ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственный экзамен по теории и практике обучения и воспитания является формой итоговой аттестации обучающихся 1 ступени высшего образования при освоении образовательных программ общепрофессиональных дисциплин «Педагогика» и «Психология», специальной дисциплины «Методика воспитательной работы».
Цель: определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ высшего образования при завершении освоения содержания образовательных программ высшего образования.
Задачи:
определение уровня овладения студентами научно-теоретическими, нормативно-правовыми основами организации образовательного процесса;
проверка психолого-педагогической подготовки студентов к профессиональной деятельности;
установление уровня сформированности педагогического мышления, профессионально значимых умений.
Содержание программы государственного экзамена по указанным дисциплинам соответствует образовательным стандартам и типовым программам, на основе которых осуществлялась профессиональная подготовка студентов дневной и заочной форм получения образования по специальности
|
|
1-01 02 01 «Начальное образование».
В соответствии требованиями образовательного стандартавыпускник должен обладать следующими компетенциями по дисциплинам:
«Педагогика»:
знать: нормативно-правовые и законодательные документы в области начального образования; методологию и логику педагогического исследования; основные категории дидактики и теорию воспитания; принципы, методы, формы и средства обучения и воспитания младших школьников; основы организации целостного учебно-воспитательного процесса в начальной школе; тенденции и закономерности развития педагогики начальной школы в контексте историко-педагогического знания; особенности организации и осуществления коррекционной работы в начальной школе;
уметь: применять на практике теоретические знания в области гуманизации процесса обучения и воспитания младших школьников; применять на практике идеи историко-педагогического наследия в области начального образования; осуществлять коррекцию личности младшего школьника.
«Методика воспитательной работы»:
знать: сущность и назначение воспитательной работы; психолого-педагогические основы организации воспитательной работы; особенности воспитательной работы с младшими школьниками; пути и способы организации ученического коллектива; способы реализации индивидуального подхода в воспитании; содержание, формы, методы и средства воспитательной работы; современные воспитательные технологии
|
|
уметь: планировать и организовывать воспитательную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; анализировать и решать педагогические ситуации; применять новые воспитательные технологии; анализировать результаты воспитательной работы.
«Психология»:
знать: основные категории и понятия, предмет и методы психологии; о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения и общении субъекта обучения; особенности познавательных процессов на различных ступенях онтогенеза; основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; индивидуально-психологические свойства личности младшего школьника; психологические особенности учебных групп в начальной школе;
уметь: характеризовать психические состояния, процессы и личностные особенности; анализировать процесс социализации и развития качеств личности; преодолевать психологические барьеры в педагогическом общении; уметь анализировать ведущую деятельность; выявлять различные качества, новообразования у младших школьников.
Программа задает содержательные ориентиры, позволяющие студенту-выпускнику построить полные, развернутые, исчерпывающие ответы на вопросы.
Рекомендуемая схема ответа на государственном экзамене такова:
1. Актуальность рассматриваемого вопроса.
2. Ученые, занимающиеся исследованием данной проблемы.
3. Основные понятия, разные подходы к их трактовке.
4. Сущность вопроса, решение рассматриваемой проблемы в контексте современных педагогических концепций.
5. Выводы (значимость теории вопроса для практической деятельности, разработанность проблемы и др.).
Таким образом, на государственном экзамене студент демонстрирует свою компетентность в различных проблемах обучения и воспитания младших школьников, что предполагает не только знание основных педагогических понятий и концепций, но и умение сделать сопоставительный анализ разных подходов, дать аргументированную оценку, высказать собственную точку зрения, привести примеры из школьной практики и т.п.
После программы каждой из дисциплин, вынесенных на государственный экзамен, приводится список учебной и методической литературы по основным разделам этих дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПЕДАГОГИКА
Система образования Республики Беларусь
Понятие о системе образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании. Национальная система образования. Основные принципы и направления государственной политики в сфере образования. Цели и компоненты национальной системы образования. Виды и формы получения образования. Уровни основного образования.
Учреждения общего среднего образования. Начальная школа как учреждение I ступени общего среднего образования.
Высшее образование, его ступени и учреждения. Дополнительное и специальное образование.
Нормативные правовые документы, регулирующие отношения в сфере образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011 г.).
Педагогика в системе наук о человеке
Общее представление о педагогике как гуманитарной науке. Социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической науки. Обект и предмет педагогики. Фундаментальная и прикладная функции педагогики. Задачи педагогической науки. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие. Структура педагогической науки и её основные отрасли. Связь педагогической науки с другими науками о человеке. Взаимосвязь педагогической теории и практики.