Описание и анализ полученных в ходе исследования результатов

 

Количество респондентов 18. 12 играют в действующей рок-группе. Еще 6 респондентов являются действующими рэп-исполнителями.

Анализ полученных результатов по методике М. Рокича представлены на рисунках 1-4.

Результаты для сравнения были составлены отдельно для терминальных и инструментальных ценностей. В рисунках включены ценности, которые у респондентов оказались на первом месте.

Рис. 1. Терминальные ценности (рэп-исполнители)

Рис. 2. Терминальные ценности (рок-исполнители)

Рис. 3. Инструментальные ценности (рэп-исполнители)

Рис. 4. Инструментальные ценности (рок-исполнители)

 

Анализируя полученные данные можно прийти к выводу, что частично совпадают терминальные ценности, а именно переживание прекрасного в природе и искусстве, наличие хороших друзей. Это указывает на то, что вне зависимости от музыкального жанра, необходимость в созерцании природы и наличие доверенного круга лиц будет оставаться неизменной ценностью. В то же время другие ценности очень разнятся. Приверженцы рок музыки демонстрируют «бунтарские» ценности, в то время, как приверженцы рэп искусства указывают на общекультурные нормы.

Это расхождение как раз-таки и характеризует респонентов, как носителей той или иной музыкальной культуры. Если рок музыка – музыка протеста, то ценности будут соответственно направлены на отстаивание своей свободы и независимости

Так же интересно отметить, что многие предполагают, что рок и рэп музыка довольно близки по духу, а все их различия кардинальные являются отражением того, как меняется общество на протяжении своего существования.

 

Анализ и интерпретация результатов исследования по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной:

Таблица 1 - Наиболее выраженные и наименее выраженные социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере участников различных музыкальных стилей

Наиболее выраженные установки

рокеры рэперы
· Процесс · Свобода · Результат · Альтруизм   · Процесс · Альтруизм · Свобода · Деньги

Наименее выраженные установки

рокеры рэперы
· Эгоизм · Труд · Деньги · Власть · Результат · Эгоизм · Труд · Власть

Рассматривая полученные данные рэперов, можно сказать, что у них наиболее выраженные установки – процесс, альтруизм и свобода, а менее – результат, эгоизм и власть. Можно предположить, что участники групп, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто поступают в ущерб себе. Менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Рассматривая социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере рокеров, можно заметить, что у них наиболее выраженные установки – процесс, свобода, результат, альтруизм, а менее выраженные – эгоизм, труд, деньги, власть. Участники часто делают собственные, порой необдуманные шаги, иногда не согласуясь с массой. О результате задумываются только в последний момент. Ими движут собственные интересы, они готовы усиленно трудиться, им хочется развлечений.

Таким образом,если сравнить данные группы, то видно, что наиболее выраженные установки у рэперов – процесс, альтруизм и свобода, а менее – результат, эгоизм и власть, у рокеров – процесс, свобода, результат. альтруизм, менее выражены – эгоизм, труд, деньги, власть.



ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Исходя из полученных исследований, можно сделать вывод, что частично у исследуемых совпадают терминальные ценности, а именно переживание прекрасного в природе и искусстве, наличие хороших друзей. Это указывает на то, что вне зависимости от музыкального жанра, необходимость в созерцании природы и наличие доверенного круга лиц будет оставаться неизменной ценностью. В то же время другие ценности очень разнятся. Приверженцы рок музыки демонстрируют «бунтарские» ценности, в то время, как приверженцы рэп искусства указывают на общекультурные нормы.

Это расхождение как раз-таки и характеризует респонентов, как носителей той или иной музыкальной культуры. Если рок музыка – музыка протеста, то ценности будут соответственно направлены на отстаивание своей свободы и независимости.

Проведённый анализ, и интерпретация результатов исследования по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной позволяет сделать вывод, что наиболее выраженные установки у рэперов – процесс, альтруизм и свобода, а менее – результат, эгоизм и власть, у рокеров – процесс, свобода, результат. альтруизм, менее выражены – эгоизм, труд, деньги, власть.

Всё это говорит о том, что ценностные ориентации определенной субкультуры определяются социальной практикой общества и его ценностями, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры, возрастными или иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей. Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:

Ценности это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Ценностные ориентации– важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.

Теоретическим аспектам изучения «ценностей» и «ценных ориентаций личности» уделяли внимание такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Рубинштейн, в.А. Ядов и др. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова, Б.С. Волков, А.В. Мудрик, Е.И. Киприянова и др.

Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.

Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру; который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность.

Можно сказать, что на сегодняшний день складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. Поэтому возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности по средствам музыки.

.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: