Задачи конфликтологии

Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук.

Практическое приложение конфликтологии вызвано уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением “худой мир лучше доброй ссоры”, люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов.

Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым “выходом” из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения.

Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими.

 

2. Законы риторики

Все риторические параметры речи должны соответствовать ее цели, обеспечивая необходимую оратору реакцию адресата. Решению этой задачи служат четыре закона общей риторики:

Первый закон - закон гармонического диалога оратора и слушателей. Для совпадения речевых целей оратора и слушателей необходимы: достаточная исходная осведомленность слушателей в данной теме и их заинтересованность в ней; общая ценностная ориентация оратора и слушателей; доходчивость, конкретность и наглядность изложения.

Сверх того, необходимо, чтобы любая речь, даже если это пространный монолог, была диалогизирована (не по форме, а сути). Диалог (здесь – не как обмен высказываниями, а как обмен чувствами, духовный резонанс) – это исходные условия достижения должной степени гармонии (согласия) между оратором и аудиторией.

Есть несколько испытанных приемов диалогизации речевых действий оратора. Это:

Во-первых, внимание к адресату. Слушателя надо изучать, знать его интересы, проблемы, пристрастия, «больные места», психологический склад, - все, что может повлиять на результат вашей речи.

Во-вторых, близость темы к слушателю. Близкой адресату должна быть не только тема в целом, но и подход к ней, угол зрения, а также ее частные аспекты. Всего важнее же – общность оценочной позиции (если только вы не ставите своей целью переубеждение слушателей), бесспорность примеров и авторитетов. В противном случае вы рискуете быть отторгнутым духовной средой аудитории.

Надо также знать параметры, по которым тема может оказаться близкой данному адресату. Еще Аристотель замечал, что слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому следует внушать слушателям, что речь идет о подобных предметах.

К этому следует добавить, что если умело подать интересный материал, то вместе с ним слушатель охотно воспримет и некоторую порцию неинтересного материала, даже если он не связан непосредственно с интересным. Здесь сказывается эмоциональная инерция. Как шутят повара, с хорошим соусом можно съесть и ботинок. Аналогичной «приправой» для скучного, трудно усваиваемого материала служат всевозможные шутки, анекдоты, пословицы и поговорки, вроде вышеприведенной о ботинке.

В-третьих, конкретность и наглядность. Образ, пример, иллюстрация, колоритные сравнения, модели и аналогии – без них не обойдется даже самая строгая научная лекция. Более того, чем абстрактнее материал по своей природе, тем в большей конкретизации он нуждается, чтобы быть усвоенным.

Образность речи превращает ее во внутренний фильм и слуховое восприятие по своей эффективности приближается к зрительному восприятию. При помощи делаемых ораторами обобщений слушатели достаточно легко переходят с конкретного уровня восприятия на уровень абстрактный.

Второй закон - закон ориентации адресата в структуре речи. Важно не только дать слушателям тему речи и ее план (последний соблюдается далеко не во всех речевых жанрах), но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент оратор и слушатели. Важно также выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами, дабы адресат мог точно рассчитать расход своих сил на оставшуюся часть речи.

Лучше закончить чуть раньше, чем этого ожидает слушатель. Краткость – одно из несомненных достоинств оратора.

Третий закон - закон эмоциональности речи. Эмоциональная окраска во многих (хотя и не во всех) видах устных выступлений весьма желательна, а в некоторых – просто необходима. Эмоции часто являются кратчайшим путем к сердцу слушателей.

Четвертый закон - закон положительной психологической настройки слушателей. Приятному оратору верят больше, чем неприятному. То же относится и к его речи. Это кажется аксиомой, но здесь есть одна существенная оговорка: нельзя понравиться абсолютно всем, особенно в аудитории, поляризованной с точки зрения ценностей (группа спорщиков, парламент, митинг, судебная коллегия и т.п.) – угодить одним сплошь и рядом значит настроить против себя других. Это уже вопрос принципиальности оратора, его нравственной и гражданской позиции.

Из четырех основных законов общей риторики первый – закон гармонического диалога оратора и слушателей, является главным, а три остальных раскрывают его и служат средствами его реализации

Нередко адресат устного выступления бывает представлен на нескольких уровнях. В публичном диспуте на микроуровне речь идет обоппоненте или единомышленнике. На мезоуровне – обо всей группе дискутирующих, включая противников и союзников (вторичная аудитория). На макроуровне – о друзьях и знакомых спорящих сторон (третичная аудитория). Тех, которые получают сведения из зала либо от ораторов по завершении действа, либо от слушателей (пересказ).

Если же выступление транслируется по радио или по телевидению, то возникает аудитория уже четвертого порядка, предъявляющая к оратору весьма специфические требования. Отсюда следует, что речевая цель оратора должна включать в себя речевые ожидания, как непосредственных слушателей, так и аудитории более высоких порядков с учетом их предполагаемой реакции (см.: схему 3).

«Технологии» управления аудиторией

Любому оратору приходится сталкиваться с утомлением аудитории и, как следствие, со снижением внимания. Большинство выступлений, например, на деловых совещаниях кратки: в прениях председатель дает всего по 4-5 минут, однако здесь начинает сказываться совокупный эффект утомления (от речей предыдущих ораторов), и если вы выступаете ближе к концу прений, то ваши семена будут падать на весьма истощенную почву. Зато вы сможете обобщить в своем слове все сказанное до вас единомышленниками и оппонентами. А если вы при этом еще несколько усилите голос и добавите уместную толику пафоса, изложив вместо деталей темы, назревшие конкретные предложения (у ораторов это называется «проехаться на чужой спине»), то можете вполне рассчитывать на успех. Особенно если вместо 4-5 минут уложитесь в 3.

Умение произносить речи – трехминутки особенно помогает на митингах, где краткость в особой цене. Заметим, что максимум внимания при настройке аудитории на короткую речь приходится как раз на третью минуту - именно здесь следует подать основной тезис выступления в виде 10 – 15-секундной фразы и на этом закончить.

Если же вам выпало прочитать речь минут на 30 (например, отчетный доклад или пространное сообщение), то здесь придется оперативно отслеживать реакцию аудитории, и управлять вниманием зала при помощи следующих испытанных ораторских приемов:

1) Контрастная подача материала - сочетание известного адресату с неизвестным, трудного – с легким, спорного – с несомненным, абстрактного – с конкретным, серьезного – со смешным. Это также когда пафос дополняется спокойным изложением материала. Приводимые цитаты и цифры - комментариями к ним. Когда критика совмещается с похвалой (если объект того и другого заслуживает), скорбь – с надеждой, формулы – с пословицами и поговорками, проза – со стихами. В общем, когда имеет место периодическая смена содержания и характера изложения информации.

2) Речевые модуляции - изменение темпа речи, силы и тембра голоса в соответствии с содержанием произносимого. Формулы, термины, определения надо выговаривать неторопливо, внушительно, пословицы и поговорки – весело, шутливо, подчас даже задорно. Многие ораторы выделяют особой интонацией цифры, примеры и цитаты.

3) Обратная связь с аудиторией -если слушатели начинают отвлекаться, засыпать или заниматься посторонними делами, надо срочно применить один из упомянутых приемов содержательного, стилевого или вокального перебоя. Иногда бывает полезно выдержать привлекающую внимание паузу или демонстративно откашляться.

4) Смысловые кванты -5-7 минутные отрезки, которые имеет смысл выделять в пространных речах для каждого частного сюжета или тезиса с его доказательствами, ибо внимание среднего слушателя способно непрерывно удерживаться на одной теме как раз такое время.

5) Соблюдение закона края (лучше запоминаются начало и особенно конец любого информационного блока) на микро – мезо - и макроуровне, т.е. в каждом тезисе-кванте, в каждой части выступления (начало, середина, конец) и во всей речи. Как отмечал М.В. Ломоносов, «из доводов сильные и важные должно положить наперед, и те, которые других слабее, в середине, а самые сильные – на конце утверждения, ибо слушатели и читатели больше началу и концу внимают и оных больше помнят». Конец важнее начала, поскольку он подводит естественный, психологически ожидаемый итог всей речи.

Это же правило распространяется и на серию выступлений разных ораторов, особенно на дебаты, в которых ораторы опровергают друг друга. Это утомляет нейтрального слушателя, он внутренне молит спорщиков о конце и ощущает невольную благодарность тому, кто поставил точку в затянувшихся прениях. В итоге шанс на согласие с ним слушателя слегка повышается. Сколь ни мал этот шанс, им не следует пренебрегать. Воистину, «конец – делу венец». Не случайно во многих европейских языках понятие «конец» и «цель» обозначает одно слово.

6) Углубление аргументации - чем острее идет полемика и чем принципиальнее для оратора отстаиваемый им тезис, тем прицельнее следует сосредоточиться на нем, развивая аргументацию не вширь, а вглубь, и решительно отбрасывая массу мелких, слабых, хотя и по-своему интересных доводов, лишь распыляющих внимание адресата при дефиците отпущенного времени. Толовая шашка, взорванная на танке, лишь сбивает с него краску, но то же количество взрывчатки, собранное в кумулятивный заряд, прожигает броню насквозь.

7) Учет особенностей аудитории - чем младше, многочисленнее и ниже по образовательному уровню аудитория, тем проще должна быть речь по содержанию, форме и структуре.

Риторический канон

Готовясь к выступлению, следует самым внимательным образом отнестись к своду ораторских правил, который Аристотель назвал риторическим каноном. Этот общий порядок работы над устным выступлением включает:

1) Изобретение содержания речи.

2) Расположение изобретенного речевого материала.

3) Словесное оформление (выражение, подбор речевых средств).

4) Запоминание (репетиция).

5) Произнесение.

Большинство ответственных речей готовится заранее и, как правило, лишь реплики, часть вопросов и ответов можно доверить экспромту. Не пишут конспектов и не репетируют выступлений ораторы-виртуозы, глубоко знающие предмет речи и выступающие в хорошо знакомой речевой среде.

Известный отечественный историк Е.В.Тарле на вопрос, почему он никогда не пользуется записями, отвечал: «очень просто – я знаю раз в 10-12 больше, чем собираюсь рассказать».


 

Заключение

Конфликтология — относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Правда, сам термин “конфликт” они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Как важная отрасль человековедения, конфликтология возникла и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук.

Практическое приложение конфликтологии вызвано уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов.

Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения.


 

Список литературы

1. Гришина Н. В. «Психология конфликта». СПб.: Питер, 2019 г.;

2. Меткин М.В. «Конфликтология» – учебное пособие, Санкт-Петербург, 2017 г.;

3. Буртовая Е.В. «Конфликтология» Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2018 – 504 с.;

4. Зеркин Д.П. «Основы конфликтологии»: Курс лекций. - Ростов: «Феникс», 2018. - 455 с.;

5. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 2019.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: