Рекомендации для педагогов по профилактике жестокого обращения с детьми в семье
Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что несовершеннолетние обладают повышенной «предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.
Психологи говорят о явлении: Окаменение души и сердца.
Дети редко сами сообщают о том, что подвергаются жестокому обращению по ряду причин:
· Дети чувствуют себя не жертвами, а ответственными за происшедшее.
· Дети боятся, что взрослые им не поверят.
· Дети верят в угрозы со стороны обидчиков.
· Дети не хотят расстраивать взрослых.
· Дети не могут говорить о «мерзких» вещах.
· Дети затрудняются описать то, что ними случилось.
|
|
· Дети приучены не «болтать».
· Дети воспитаны в уважении к взрослым и боятся доставить неприятности обидчику, просившему их сохранить все в тайне.
· ребенок не видел другого отношения и не понимает, что над ним совершают насилие;
· насильником является человек, которого ребенок любит и боится разрушения с ним отношений.
Выделяют 4 вида жестокого обращения с детьми:
1. физическое насилие;
2. сексуальное насилие;
3. психическое насилие;
4. пренебрежение к интересам и нуждами ребёнка.
1. Физическое насилие над детьми – нанесение ребенку родителями (лицами, их заменяющими), либо ответственными за воспитание и другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.
Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психологической травмой
2. Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми - постоянное или
периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
|
|
Виды психологического (эмоционального насилия):
· обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
· принижение его успехов, унижение его достоинства;
· отвержение ребенка;
· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
· принуждение к одиночеству;
· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
· похищение ребенка;
· причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка
3. Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия.
4. Пренебрежение к интересам и нуждам ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих.
5. Экономическое насилие
Попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
В презентации обратите внимание на
· Особенности психического состояния и поведения ребёнка, позволяющие заподозрить жестокое отношение: Младший школьный возраст: стремление скрыть причину травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы, утомлённый вид, отставание в физическом развитии.
· Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков, разговоры о желании бросить школу, частые вялотекущие заболевания.
1. Факторы риска, способствующие нарушению прав ребёнка: неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчима и мачехи;
2. присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
3. безработица, финансовые трудности;
4. постоянные супружеские конфликты;
5. статус беженцев, вынужденных переселенцев;
6. низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
7. нежеланный ребенок;
8. умственные или физические недостатки ребенка;
9. "трудный" ребенок.
· Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога: Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
· Не ухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
· Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
· Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
· Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
· Характерные особенности в поведении взрослых, которые должны подтвердить ваши опасения:
· В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
· На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
· Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного класса в другой, из одной школы в другую.