Из действующих в Европе международных организаций, ставящих своей целью обеспечение длительного мира и международной безопасности в Европе, в работе будут рассмотрены Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Евросоюз (в части его деятельности по поддержанию мира и безопасности).
ОБСЕ была преобразована из Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с 1 января 1995 г. решением Будапештского совещания (1994) в соответствии с решениями, содержащимися в Парижской, Венской и Хельсинкской декларациях. Таким образом, одним из основных актов данной организации является Заключительный акт СБСЕ (Хельсинкский акт 1992 г., или Хельсинки-2).
В числе целей ОБСЕ можно отметить использование норм и стандартов для создания области общей безопасности, активное содействие урегулированию споров и конфликтов и осуществлению миротворческих операций, упрочение безопасности путем контроля за вооружениями, разоружением.
Высший орган ОБСЕ — Совещание глав государств и правительств. Руководящий совет ответственен за обсуждение и формулирование политики, а Постоянный совет проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения. В рамках Парламентской ассамблеи ОБСЕ обсуждаются вопросы, поднятые на заседаниях Совета, разрабатываются механизмы по предупреждению и разрешению конфликтов.
|
|
Одно из наиболее слабых мест в деятельности ОБСЕ – процедура принятия решений. Организация объединяет государства с весьма различными интересами во внешней политике и принимает решения на основе консенсуса. Если при разработке различных документов подобная методика себя оправдывает, то при необходимости оперативного решения вопросов, связанных с угрозой миру и безопасности в регионе, сбои неизбежны, что и доказали конфликты в Европе последних лет.
Но ОБСЕ предпринимает меры по усилению своей роли (в правовом плане это было продемонстрировано введением принципа «консенсус минус один»). Яркий пример проявления политической воли — подписание Хартии европейской безопасности (1999)[3] и Стратегии ОБСЕ, обращенной к угрозам безопасности и стабильности XXI в. (2003).
Ограниченная политическим характером своих решений, ОБСЕ не обладает возможностью координировать действия военных блоков. Это закрепляет и п. 8 Хартии европейской безопасности, раскрывающей принцип равной и одинаковой безопасности, в соответствии с которым подтверждается присущее каждому государству право свободно выбирать или менять способы обеспечения своей безопасности, в том числе через участие или неучастие в союзных договорах, а также право на нейтралитет.
|
|
Тем не менее среди направлений деятельности ОБСЕ есть и такие, как мирное урегулирование споров, раннее предупреждение, предотвращение конфликтов, регулирование кризисов, постконфликтное восстановление и военно-политическое измерение.
В рамках военно-политического измерения была проведена большая работа по разработке и принятию ряда важных международных соглашений в области контроля за вооружениями. В результате были подписаны такие важные договоры, как, например, Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ, 1990), Договор по открытому небу (ДОН, 1992).
Помимо нормотворческой деятельности, документы ОБСЕ предусматривают возможность принятия практических мер для воздействия на конфликтные ситуации. Во-первых, это инструменты по привлечению внимания к ситуациям, способным перерасти в кризис, включая вооруженные конфликты. В частности, любое государство-участник вправе вынести любой вопрос на рассмотрение Постоянного совета, еженедельно собирающегося в Вене на уровне послов. Также существует механизм организации экстренных заседаний, в том числе на уровне министров иностранных дел, в отношении чрезвычайных ситуаций.
Во-вторых, существуют и инструменты урегулирования споров. В 1991 г. была разработана процедура, в соответствии с которой государства — стороны спора могут обратиться с просьбой об учреждении специального механизма ОБСЕ, который может рекомендовать сторонам возобновить переговоры или принять другую процедуру урегулирования: установление фактов, примирение, посредничество, добрые услуги, арбитраж, судебное разбирательство и т. п. Стороны также могут просить представить им общие или конкретные замечания или советы по существу спора, с тем чтобы помочь добиться урегулирования в соответствии с международным правом и их обязательствами в рамках ОБСЕ.
На случай возникновения вооруженного конфликта все государства ОБСЕ взяли на себя обязательство «стремиться содействовать реальному прекращению военных действий и стараться создать условия, благоприятные для политического урегулирования конфликта». Они также обязаны «сотрудничать в оказании поддержки акциям гуманитарной помощи». В рамках такого сотрудничества могут проводиться консультации в отношении необычной военной деятельности, осуществляться меры стабилизации в отношении локальных кризисных ситуаций, меры по укреплению роли ОБСЕ как форума для политического диалога.
В ОБСЕ регулируются и вопросы, связанные с правами и обязанностями военнослужащих, применительно к различным сферам общественной жизни. Однако в отличие от НАТО в ОБСЕ не существует соглашения, определяющего статус вооруженных сил, и соответствующие рамочные положения закреплены в Кодексе поведения, касающемся военно-политических аспектов безопасности.
Для управления силами быстрого реагирования возможно использование одного из трех механизмов:
• обращение к военным ресурсам НАТО;
• использование военного штаба одного из государств-членов с участием военных представителей штабов других государств-членов;
• использование собственных органов военного управления ЕС.