хии сочетается с высоким или низким уровнем сплоченности;

· несбалансированный — оба измерения отмечаются крайним количе­ством баллов (высокая или низкая сплоченность и иерархия).

Классификация структур отношения может быть выполнена как на семей­ном уровне, так и на уровне различных подсистем. Данная типология позволя­ет получить простые описания семейных структур и разницу в их восприятии отдельными членами семьи, а также разницу между индивидуальными и груп­повыми репрезентациями.

Структуры семейных отношений определяются и формируются под влия­нием индивидуальных ценностей членов семьи и особенностей культуры того общества, в котором данная семья проживает. Таким образом, любая интер­претация должна принимать во внимание особенности более широкого кон­текста существования семьи.

Важную помощь при интерпретации семейных конструктов оказывают спонтанные замечания респондентов и обмен информацией между респондентами и экспериментатором. Привлекая внимание к некоторым характеристикам репрезентации или обсуждая различия между репрезентациями, можно получить важные данные для выдвижения системных гипотез. Кроме того, полезно наблюдение за невербальным поведением респондентов. Во время проведения тестирования важно обращать внимание на порядок, в которое расставляются фигуры, и на любые изменения (замены), сделанные после рас­становки. Это может дать информацию о том, кто из членов семьи является центральной фигурой для респондента или насколько четко определены позиции в семье.

При анализе семейных структур важно рассматривать качественные аспек­ты, особенно по измерениям иерархии. Например, различия во власти имеет иной смысл в отношениях «родитель—ребенок», чем в супружеских отношениях. В то время как различия во властных полномочиях между родителем и детьми дают информацию о стиле воспитания, они также могут отражать равное распределение привилегий на уровне детей. Целесообразно выявить определенную манеру оказания влияния (например, через симптоматически поведение). Это может также оказаться полезным при интерпретации изменений в иерархии.

 

 

 

7. Метод исследования ранних детских воспоминаний (А. Адлер)

В основе метода анализа ранних воспоминаний лежит положение З. Фрейда о том, что «так называемые детские воспоминания представляют собой не настоящий след давних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени».
Результатом анализа ранних детских воспоминаний является положение А. Адлера о «жизненном стиле личности». В индивидуальной психологии под "жизненном стиле личности» принято понимать значение, которое человек придает миру и самому себе, направленности своих устремлений и выработанные им паттерны поведения (привычки, подходы к решению жизненных проблем) «содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения».

Метод «анализа ранних детских воспоминаний» был разработан в рамках адлерианской концепции психотерапии. В психотерапии и психологическом консультировании данный метод может использоваться в следующих целях:

• исследовательской, позволяющей изучить специфику жизнен­ного стиля личности;

• диагностической, помогающей консультанту понять влияние индивидуального стиля жизни на проблематику и затруднения клиента и изучить, и понять актуальное состояние клиента;

• психотерапевтической, коррекционной, делающей возможным изменение и формирование более адаптивного стиля жизни.

Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие преимущества:

• позволяет клиенту нейтральным или содержащим минимум тре­вожности и иных негативных эмоций способом осветить и сообщить консультанту свои жизненные цели, специфику сво­его отношения к окружающим и свой взгляд на мир, свою картину мира;

• ориентирован не только на реальные воспоминания детства, но и на такие воспоминая, которые клиент считает таковыми, но которые не являются реальными на самом деле, то есть позво­ляет работать с фантазиями клиента,

• может использоваться как для групповых, так и для индивидуаль­ных консультаций.

Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие недостатки и ограничения:

• часто отражает актуальное состояние клиента, то есть при оп­ределенном актуальном состоянии человек выбирает и озвучивает соответствующие воспоминания. Например, если актуальное со­стояние клиента предполагает тревогу и грусть, то воспомина­ния, которые он выберет и озвучит, будут носить тот же самый характер, но это не означает, что весь жизненный стиль клиента основан на этих чувствах, и консультант должен помнить и учи­тывать это при анализе индивидуального стиля жизни клиента;

• у клиента может возникнуть нежелание или отказ воспроизводить свои ранние воспоминания, обусловленные различными внеш­ними факторами:

- травмирующими событиями детства (инцест, насилие, депривация и т. п.);

- изменением жизненного стиля в процессе развития и роста и отсутствием реального детского воспоминания, которое подхо­дило бы под новый жизненный стиль;

- различными мозговыми и неврологическими нарушениями;

- отсутствием доверия к консультанту и консультированию во­обще или недостаточным ощущением безопасности;

- субъективность интерпретаций, как и в любом другом проектив­ном методе, отсутствие четкой и подробной системы получения, оценивания и интерпретации ранних детских воспоминаний.

Процедура получения материала ранних детских воспоминаний может осуществляться:

- через письменное изложение клиентом нескольких (например, шести) воспоминаний с расстановкой определенных акцентов;

- ответ на ряд специальных вопросов, ориентированных на ситуа­ции из детства. о использовании метода анализа ранних детских воспоминаний.

В использовании метода анализа ранних детских воспоминаний существует следующая специфика:

• предпочтительно (в классическим адлерианском методе) записывание клиентом своих воспоминаний с фиксированием мельчай­ших деталей;

• основное внимание консультанту необходимо обратить на пер­вое воспоминание клиента, а затем, если по разным причинам на его основе не удалось получить и проанализировать необхо­димый материал, работать со следующими воспоминаниями;

• необходимо обратить внимание на определенные содержатель­ные категории воспоминания клиента, то есть анализ того, что присутствует в воспоминании по определенному порядку и в соответствии с определенной принадлежностью, а также по­нять, каким образом и что именно в жизненном стиле личности отражают эти категории;

• консультант должен уметь понять знаки и символы, а также общее содержание предлагаемого клиентом воспоминания и про­интерпретировать их для себя и выдвинуть по каждой катего­рии рабочие гипотезы, с тем чтобы впоследствии проверить эти гипотезы в сравнительном анализе стиля жизни клиента, его мнения о себе и мнения консультанта;

• после сбора материала о ранних детских воспоминаниях кон­сультанту в беседе с клиентом следует обсудить, проанализиро­вать полученную информацию, и это может стать темой кон­сультативного процесса.

Выделяются следующие категории анализа ранних детских вос­поминаний:

• люди. присутствующие или отсутствующие в воспоминаниях:

- мать и отец;

- родные и двоюродные братья и сестры;

- бабушки, дедушки и другие родственники;

- посторонние люди (гости, друзья, соседи и т. п.);

• тип событий, которые присутствует в воспоминании:

- опасности, несчастные случаи, телесные и другие наказания;

- болезни и смерть;

- проступки, кражи, сексуальные эксперименты и т. п.; «новые жизненные ситуации;

• способ восприятия ситуации клиентом, когда он находится в той детской ситуации, которую воспроизводит:

- преобладающий вид чувствительности, то есть какая модаль­ность или система восприятия преобладала у клиента в той си­туации;

- ощущение принадлежности, то есть какое местоимение — «Я» или «МЫ» употребляет клиент в описании ситуации из воспо­минания;

- чувства и эмоции, которые испытывал клиент в предлагаемом воспоминании.

Процедура обследования.

Испытуемому предлагается изложить свое самое раннее воспоминание. Если испытуемый будет устно рассказывать о своем раннем детском воспоминании, то при этом сопротивление будет меньше, в отличие от ситуации, когда испытуемому предлагается свое воспоминание изложить в письменном виде.

Инструкция: «Запишите ваше самое раннее детское воспоминание. Сделайте это как можно подробнее, описывая даже то, что вам кажется не очень значимым. Воспоминание должно быть конкретным случаем, а не обобщением того, что часто происходило».

Перед началом изложения для испытуемого подчеркивается значение следующих моментов:

— быть как можно более конкретным;
 — не давать «обзоров», т. е. воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз;
— не отказываться давать воспоминание, даже если нет абсолютной уверенности, что это действительно случилось с вами;
— включать все, что вспоминается, даже то, что кажется незначительным;
— описывать только то, что относится к возрасту до восьми лет;
— описывать чувства, даже если они противоречивы;
— называть имена присутствующих в воспоминании людей;
— описывать наиболее яркую часть;
— описывать то, что случилось до и после этого, и чувства, которые в это время возникали;

— попытаться высказать догадку по поводу цели своего поведения;

— указать примерный возраст, к которому относится воспоминание.

При проведении двухдневного или трехдневного семинара участникам предлагается записать свои ранние воспоминания: «Придя домой, и отдохнув, постарайтесь уединиться от всех и устроить так, чтобы в течение часа никто из домашних или посторонних не отвлек вас от воспоминаний. Часа, по-видимому, хватит с избытком, но пусть лучше будет время в запасе, поскольку торопиться здесь, не стоит. Возьмите лист бумаги, ручку и опишите на бумаге ваше самое раннее воспоминание. Записывайте, пожалуйста, все, что приходит в голову, не опускайте никаких подробностей, которые всплывут в вашей памяти. Запишите все, что только сможете, постарайтесь ничего не пропустить. Не стоит спрашивать у родителей или других родственников: "Когда это было? Что это было?" и т. п. Важно, что вы это помните, как самое раннее свое воспоминание. Хронология неважна. Но важно, чтобы вы обязательно сделали это письменно».

Не важно было ли то, о чем сообщает человек, на самом деле. Анализироваться могут и так называемые ложные воспоминания. Метод прост и может быть использован в групповом исследовании.

Порядок анализа ранних воспоминаний:

На 1-м этапе фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы.

На 2-м этапе предлагается прочитать все гипотезы, записанные на I этапе, и вычеркнуть те из них, которые опровергаются какими-либо другими элементами воспоминания.

На 3-м этапе предлагается сосредоточиться удобным для себя способом и попытаться постичь формулы жизненного стиля автора воспоминаний. Работать поначалу лучше в режиме мозгового штурма — продуцировать любые идеи и записывать их, не критикуя.

На 4-му этапу анализа, мы переходим к исследованию вместе с автором ранних воспоминаний той жизненной формулы, которую мы составили, — то это означает, что от диагностической, исследовательской задачи мы переходим к задаче психотерапевтической, а это требует уже другого договора с клиентом, других условий и других методов работы.

 

1-й этап - фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы.
Присутствующие в воспоминаниях люди:

1.1. Мать.
Имеет значение присутствие матери в ранних воспоминаниях и ее отсутствие.
а) присутствие матери в ранних воспоминаниях проявляется у человека с жизненным стилем избалованного ребенка;
б) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях тех субъектов, которые испытывали недостаток ее внимания;
в) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях хорошо адаптированных благодаря ей субъектов;
г) отсутствие матери может проявляться у тех людей у которых есть чувство, что мать ими пренебрегала;
д) отсутствие матери также может говорить о том, что ребенок к ней не привязан, не удовлетворен своей жизненной ситуацией;
е) отсутствие матери может быть связано с рождением младшего ребенка в семье и как следствие с «детронизацией (свержением с трона).

 

1.2. Отец.
а) присутствие отца в ранних воспоминаниях может наблюдаться в тех случаях, когда ребенок обращается к отцу из-за неудовлетворенности отношениями с матерью и/или в связи с рождением следующего ребенка;

б) отец может присутствовать в ранних воспоминаниях избалованного ребенка, восстающего против своего отца;

в) отсутствие отца не анализируется

 

1.3. Братья и сестры.
а) присутствие в ранних воспоминаниях брата или сестры может свидетельствовать о детронизации;
б) субъект находится в состоянии соперничества с сиблингом;
в) присутствие братьев и сестер может означать несамостоятельность, зависимость от сиблинга;
г) присутствие братьев и сестер также может означать развитие социальных чувств и сотрудничества.

 

1.4. Двоюродные братья и сестры
а) присутствие двоюродного брата или сестры того же пола – расширение поля социального действия, распространение его за пределы семьи;

б) присутствие двоюродного брата или сестры противоположного пола – возможно, есть трудности во взаимодействии с противоположным полом.

 

1.5. Бабушки, дедушки и остальные родственники.
а) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников может свидетельствовать о том, что они баловали ребенка;

 

б) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников, но исключение остальных людей и как следствие недостаточная социальная адаптация.

 

1.6. Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и пр.
а) присутствие посторонних чужих людей (гостей, друзей, соседей) - ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес за пределы семьи, сотрудничество, хорошая социальная адаптация исследуемого;

б) посторонние люди как опасность;

в) несамостоятельность и страх остаться одному.

 

Тип события:

1. Опасность, несчастный случай, телесные наказания и т.п.: это может свидетельствовать о преувеличенной тенденции сосредотачиваться преимущественно на враждебной стороне жизни. «Чувство беспомощности, преувеличение опасности и трудности жизни, страх перед неудачей и провалом, страх, что не добьется успеха в жизни, концентрация внимания на опасности падения».
2. Болезни и смерть: страх перед ними; часто присутствуют в воспоминаниях врачей, что является следствием стремления лучше подготовится к встрече с ними. Иногда такие дети начинают навязчиво интересоваться смертью.
3. Проступки, кражи, сексуальный опыт и др.: указание на огромные усилия, для того чтобы избегать их в дальнейшем;

4. Новые жизненные ситуации. Воспоминание о первом посещении детского сада или школы, показывает, какое большое впечатление оказывают на человека новые жизненные ситуации.
5. Ситуация оценки со стороны окружающих.
Оценка поведения субъекта:

Отъединенное – общительное
Пассивное – активное
Враждебное – доброжелательное
Зависимое – независимое

Эмоциональное переживание среды субъектом:

Угрожающая – дружественная
Отвергающая – принимающая
Утратил уверенность в себе – уверен в себе
Угнетен – радостен
С ним дурно обращаются – с ним хорошо обращаются

 

Исследование цели.

Активность-пассивность субъекта:
Активный подход — субъект сам решает совершить какое-либо действие
1. Инициативное преследование цели.
2. Исследование цели путем установление собственных правил и игнорирование барьеров.
3. Преследование цели с помощью окольных, фиктивных или тщательных усилий.
Пассивный подход — это действие является результатом решений или действий других людей.
1. «Ведомое» преследование цели, когда не принимается ничего такого, что превышало бы требование ситуации.
2. Пассивное сопротивление – субъект подчиняется с завистью и враждебностью прилагает минимальные усилия.
3. Субъект действует без уверенности в собственном стремлении чего-то добиться, он в сомнениях и депрессии, внутренне уже оставил надежду.

 

Способ восприятия ситуации субъектом. Преобладающий вид чувствительности.

У ребенка, который страдал от трудностей со зрением и который научил себя смотреть более тщательно, мы обнаружим склонность к зрительным запечатлениям. Его воспоминания будут начинаться со слов: "Я увидел вокруг себя" — или с описания предметов различного цвета и формы.
Ребенок, у которого были трудности с движением и который хотел ходить, бегать или прыгать, выкажет эти интересы... События, запоминаемые из детства, должны быть очень близкими к основному интересу индивидуума; а если мы знаем его главный интерес, то мы знаем его цель и стиль жизни. Поэтому ранние воспоминания так важны в профессиональном консультировании.
Часто бывает, что дети или взрослые интересуются какими-то вещами потому, что они их выстрадали....Вот случай с человеком, страдающим астмой. Он был туго перевязан на уровне легких в детстве в связи с каким-то недомоганием и в результате развил в себе необычайный интерес к способам дыхания.
Некоторые люди настаивают на том, что самый важный орган — это желудок, и мы обнаружим, что и в этих случаях ранние воспоминания будут соответствовать более поздним проявлениям этого убеждения.
Зачастую мы узнаём и о других интересах — например, зрительных, слуховых или моторных, — что дает нам ключ к неудачам в школе, ошибкам в выборе профессии и указывает на род занятия, который больше соответствует подготовке данного человека к жизни.
То, что он был избалованным ребенком, раскрывается тем фактом, что в ситуации присутствует озабоченная мать.

 

2-й этап - предлагается прочитать все гипотезы, записанные на I этапе, и вычеркнуть те из них, которые опровергаются какими-либо другими элементами воспоминания.


Комплекс неполноценности» и анализ ранних воспоминаний

3-й этап - предлагается сосредоточиться удобным для себя способом и попытаться постичь формулы жизненного стиля автора воспоминаний. Работать поначалу лучше в режиме мозгового штурма — продуцировать любые идеи и записывать их, не критикуя.
Затем на основе анализа этих идей должна быть выведена отточенная формула жизненного стиля, начинающаяся со слов, предложенных Адлером, например: «Жизнь — это...» или: «Жить — значит...».
Вообще, прочитать чужое раннее воспоминание — значит головокружительно близко подойти к постижению сути другого человека. Однако это субъективное ощущение должно остаться диагностической тайной.


4-й этап анализа, мы переходим к исследованию вместе с автором ранних воспоминаний той жизненной формулы, которую мы составили, — то это означает, что от диагностической, исследовательской задачи мы переходим к задаче психотерапевтической, а это требует уже другого договора с клиентом, других условий и других методов работы.


Схема контент-анализа ранних воспоминаний, в основе которой лежат их пространственная организация и паралингвистические параметры. Она включает выделение и оценку ряда элементов воспоминания:
1) характеристика "психологического пространства":
а) его объем: суженный (например, комната, детская кроватка) - расширенный (например, улица, двор);
б) его насыщенность определенными объектами: действующими реальными персонажами, вербально обозначенными, но отсутствующими в описанной сцене персонажами (например, "мамы нет"), а также объектами живой и неживой природы (например, радио, машина, песня);
в) положение в пространстве главного персонажа (ребенка) и других персонажей, обозначенных объектов: степень их удаленности друг от друга, наличие связующих (например, дорога, телефон) или разделяющих элементов (например, борт коляски, стены комнаты);
2) активность субъекта в организации своего "психологического пространства":
а) степень активности;
б) способы преодоления разобщенности или достижения автономности (включая психологическую цену применения этих способов);
в) направленность на совместную деятельность: наличие "Я-ситуации" (ребенок не включен во взаимодействие с другими персонажами) или "Мы-ситуации" (ребенок взаимодействует с другими персонажами);
3) типичные психологические затруднения и их отражение в характере осознавания и стиле их разрешения;
4) особенности эмоционального реагирования: вербализация переживаний и степень их осознания, динамика эмоций, эмоциональный фон.

 

Манестер и Корзини предлагают для исключения случайных ситуативных влияний анализировать не одно, а 3, 6 или даже 10 ранних воспоминаний.

Существуют специальные вопросники ранних воспоминаний, например вопросник ранних воспоминаний The Early Recollections Questionnaire (ERQ).

   От испытуемого требуется записать 6 воспоминаний. Согласно процедуре, предлагается дать письменное изложение самых ранних воспоминаний. При этом подчеркиваются несколько важных моментов:

1. старайтесь быть как можно более конкретным;

2. не давайте «обзоров», т. е. воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз;

3. не отказывайтесь давать воспоминание, даже если вы не уверены, что это действительно с вами случилось;

4. включайте все, что помните, даже то, что кажется вам незначительным;

5. описывайте только то, что относится к возрасту до 8 лет;

6. описывайте чувства, даже если они противоречивы;

7. называйте имена присутствующих в воспоминаниях людей;

8. опишите наиболее яркую часть;

9. опишите то, что случилось до и после этого, и чувства, которые вы в это время испытывали;

10. попытайтесь высказать догадку по поводу цели своего поведения;

11. укажите примерный возраст, к которому относится воспоминание.

Ч. Аллерс и коллеги (Allers, White & Hornbuckle, p. 61-66) приводят более короткую инструкцию: человека просят рассказать самое раннее воспоминание о каком-либо событии. Предлагается, чтобы это было одно событие, а не рассказ о серии событий. После того как пациент это сделает, консультант может задать уточняющие вопросы:

1. что вы чувствовали;

2. кто еще там был;

3. помните ли вы цвета, звуки и другие обстоятельства этого события?

 

Пример. - Раннее воспоминание Марины М., 19 лет. [11]

«Цирк»

Однажды мама сообщила мне: «Сегодня мы идем в цирк!» «Цирк…а что это такое?» – спросила я. В тот момент я не знала, что это такое. Моя бабушка, глядя на меня, улыбнулась.

Наконец, мы в цирке! Все очень красиво, празднично, весело. Я смеюсь. Меня окружают взрывы смеха, улыбок и море огней. Я вижу разных артистов.

И теперь на вопрос, который я задала дома, сама отвечаю: «Цирк – это здорово!»

Шкала явного содержания раннего воспоминания

Категории

Перемененные

Результаты
А. Персонажи, люди, упомянутые в РВ

1. Мать.

2. Отец.

3. Братья, сестры.

4. Другие родственники.

5. Люди, не являющиеся членами семьи.

6. Животные.

7. Количество персонажей.

8. Отсутствие их.

9. Воображаемые или книжные персонажи

* * 2
В. Темы

1. Рождение брата или сестры.

2. Смерть.

3. Болезнь, травма.

4. Наказание.

5. Проступки.

6. Вручение или передача чего-либо.

7. Взаимность.

8. Получение внимания.

9. Ситуация страха или тревоги.

10. Открытая враждебность.

11. Возбуждение, вызванное новой ситуацией.

12. Другое

*
С. Внимание к деталям

1. Зрительные.

2. Слуховые.

3. Моторные.

4. Тактильные.

5. Вкусовые.

6. Обонятельные ощущения

* *
D. Обстановка (место действия)

1. Дом.

2. За пределами дома.

3. В саду.

4. В парке.

5. Путешествие

6. Другие места.

7. Обстановка не ясна.

8. Школа

*
Е. Активность, пассивность субъекта

1. Активное.

2. Пассивное

*
F. Внешний и внутренний локус контроля

1. Субъект принимает ответы на себя.

2. Субъект отстраняется от других субъектов, последствий, результатов

*
G. Эмоции

1. Положительные.

2. Отрицательные.

3. Нейтральные

*
4. Разделы А) поведение субъекта 1. Отъединител. 2. Пассивное 3. Агрессивное 4. Зависимое 1. Совместное по отношению к среде 2. Активное 3. Благожелатное 4. Независимое  
В) индивидуальные эмоциональные переживания 1. Угрожающее отвергающее 2. Отвергающее 3. Утратил уверенность в себе 4. Угнетен. 5. Плохо обращаюсь 1. Дружественное 2. Заботливое 3. Почувствовал уверенность в себе 4. Радостен 5. Хорошо общаюсь  

Гипотезы

1.1. Мать

1.1. А) присутствие матери появляется в жизненном стиле избалованного ребенка.

1.1. В) мать может присутствовать в воспоминаниях у тех, кто нуждается в большом внимании с ее стороны.

1.1. С) мать может присутствовать в раннем воспоминании у хорошо адаптированных субъектов, которому она помогла адаптироваться в жизни.

1.2. Отец

1.3. Братья и сестры.

1.4. Двоюродные

1.5. Остальные родственники

1.5а. Присутствие их может означать, что они баловали ребенка и «испортили» его.

1.6. Посторонние чужие люди

Присутствие посторонних людей свидетельствует о хорошей социальной адаптации исследуемого, об интересе по отношению к людям, на которых он распространяет свой интерес.

2. Тип события

2.1. Новая жизненная ситуация

3. Способ восприятия ситуации объектом

3.1. Преобладающий вид чувствительности – зрительный:

«Все очень красиво».

3.2. Ощущение принадлежности

«Мы-ситуация» свидетельствует о высоком социальном интересе к окружающим.

3.3. Эмоции и чувства

«Меня окружают взрывы смеха»

Нахождение формулы жизненного стиля автора раннего воспоминания.

Темы, сюжеты, мотивы раннего воспоминания – все положительного характера, действие субъекта активное, сопровождается положительными эмоциями.

Жизнь для данного человека – это значит удивлять людей, общаться.

Таким образом, раннее воспоминание состоит из событий, поступков, обыденных действий, но индивид сам выбирает, что из этих событий важно для информации о нем, а что можно опустить. Можно предположить, что исповедь о себе, что называется, для себя будет включать множество ситуаций, касающихся только личности индивида. На наш взгляд, можно говорить об одновременном существовании в сознании индивида нескольких автобиографических элементов, о построении «биографии извне» (для внешних повествований о себе, ориентированных на социальную оценку) и «биографии изнутри» (как фиксации для самого себя своего жизненного пути).

 

 

8. Методы исследования жизненного сценария

Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард [7]

Если Вы хотите исследовать свой сценарий, выделите время для работы со

следующими упражнениями, поскольку они будут интересны для Вас.

1. Культурный и семейный сценарий

Вообразите, что Вы движетесь назад во времени. Кто были Ваши предки

семьдесят пять лет или сто пятьдесят лет назад?

* Влияет ли на Вас каким-либо образом Ваше культурное наследство (в

Ваших половых ролях, в работе, в стремлении к образованию)?

* Вспомните хотя бы одну тему, которой Вы следуете теперь и которая

определяется культурным сценарием.

* Вспомните Ваши настоящие жизненные сцены. Включают ли какие-либо из

них субкультурные сценарии?

* Вспомните драматические роли семьи, в которой Вы выросли. Не

повторяете ли Вы какие-либо из них сейчас? Какие роли Вы изменили?

2. Личный сценарий

Невербальные сообщения Вашего сценария (прочтите все упражнение, перед

тем как выполнить его).

Закройте глаза и попытайтесь увидеть самые ранние выражения лиц,

которые Вы можете припомнить. Если возникают только части лица, такие, как

глаза или рот, вглядитесь в них повнимательнее. Чьи лица Вы увидели?

Теперь попытайтесь вспомнить невербальные сообщения, полученные Вами от родителей через их действия (подзатыльник, сжатый кулак, сердитый шлепок, нежный поцелуй).

* Какие приятные или неприятные чувства возникли у Вас?

* Какие сообщения передавались Вам через выражения лиц и телесные

действия?

Словесные сообщения Вашего сценария

Представьте себе, что Вы опять ребенок. Прислушайтесь снова к тем

словам, которые говорились о Вас в Вашей семье. Что говорилось:

* о Вашей ценности

* о Вашем лице

* о Вашей сексуальности

* о Ваших способностях

* о Вашем уме

* о Вашей морали

* о Вашем здоровье

* о Вашем будущем

* Произнесите фразы, которые Вы вспомнили и которые отражают, что думал

про Вас каждый из родителей.

* Связана каким-либо образом Ваша нынешняя самооценка с мнением Ваших

родителей о Вас?

Ролевые отождествления

Вспомните несколько последних дней и Ваши отношения с различными

людьми. Не играли ли Вы какую-либо из трех драматических ролей -- Жертвы,

Преследователя, Спасителя?

* Менялась ли Ваша роль при смене обстоятельств?

* Играли ли Вы одну роль чаще, чем остальные?

* Не были ли исполняемые Вами роли похожи на персонажей Ваших любимых

мифов, сказок, притч и т.п.?

Когда Вы читали "Притчу об Орле", не отождествляли ли Вы себя с

определенным персонажем? Спросите у себя:

* Кто-нибудь кормит и приручает меня? Кормил ли и приручал ли я

кого-нибудь?

* Спас ли я кого-нибудь по-настоящему? Кто-нибудь спасал меня?

На сцене

Вообразите, что Ваша жизненная драма исполняется на сцене.

* Это комедия, фарс, сага, мелодрама, трагедия или что?

* Содержит ли Ваша пьеса сценарную тему? Если да, то на что она

направлена, на успех или неудачу, является ли она конструктивной,

деструктивной или непродуктивной?

* Будьте зрителем Вашей пьесы. Станете ли Вы аплодировать, плакать,

свистеть, смеяться, уйдете спать, захотите получить обратно деньги за билет

или поведете себя как-нибудь по-другому?

Жизненные сцены

Представьте свою жизнь в виде вращающейся сцены. Изобразите на ней

различные окружения в соответствии со временем, которое Вы находитесь в

каждом из них. Возьмите типичный месяц Вашей жизни. Исключите время,

затрачиваемое Вами на сон, если оно не представляет для Вас особой важности.

Примеры таких диаграмм приведены на рис. 28.

 

* Соответствует ли энергия, которую Вы расходуете на каждой сцене,

количеству времени, проводимому на ней?

* Есть ли у Вас реальный интерес к той области, где Вы расходуете свое

время и энергию?

* Кто, по Вашему мнению, направляет Вашу жизненную драму на каждой

сцене?

* Вы удовлетворены тем, как Вы используете свои возможности в различных

окружениях?

Список действующих лиц

Вспомните наиболее важных для Вас людей, которые участвуют в Вашей

жизненной драме.

* Расположите их в соответствии со временем, энергией, которые Вы

расходуете на них, и реальным _ интересом, который Вы испытываете к ним.

* Измените ситуацию. Сколько времени, энергии они тратят и какой

реальный интерес, по Вашему мнению, они испытывают по отношению к Вам?

* Вы считаете, что они каким-либо образом способствуют Вашим жизненным

планам?

* С кем и на каких сценах Вы играете в игру "Если Бы..."?

* С кем и на каких сценах Вы действительно являетесь своей ролью, а не

только играете ее?

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ ЛИЧНОСТИ [12]

Жизненный сценарий личности представляет собой сложносоставной бессознательный феномен. Его исследование осложняется тем, что в структуру сценария входят различные элементы, большая часть которых самим человеком не осознается. Так, например, человек чаще всего осознает повторяющиеся события в своей жизни, которые не приводят к конструктивному результату, может оценить последствия этих событий. но причины их возникновения и механизм, обеспечивающий деструктивную повторяемость, почти всегда лежат вне зоны сознания личности.

Тем не менее исследование жизненного сценария зачастую крайне необходимо. Без полного осознания самого сценария, а также причин его возникновения и механизмов, запускающих разрушительные жизненные события, невозможно освободиться от сценарного влияния на свою жизнь. Кроме того, исследование жизненного сценария личности имеет научную ценность: до сих пор неясна структура явления, назначение сценария, не определен список элементов, входящих в структуру жизненного сценария.

Своим появлением термин «жизненный сценарий личности» обязан Э. Берну

- основателю транзактного анализа в психологическом консультировании. В этом направлении основной способ диагностировать жизненный сценарий человека

- это наблюдение за ним в процессе индивидуальной и/или групповой работы, сопровождающееся заполнением сценарных вопросников.

наблюдение за клиентом в процессе психологической работы - это основной метод, с помощью которого транзактные аналитики обнаруживают жизненный сценарий личности. Э. Берном были описаны так называемые признаки сценария

- особенности поведения клиента в группе, по которым можно отметить момент включения личности в свой сценарий. Эти признаки представляют собой различные телесные (зачастую физиологические) проявления (глубокий вздох, перемена позы, появление напряжения в какой-либо части тела. После того как человек включился в сценарий, он начинает его реализовывать. Далее задача аналитика состоит в том, чтобы наблюдать за поведением и отмечать его малейшие изменения. Поскольку все происходит в реальном времени, аналитик имеет возможность тут же вынести свои наблюдения для обсуждения в группе или с самим клиентом (если они находятся в процессе индивидуальной психотерапии) с целью раскрытия сценария и его преодоления.

Очевидно, что такой метод исследования сценария наиболее хорош для индивидуально-личностной работы и обнаружения сценариев конкретных людей, но не удобен для изучения сценария как феномена с целью построения целостной картины явления.

Сценарные вопросники как самостоятельный метод исследования сценария не используются транзактными аналитиками, они представляют собой дополнение (выдаваемые клиентам в качестве домашнего задания) к работе в группе или в процессе индивидуального консультирования. Как следствие, нет единой схемы (или хотя бы общего принципа) анализа ответов на такой вопросник, которой можно было бы пользоваться для выявления сценария, не прибегая к индивидуальной или групповой психологической работе. Каждый аналитик вынужден всякий раз, в зависимости от индивидуальных особенностей клиента, изобретать новый способ показать ключевые особенности жизненного сценария человека.

Таким образом, стоит задача создания такого способа исследования сценария, который, во-первых, позволит установить индивидуальный жизненный сценарий людей и, во-вторых, благодаря общим принципам и схемам анализа, позволит делать выводы о жизненном сценарии как общепсихологическом феномене.

Необходимо отметить, что вопросникам как методу исследования сценария, несмотря на то, что они не использовались самостоятельно, в транзактно-аналити-ческой работе уделялось много внимания (кроме того, Э. Берн и его последователи предлагают сценарные вопросники как способы самоисследования сценария). Метод интервью (на основе которого строятся вопросники) представляется тем методологическим принципом, который способен обеспечить возможность выявления сценария.

Рассмотрим подробнее те способы интервьюирования, которые использовались психологами в своей работе для обнаружения жизненных сценариев людей.

Сценарные вопросники варьируют по количеству вопросов. Например, К. Штайнер считает, что сценарий личности будет всегда основываться на трех вопросах, которые касаются личной идентичности человека и его судьбы: Кто я? Что я здесь делаю? Кто все эти другие?

Вопросник по Э. Берну содержит несколько разделов, касающихся разных возрастов человека (дородовые воздействия, раннее детство, средний возраст, позднее детство, юность, зрелость), а также вопросы о том, какой человеку видится сцена его смерти. В каждом из разделов от 5 до 19 вопросов. Кроме того, Э. Берн предложил еще и терапевтический вопросник, позволяющий понять, насколько человеку удалось избавиться от своего сценария в процессе групповой психотерапии. В нем 20 вопросов, касающихся самоотношения, отношения к миру, к собственной жизни, к другим людям.

М. Джеймс и Д. Джонгвард предлагают свой вариант вопросника, дающего возможность исследовать сценарий жизни. Первая группа вопросов касается культурного и семейного сценариев, вторая - личного. Кроме того, они предлагают исследовать словесные (вербальные) послания сценария (слова, которые были сказаны по отношению к человеку в детстве), ролевые отождествления (роли в сказках, мифах, историях, любимые человеком и, предположительно, в соответствии с которыми он ведет себя в ключевых аспектах своей жизни), представления человека о его жизни.

Иными словами, существует большое поле вопросов, которые, с точки зрения разных аналитиков, необходимо задать человеку с целью распознать его сценарий. Нет единого подхода к созданию вопросников, единого списка вопросов. Вследствие этого невозможно создать единую схему анализа ответов испытуемых на сценарные вопросники с целью построить целостную картину сценария как явления.

Кроме собственно транзактно-аналитических методов распознавания сценария жизни, обнаружение сценария возможно с помощью ранних детских воспоминаний по А. Адлеру, поскольку и в транзактном анализе, и в индивидуальной психологии придается большое значение раннему детскому опыту.

Е.В. Сидоренко приводит интервью, с помощью которого можно установить те детские переживания, которые оказывают влияние на взрослую жизнь человека и лежат в основе стиля его жизни (по А. Адлеру) и соответственно сценария жизни. Причем она описывает две схемы интервью: для детей и для взрослых. Вопросы интервью касаются состояния и личности самого человека, его родительской семьи, воспоминаний об отношениях в семье, о детских болезнях, страхах, интересах. Процедура диагностики раннего воспоминания предполагает, что человек письменно опишет свое воспоминание, руководствуясь определенной инструкцией. Различные консультанты предлагали разные инструкции, однако во всех подчеркивается необходимость описывать чувства и подробности воспоминания о конкретном событии, не прибегая к помощи кого бы то ни было в окружении [8].

<

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: