Задания для самостоятельной работы

1. Определите, какие из следующих предложений выражают суждение, а какие не выражают?

- Я обещаю подумать над вашим предложением.

- Если электростанция прекратит подачу тока, то предприятие понесет большие убытки*.

- Возникла ли собственность сама собой, как говорят, от Бога, или порождена людьми в процессе становления экономики?

- Какая прекрасная погода!*

- Всякое преступление является противоправным действием.

- Ценные бумаги могут быть предъявительскими, ордерными или именными*.

- Как можно не любить стихов А.С. Пушкина?

- Если Х ровесник У, то У ровесник Х.

- «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н.В. Гоголь).

- Водители, соблюдайте правила дорожного движения!*

- Яблоки весят Х кг.

- Он был свидетелем происшествия и может подробно его описать*.

- Америка находится от нас далеко.

- Х + У = Z*.

- Кто сегодня дежурный по аудитории?

2. Установите структуру следующих суждений и укажите их вид согласно принятой классификации:

-  «Степанов имеет высшее юридическое образование»;

- «Ни один человек не должен страдать за правду»;

- «Некоторые свойства мышления не моделируются средствами современной кибернетики»;

- «Наскальные рисунки ориньякского периода, обнаруженные в Европе, представляют собой фигуры различных животных».

- «В его действиях нет состава преступления»*.

3. Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям:

а) по объему субъекта:

– «Преступление совершено одним лицом»;

- «Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройством их экономики»*;

- «В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно»;

- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»*;

- «70 % всего мирового грузооборота перевозится морским путем»;

- «Нет адъютанта без аксельбанта» (Прутков);

- «Не все темы курса логики достаточно понятны»*;

- «В этой деревне огни не погашены» (Рубцов);

- «В здоровом теле здоровый дух»*;

- «В библиотеке есть интересные книги»;

- «Не все то золото, что блестит»;

- «Древние греки внесли большой вклад в развитие философии»*;

- «Некоторые древние греки внесли большой вклад в развитие философии»*.

б) по качеству связки:

- «Добросовестный труд – источник благосостояния и могущества нашего общества»;

- «Некоторые страны не имеют однопартийной системы»;

- «Ни что не существует беспричинно»;

- «Захватническая война – незаконна»*;

- «В действиях гражданина Прохорова нет состава преступления».

в) по содержанию предиката:

- «Кража является умышленным преступлением»*;

- «Мурманск находится за полярным кругом»;

- «Некоторые рыбы живут до ста лет»;

- «Верста больше километра»;

- «Обвиняемый не достиг совершеннолетия»*.

4. Дайте объединенную классификацию суждений, отобразите отношения терминов с помощью «кругов Эйлера», установите распределённость субъекта и предиката:

- «Честный ученый не может устраниться от решения экологических проблем»;

- «Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон»*;

- «Многие виды преобразующей деятельности человека негативно изменяют условия развития естественных систем»;

- «По некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз»*;

- «Ничто не проходит бесследно»;

- «Современный этап в развитии нашей страны характеризуется ростом демократических тенденций»;

- «Несколько лет М.Ю. Лермонтов жил на Кавказе»*;

- «В архивах хранятся и закрытые дела»;

- «Человек осваивает космическое пространство»*.

5. Определите модальность следующих суждений

- «Осуждение обязательно связано с признанием лица виновным в совершении преступления»;

- «Если бы М. был на месте преступления, то он обязательно оставил бы следы ног»;

- «Не установив объекта посягательства, нельзя утверждать о наличии в деянии состава преступления»;

- «Водитель К. не остановил свой автомобиль при запрещающем сигнале светофора, в связи с чем совершил дорожно-транспортное происшествие»*.

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части:

- «Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно»;

- «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (Всеобщая декларация прав человека)*;

- «Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают ссоры»;

- «Если установлено, что А. Взял имущество гражданина В. насильно, содеянное А. Надлежит квалифицировать как грабеж»*;

- Содеянное надлежит квалифицировать как насильственное действие в отношении начальника, если будет признано, что обвиняемый нанес побои своему начальнику в связи с исполнением им обязанностей по военной службе».

7. Установите соотношение истинности и ложности по «логическому квадрату», взяв за исходные следующие суждения:

-  «Жизнь – обратимый процесс»;

- «Некоторые войны справедливые»;

- «Некоторые преступления не представляют собой большой общественной опасности»*;

- «Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух».

 

Практическое занятие «Суждение»

(форма обучения очная и заочная)

1. Общая характеристика суждения

2. Логическая структура суждения

3. Логические отношения между суждениями

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: