Методы психологии труда, инженерной психологии и эргономики

Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасль психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов, наполняя их специфическим содержанием (наблюдение, метод анализ документов, опрос, эксперимент).

Помимо них психология труда применяет ряд специфических приемов изучения особенностей человека в условиях трудовой деятельности. Они используются в трех самостоятельных планах:

- для психологического анализа профессиональной деятельности;

- для проведения разнообразных прикладных исследований (профотбор, профконсультирование и др.);

- для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, психических состояний.

Существует несколько классификаций методов психологии труда.

В.Е. Орел предлагает деление всех методов на две большие категории:

1) группу неэкспериментальных методов, представляющих собой целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях – метод наблюдения (внешнее наблюдение, фотография рабочего дня, самоотчёт профессионала, трудовой метод) и опроса (беседа, интервью, анкетирование);

2) группу экспериментальных методов, включающую целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности – лабораторный и естественный эксперимент, а также метод тестов.

М.А. Дмитриева предлагает методы психологического изучения профессий:

1. Профессиографические методы - призваны путём объективного исследования раскрыть сложность профессии, выявить её структурные и содержательные особенности, установить всё многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающий трудовой процесс. Результат этого описания находит своё отражение в профессиограмме, подробнее о которой будет говориться в теме психологическое профессиоведение.

2. Личностные методы, направлены только на изучение субъекта труда, т.е. свойств и отношений личности, лежащих в основе профессио­нальной успешности (личностные опросники, метод независимых характеристик).

3. Алгоритмический метод описания трудового процесса, дает возможность представить совокупность действий в компактной форме и вскрыть их закономерные связи.

4. Структурный метод описывает трудовую деятельность, как состоящую из рабочих и вспомогательных операций. Важным является принцип иерархического структурирова­ния, указывающий, что деятельность представляется на различных уровнях:

- на оперативном уровне - в виде структуры взаимосвязей решаемых задач;

- на уровне решения одной задачи - в виде структуры взаи­мосвязей алгоритмов;

- на уровне алгоритма - в виде структуры взаимосвязей блоков операций;

- на уровне блока операций - в виде взаимосвязей отдель­ных операций;

- на уровне операции - в виде взаимосвязи ее компонентов.

5. Метод системного анализа деятельности. Наиболее разработанную методику предложил В.Д. Шадриков. Она опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельности на нескольких уровнях: личностно-мотивационным (изучение потребностей), компонентно-целевом (цель, значение трудовых действий), структурно-функциональном (принципы организации и механизмов взаимодействия отдель­ных действий в целостной структуре деятельности), информационном (способ взаимодействия с информацией работником), психофизиологическом (изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность), индивидуально-психологическом (изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств).

В результате сочетания всех перечисленных уровней описа­ния деятельности она предстает как многоуровневое полиструк­турное образование.

Э.Ф. Зеер также предлагает классификацию методов психологии труда:

1. Генетические методы – исследование изменений профессионального развития личности в течение длительного времени. К данной группе методов относится: лонгитюдный и биографический методы (каузометрия, психобиография, анамнез).

2. Праксиметрические методы – способы анализа процессов и продуктов деятельности. В.Г. Ананьев относит сюда хронометрию, фотографию рабочего дня, циклографию, профессиографию, оценку изделий и выполненных работ, наблюдение, анализ документации.

3. Психометрические методы – исследование количественных сторон, соотношений, характеристик психических процессов и явлений. Это, прежде всего, тестирование. Сюда включают диагностику специальных способностей, профессиональных достижений, профессиональной обучаемости, опросники.

4. Экспериментальные методы – естественный, лабораторный, моделирующий, формирующий эксперимент.

5. Методы математической обработки – статистические приемы подведения итогов исследования, которые обеспечивают доказательность исследования. К данным методам относят дисперсионный, корреляционный и факторный анализ.

6. Коррекционно-формирующие методы – изучение профессионального становления в процессе коррекции и реабилитации личности. Это разного рода имитационные игры и семинары-тренинги.

Психология труда представляет собой постоянно развивающуюся научную дисциплину и почти вековым опытом решения практических задач. Однако это не исключает появления новых нерешенных проблем, которые тянутся из прошлого века и обусловлены тем, что появление этих новых проблем базируется на старых вопросах, на которые не были даны аргументированные ответы. В таком случае привлечение разнообразных методов исследования в психологии труда дает основание для более детальной проработки проблем организации труда и проблем субъекта труда.

Инженерная психология и эргономика также пользуются методами психологии и областях знаний, связанных с изучением человека: кибернетики, теории информации, физиологии и т.д.

Классическими методами здесь являются: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент.

Помимо данной классификации в арсенал эргономики входят следующие методы:

1) Психофизиологические методики (измерение времени реакции и т.д.)

2) Психофизические методики (определение порогов и динамики чувствительности и т.д.);

3) Психометрические методы (исследование перцептивный, мнестических, когнитивных процессов и личностных характеристик);

4) Методы электрофизиологии (электроэнцефалография, электромиография, регистрация кожно-гальванической реакции, электрокардиография, электоокулография);

5) Биотелеметрия – дистанционное исследование функций и изменение показателей жизнедеятельности человека, которое осуществляется в реальной обстановке в течение длительного времени.

Регистрация биоэлектрических процессов в организме человека позволяет определять и количественно характеризовать малодоступные для непосредственного наблюдения функциональные сдвиги в организме человека, происходящие под воздействием разнообразных факторов окружающей среды и взаимодействия с техникой. Для выявления функционального состояния человека, что позволяет проследить динамику работоспособности человека, его утомление без отрыва от реального производства. Также для оценки функционального состояния применяются и психометрические методы (тестирование, опросники, субъективное шкалирование и т.д.).

6) Методы биомеханики: ускоренная видеосъемка, видеозапись, циклография, тензометрия и т.д. С помощью данных методов проводится анализ двигательной активности человека с точки зрения эффективности трудовых движений, работы различных звеньев опорно-двигательного аппарата.

7) Техника антропометрических исследований – измерение тела человека и его частей. Соматография – технико-антропометрический анализ положения тела и изменение рабочей позы человека, соотношения размеров тела и машины. Данный метод позволяет раскрыть зоны легкой и оптимальной досягаемости, организовать рабочее место с учетом пропорциональных отношений между элементами оборудования и человеком.

Помимо данных методов в эргономике также применяются еще два блока методов:

1) Применение данных при проектировании – синтез данных в эргономических концепциях, прототипах и конечных результатах проектирования. Эти методы служат для перевода данных о человеке и его деятельности в критерии и другую информацию полезную для задачи проектирования.

2) Оценка процесса и результатов проектирования (проецируемой и спроектированной системы). Прежде всего, анализ того насколько правильно и точно применена эргономика при проектировании.

Здесь применяются: моделирование, применение математических моделей, профессиографические методы, методы распределения функций в системе «человек-машина», эргономическая оценка и т.д. Эргономика также использует методы эргономической экспертизы, заключающиеся в циклической оценке степени соответствия разрабатываемого образца системы «человек - машина - техника» эргономическим требованиям, получаемым в процессе эргономического проектирования, исследований, сформулированным в виде стандартов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: