1. Читаем уравнение: разность чисел х и 34 равна частному чисел 48 и 3.
2. Вычисляем значение выражения в правой части: 48: 3 = 16.
3. Записываем: х — 34 = 16.
4. Вспоминаем правило нахождения неизвестного уменьшаемого: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому (34) прибавить разность (16). Получается 50.
5. Проверяем, подставляем вместо х его значение: 50 — 34 = = 48: 3. Вычисляем, получаем равенство 16 = 16. Уравнение решено верно.
— Объясните решение второго уравнения по алгоритму. №284 (с. 63).
(Коллективное выполнение с комментированием.)
№285 (с. 63).
(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками И покажем дома маме.
{Поднять руки над головой, делать хватательные движения.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания — руки в стороны .)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Шаги на месте (колени поднимать высоко).)
|
|
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте.)
Ну а мы идем, идем (Шаги на месте.)
И к себе приходим в дом.
{Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику №286 (с. 63).
— Прочитайте задачу.
— О чем эта задача? {О хлебе, который продавали в магазине.)
— Что известно в задаче? {Продано 176 кг хлеба, осталось на 145 кг меньше, чем продали.)
— Что нужно узнать? (Сколько килограммов хлеба привезли.)
— Что в задаче будет частями, что — целым? (Целое — весь хлеб, который привезли. Части — продали и осталось.)
— Заполните схему и решите задачу.
(Один ученик работает у доски. Проверка, самооценка.)
176 кг 176 — 145 кг 9 |
Решение: 176 + (176 — 145) = 207 (кг).
Ответ: привезли 207 кг хлеба.
— Составьте уравнение для решения задачи, (х— 176 = 176 —
- 145.)
— Решите уравнение.
№288 (с. 63).
— Прочитайте.
— Как найти третью часть отрезка? (Разделить на 3 и взять одну часть.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (48:3= 16(мм).) №289 (с. 63).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик читает равенства, остальные проверяют. Если равенство составлено неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
Ответы
1) 90 мм, 800 мм, 2250 мм;
2) 540 мин, 3 мин, 145 мин.
№290 (с. 63).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
Решение уравнений
Вариант 1 Вариант 2
х- 65 = 640 + 160 71 — х = 64: 8
65 -* = 81: 9 *-96 = 340 + 260
(Проверка, самооценка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 63). Проверка.)
— Отрезок какой длины вы начертили? (85мм, или 8см 5мм.)
|
|
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 13 (с. 37-39).)
VIII. Подведение итогов урока
— Какое правило помогает найти неизвестные уменьшаемое и вычитаемое?
— Кто считает, что он хорошо решает уравнения?
— Кому нужно еще потренироваться?
Домашнее задание
Учебник: № 287, задание на полях (с. 63).
Урок 41. Нахождение нескольких долей целого
Цели: учить находить несколько долей целого; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на нахождение нескольких долей целого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Кто смог разгадать ребус на полях?
— С какого выражения вы начали решение? (Со второго.)
— Чему равен круг? Как вы находили? (120 + 40 = 160.)
— Чему равен треугольник? (380 - 160 = 220.)
III.Актуализация знаний
Индивидуальная работа по карточкам
— Реши уравнения.
65-х = 75: 15 х +420= 1200-550 х — 16 = 102: 6