(Один ученик работает на откидной доске.)
1) Найдите произведение чисел 20 и 40. (800.)
2) Какое число умножили на 4 и получили 320? (80.)
3) Первый множитель 50, произведение 1000. Чему равен второй множитель? (20.)
4) Увеличьте 125 в 2 раза. (250.)
5) На сколько нужно умножить 7, чтобы получилась 21 000? (На 3000.)
(Проверка.)
— Чем похожи все задания математического диктанта? (Они связаны с действием умножения.)
— Какие правила вы вспомнили при написании диктанта?
— Как называются числа при умножении?
— Как найти неизвестный множитель?
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить все, что нам известно о действии умножения, поупражняться в умножении чисел, в нахождении неизвестных компонентов умножения.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте правила умножения на с. 104. Почему равенства на с. 76 верны?
— Для чего можно использовать эти правила? (Для упрощения вычислений.)
— Выполните вычисления наиболее удобным способом.
6-2-2-5-3 (6-2-3-(2-5) =360)
12 • 5 • 10 • 2 • 3 (12 • 3 • (2 • 5) • 10 = 3600)
20 * 6 • 5 * 8 (6-8-(20-5) =4800)
|
|
№325 (с. 76).
— Прочитайте записи на полях. Объясните их.
— Приведите примеры с числами.
№326 (с. 76).
(Фронтальная работа с доказательством при помощи правила.) №327, 328 (с. 76).
(Устное выполнение.)
№329 (с. 76).
— Прочитайте задачу.
— Как вы будете выполнять краткую запись? (В таблице.)
— Что примете за единицу? (Расход пленки на один парник.)
— Заполните таблицу и решите задачу самостоятельно. (Ученик, решивший задачу первым, записывает решение
на доске. Проверка, самооценка.)
Расход пленки на один парник | Количество парников | Общий расход пленки |
? (одинаковый) | 9 | 45 м |
3 | ? |
Решение: 45: 9 • 3 = 15 (м).
Ответ: на 3 парника пойдет 15 м пленки.
- Составьте обратные задачи. Оформите краткую запись в таблице.
Расход пленки на один парник | Количество парников | Общий расход пленки |
? (одинаковый) | 9 | 45 м |
? | 15 м |
Расход пленки на один парник | Количество парников | Общий расход пленки |
? (одинаковый) | 9 | ? |
3 | 15 м |
— Решите задачи.
№ 332 (с. 76).
(Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.) Решение
S= 5-3 = 15 (см2);
15 см2 = 1500 мм2;
1500:2 = 170 (мм2).
V. Физкультминутка
Не сутультесь, грудь вперед,
Плечи разверните.
(Рывки руками перед грудью.)
А теперь рывки руками Снова повторите.
Достаем рукой носочек:
Правой — левый, левой — правый.
Вертолет летит, стрекочет,
Винт работает исправно.
(Наклониться вперед и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.)
А теперь, как будто мячик,
Все на месте мы поскачем.
Отдохнули, посвежели И на место снова сели.
(Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
|
|
Выполнение заданий в рабочей тетради №41 (с. 64).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся читают вопрос и называют соответствующее решение задачи.)
№ 42 (с. 64).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.)
Ответы
21:3 = 7
54: 9 = 6 81:9 = 9 № 43 (с. 64).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, самооценка.) Решение
= 2-3 = 6 (см2);
S2 = 1 • 1 = 1 (см2);
S9 = 2 • 2 = 4 (см2).
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 76). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 63, 8.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— У кого есть вопросы и кому нужна помощь?
Домашнее задание
Учебник: № 330, 331 (с. 76).
Урок 51. Письменные приемы умножения
Цели: познакомить с приемом умножения многозначного числа на однозначное; учить выполнять умножение именованного числа на однозначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение многозначного числа и значения величины на однозначное число; выполнять анализ (выделение признаков); выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Ход урока
I. Организационный момент *
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа у доски
— Вычисли.
20 т — 4 ц 22 кг
6 кг 600 г + 14 кг 70 г 40 ц 40 кг + 3 т 50 кг
— Вычисли, выполнив запись столбиком.
264-3 123-7 225-4 206-4
Фронтальная работа
— Ответьте на вопросы, пользуясь таблицей.
Злак | Пшеница | Рожь | Гречиха | Овес |
Сдано на завод | 450 кг | 720 кг | 180 кг | 400 кг |
1) На сколько килограммов пшеницы сдано меньше, чем ржи? {На 270кг.)
2) Во сколько раз гречихи сдано меньше, чем ржи? {В 4раза.)
3) Сколько всего килограммов злаков сдано? Как удобнее вычислить? (1750 кг.)
4) Войдут ли рожь и гречиха в 6 мешков вместимостью 150 кг? (Войдут.)
5) Сколько таких мешков нужно для того, чтобы разложить в них весь овес? (3мешка. Третий будет неполный.)
6) Чего собрали больше — пшеницы и овса вместе или ржи и гречихи? На сколько килограммов? (Пшеницы и овса, на 50 кг.)
— Разделите единицы измерения на группы: килограмм, километр, тонна, центнер, грамм, дециметр, дюйм. (Единицы длины: километр, дециметр, дюйм; единицы массы: килограмм, тонна, центнер, грамм.)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
Математический диктант
— Запишите числа в столбик.
(Один ученик работает на откидной доске.)
• 63 миллиона 22 тысячи 987.
• 430 единиц I класса, 30 единиц II класса.
• 96 миллионов 145 тысяч 32.
• 673 миллиона 765.
(Проверка, самооценка.)
— Сколько единиц каждого разряда в числах?
— Увеличьте каждое число на 1 единицу. Уменьшите на 2 десятка.
— Увеличьте первое число в 4 раза. Как это сделать? (Умножить число на 4.)
— Что для этого нужно знать? (Как умножить многозначное число на однозначное.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с приемом умножения многозначного числа на однозначное.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 77.
— Чем будет отличаться умножение многозначного числа на однозначное от изученных случаев? (Больше цифр нужно умножать.)
— Как умножать величины? (Представить смешанную величину в более мелких единицах измерения, умножить как обычное число и приписать единицы измерения.)
— Составьте алгоритм.