И подготовке к практическому занятию

 

При изучении темы важно выработать навыки и склонность к сознательному, а не интуитивному, построению рассуждений при условии исчерпывающего числа посылок и данных. Кроме того, задачей обучаемых является научение быстрому определению и устранению ошибок в дедуктивных умозаключениях на основе использования определенных правил вывода и формализованных процедур. Достигается это постоянной тренировкой в решении логических задач. Но тренировкам должно предшествовать глубокое изучение теоретического материала.

Основное внимание следует уделить свойствам знаний, получаемых дедуктивным путем, на связь дедукции и аналитического мышления. Выясните структуру дедуктивного умозаключения. Определите исходные условия получения достоверного вывода в дедуктивных умозаключениях. Подумайте, почему в таможенной сфере дедукции играют особую роль.

При изучении непосредственных дедуктивных умозаключений следует усвоить процедуры, позволяющие уточнять логический смысл простых суждений с помощью их преобразования. Для чего необходимо определять не только отношение субъекта к некоторому предикату, но и к тому, что противоречит исходному предикату? Все многообразие возможных вариантов связи субъекта и предиката в суждении в его сути отражено следующими видами непосредственных дедуктивных умозаключений: обращением, превращением, противопоставлением предикату и умозаключением по логическому квадрату. Охарактеризуйте принципы построения этих видов преобразований. Преобразования всех видов подчинены определенным правилам. Только соответствие им позволяет достигать цели преобразования. Перечислите и охарактеризуйте правила обращения, превращения, противопоставления предикату и умозаключения по логическому квадрату. Вы должны понять, что применение простейших преобразований суждений позволяет не только точно выражать то, что мы хотим сказать, но и разнообразить нашу речь, учитывать психологические особенности информационного общения.

Изучение опосредованных дедуктивных умозаключений необходимо начать с уяснения того, что простой категорический силлогизм является базовой формой в дедуктивных рассуждениях. Это, в частности, значит, что в форме силлогизма можно построить практически любое рассуждение, когда в основу его положено суждение общего характера. Выясните структуру силлогизма и составляющие его элементы (термины и посылки). Существуют приемы определения логической структуры мысли, выраженной посредством силлогизма. Важно также усвоить процедуры реконструкции силлогизмов по их составным частям: по терминам и характеру грамматического построения суждения. Дело в том, что далеко не всегда рассуждение на практике протекает в строгой форме простого категорического силлогизма. Часто силлогизмы оказываются сокращенными или сложносокращенными.

Для дальнейшего анализа необходимо выяснить значения таких терминов, как «фигура» и «модус» простого категорического силлогизма. Различные фигуры и модусы в своих сочетаниях дают весь набор форм правильного дедуктивного вывода.

Следует изучить общие правила, соблюдение которых обеспечивает формальную правильность выводов. Для лучшего их запоминания следует узнать, по каким критериям они группируются. Поскольку эти правила распространяются на силлогизмы всех фигур, последовательный анализ каждого из логически возможных модусов даст возможность определить, какие из них являются правильными. Чтобы самостоятельно проанализировать модусы силлогизма, необходимо также овладеть определенной совокупностью процедур, или алгоритмом логического вывода. В чем он состоит? Для решения этой задачи следует вспомнить вопрос о распределенности терминов в суждении и о выражении типов логических отношений между объемами понятий с помощью кругов Эйлера.

Используя знания алгоритма дедуктивного вывода, постарайтесь самостоятельно определить, какие из установленных ранее правильных модусов остаются таковыми и в силлогизмах первой фигуры, то есть отвечают общим правилам вывода. Обобщив их, сформулируйте специальные правила для силлогизмов первой фигуры. Определите, с какими логическими свойствами можно получить суждения в качестве выводов по первой фигуре силлогизма. Особое внимание уделите определению того, каковы возможности рассуждений по форме второй и третьей фигур силлогизма. Выясните, по каким основаниям мы выбираем форму построения силлогистического рассуждения.

Прочное знание форм рассуждений с использованием сложных суждений, правил вывода и принципов формализованного анализа позволит быстро определять и устранять ошибки в рассуждениях.

Чтобы успешно использовать заложенные в дедукциях из сложных посылок возможности, решать логические задачи из этой области, надо помнить таблицы истинности различных видов сложных суждений, а также уметь определять виды и модусы дедуктивных умозаключений из сложных посылок на основе анализа грамматического строя высказываний.

Вы должны выяснить, в чем отличие умозаключений из сложных суждений от умозаключений из простых суждений? Важно усвоить, что рассуждения этого типа положены в основу логики доказывания в специальном исследовании и в своих базовых формах являются элементарными актами доказывания.

Проанализируйте структуру, свойства и разновидности чисто условного умозаключения. Следует усвоить следующие вопросы: сколько условных суждений может войти в конъюнкцию посылок условного умозаключения; каково основное условие построения условного умозаключения; в чем сходство условного умозаключения с простым категорическим силлогизмом; при каком условии данный вид рассуждений становится основной формой развития знаний в науке.

Важно выяснить общую структуру условно-категорического умозаключения, а также то, что данный вид рассуждений имеет два модуса: утверждающий и отрицающий. Сформулируйте требования, соответствие которым делает рассуждение и в утверждающей, и в отрицающей форме правильным, а выводы - достоверными. Можно ли получить выводы, нарушая эти требования, а если можно, то какой характер они будут носить? Как в анализе правильности данных умозаключений можно использовать табличный способ исследования высказываний?

Необходимо разобраться с тем, что разделительно-категорическое умозаключение имеет два модуса. Назовите их и запомните их формализованную запись. Особое внимание обратите на обусловленность правильности разделительно-категорического умозаключения характером разделительной связки в первой посылке. Используйте табличный способ анализа в обосновании выполнимости неправильных модусов. Определите базовые и производные формы условно-разделительных умозаключений, их обозначения и символическую запись. Дайте характеристику конструктивной и деструктивной форм рассматриваемых умозаключений, их простого и сложного модусов. Примените табличный способ к анализу их структуры. Поскольку данный вид умозаключений имеет, при общей простоте логической формы, довольно громоздкую грамматическую конструкцию, часто это вызывает у студентов затруднения в оценке качества рассуждения. Поэтому следует потренироваться в анализе грамматических построений на предмет обнаружения в них стандартных логических связок как структурирующих элементов.

В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарик определения следующих понятий: «умозаключение», «посылки», «вывод», «дедуктивное умозаключение», «превращение», «обращение», «противопоставление предикату», «умозаключение по логическому квадрату», «простой категорический силлогизм», «фигура силлогизма», «модусы силлогизма», «энтимема», «эпихейрема», «сорит», «дилемма».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: