1. Определите, какие из следующих предложений выражают суждение, а какие не выражают?
- Я обещаю подумать над вашим предложением.
- Если электростанция прекратит подачу тока, то предприятие понесет большие убытки*.
- Возникла ли собственность сама собой, как говорят, от Бога, или порождена людьми в процессе становления экономики?
- Какая прекрасная погода!*
- Всякое преступление является противоправным действием.
- Ценные бумаги могут быть предъявительскими, ордерными или именными*.
- Как можно не любить стихов А.С. Пушкина?
- Если Х ровесник У, то У ровесник Х.
- «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н.В. Гоголь).
- Водители, соблюдайте правила дорожного движения!*
- Яблоки весят Х кг.
- Он был свидетелем происшествия и может подробно его описать*.
- Америка находится от нас далеко.
- Х + У = Z*.
- Кто сегодня дежурный по аудитории?
2. Установите структуру следующих суждений и укажите их вид согласно принятой классификации:
- «Степанов имеет высшее юридическое образование»;
|
|
- «Ни один человек не должен страдать за правду»;
- «Некоторые свойства мышления не моделируются средствами современной кибернетики»;
- «Наскальные рисунки ориньякского периода, обнаруженные в Европе, представляют собой фигуры различных животных».
- «В его действиях нет состава преступления»*.
3. Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям:
а) по объему субъекта:
– «Преступление совершено одним лицом»;
- «Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройством их экономики»*;
- «В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно»;
- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»*;
- «70 % всего мирового грузооборота перевозится морским путем»;
- «Нет адъютанта без аксельбанта» (Прутков);
- «Не все темы курса логики достаточно понятны»*;
- «В этой деревне огни не погашены» (Рубцов);
- «В здоровом теле здоровый дух»*;
- «В библиотеке есть интересные книги»;
- «Не все то золото, что блестит»;
- «Древние греки внесли большой вклад в развитие философии»*;
- «Некоторые древние греки внесли большой вклад в развитие философии»*.
б) по качеству связки:
- «Добросовестный труд – источник благосостояния и могущества нашего общества»;
- «Некоторые страны не имеют однопартийной системы»;
- «Ни что не существует беспричинно»;
- «Захватническая война – незаконна»*;
- «В действиях гражданина Прохорова нет состава преступления».
в) по содержанию предиката:
- «Кража является умышленным преступлением»*;
- «Мурманск находится за полярным кругом»;
- «Некоторые рыбы живут до ста лет»;
|
|
- «Верста больше километра»;
- «Обвиняемый не достиг совершеннолетия»*.
4. Дайте объединенную классификацию суждений, отобразите отношения терминов с помощью «кругов Эйлера», установите распределённость субъекта и предиката:
- «Честный ученый не может устраниться от решения экологических проблем»;
- «Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон»*;
- «Многие виды преобразующей деятельности человека негативно изменяют условия развития естественных систем»;
- «По некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз»*;
- «Ничто не проходит бесследно»;
- «Современный этап в развитии нашей страны характеризуется ростом демократических тенденций»;
- «Несколько лет М.Ю. Лермонтов жил на Кавказе»*;
- «В архивах хранятся и закрытые дела»;
- «Человек осваивает космическое пространство»*.
5. Определите модальность следующих суждений
- «Осуждение обязательно связано с признанием лица виновным в совершении преступления»;
- «Если бы М. был на месте преступления, то он обязательно оставил бы следы ног»;
- «Не установив объекта посягательства, нельзя утверждать о наличии в деянии состава преступления»;
- «Водитель К. не остановил свой автомобиль при запрещающем сигнале светофора, в связи с чем совершил дорожно-транспортное происшествие»*.
6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части:
- «Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно»;
- «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (Всеобщая декларация прав человека)*;
- «Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают ссоры»;
- «Если установлено, что А. Взял имущество гражданина В. насильно, содеянное А. Надлежит квалифицировать как грабеж»*;
- Содеянное надлежит квалифицировать как насильственное действие в отношении начальника, если будет признано, что обвиняемый нанес побои своему начальнику в связи с исполнением им обязанностей по военной службе».
7. Установите соотношение истинности и ложности по «логическому квадрату», взяв за исходные следующие суждения:
- «Жизнь – обратимый процесс»;
- «Некоторые войны справедливые»;
- «Некоторые преступления не представляют собой большой общественной опасности»*;
- «Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух».
Практическое занятие «Суждение»
(форма обучения очная и заочная)
1. Общая характеристика суждения
2. Логическая структура суждения
3. Логические отношения между суждениями
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы