Значительную помощь в определении вектора работы с ребенком может оказать знаменитая концепция «четырех ошибочных целей детского поведения» австро-американского педагога и психолога Рудольфа Дрейкурса.
Согласно ей о неосознаваемых целях ребенка свидетельствуют чувства, которые возникают у взрослого в ответ на детские поступки. Так, раздражение родителя — сигнал о потребности ребенка во внимании к нему, его нежелании чувствовать себя пустым местом. Гнев — показатель проверки на прочность, результата поединка, борьбы за власть по типу «ты мне ничего не сделаешь». Обида взрослого — следствие детской мести, ответа на прежде нанесенную рану. Жалость и беспомощность родителя по отношению к детской проблеме — показатель скрытой мотивации ребенка на избежание неудач.
Разработать рекомендации.
Рекомендации, адресованные взрослым, должны быть последовательными, понятными и выполнимыми. Направляются не только на симптом — провокационное поведение, но и на его причину — отношения между провокатором и адресатом, значимые отношения вообще, неудовлетворенные потребности.
|
|
Как составить рекомендации для воспитателей и родителей
Рекомендации воспитателю по работе с детскими провокациями напишите по схеме:
- перечислите типичные варианты провокаций, которые устраивает ребенок (выкрикивает; нарушает правила; не достает нужные принадлежности);
- опишите функции провокации (изучает вас, привлекает внимание, проверяет на устойчивость, выражает свой интерес, хочет получить помощь, протестует против того, что не учитывают его мнение, повышает статус в референтной группе);
- перечислите выгоды, которые ребенок получает от типичного поведения воспитателя (оказывается в центре внимания; ощущает собственную значимость; изливает накопившуюся обиду на взрослых и раздражение; получает помощь; приобретает право не делать задания);
- предложите альтернативные варианты поведения взрослого.
Альтернативные варианты поведения воспитателя в ситуации провокации
1. Реагировать только на первую шалость (провокацию).
2. Использовать правило «сначала сделай то, что нужно мне, потом получишь то, чего хочешь».
3. Коротко, немногословно, однозначно высказаться о своих реальных чувствах («сержусь», «раздражаюсь», «смешно, но надо работать») и перейти к делу. Не давать сценарию развиваться привычным образом, не вступать в переругивание.
4. Не задавать риторических вопросов («Ты что, самый умный?») — они делают диалог бессмысленным.
5. Поощрять здоровое поведение: улыбкой, похвалой, вниманием, мягким тоном; присвоением жетона (значка, плюсика) как символа достижения, возможностью заняться тем, от чего ребенок получает удовольствие.
|
|
6. Повысить темп занятия, дать персональное задание.
7. Обратить внимание на поведение остальных детей, переключить внимание группы на другую работу или другой диалог (лучше с популярным в группе ребенком).
Рекомендации родителям формулируйте аналогично:
- укажите, что ребенок провоцирует значимого для себя человека, от которого хочет что-то получить;
- опишите специфику взаимодействия с ребенком, в ходе которого он начинает провоцировать (устал, скучает, не справляется, чувствует себя одиноко, хочет отвлечь родителя от чего-то);
Понимание функций и выгоды провокационных действий — эффективное средство коррекции поведения участников взаимоотношений.
- перечислите функции провокации (добивается внимания от NN; переключает внимание с события, А на событие Б; проверяет, может ли провоцируемый изменить то или иное правило; ищет помощи или сочувствия; формирует собственную цель в бессмысленной для него ситуации);
- опишите происходящие в семье события с точки зрения ребенка и покажите те из них, в которых он вынужден действовать, не имея никакой собственной цели (находится в условиях более или менее выраженного насилия);
- предложите варианты модификации бытового взаимодействия родителей и ребенка (чем бы он мог заняться, в то время как… если бы не…; что можно сделать, чтобы ребенок почувствовал важность для родителей своих переживаний и отношения к ситуации; дать ему право и возможность исследовать ситуацию и прямо выразить свое отношение к ней);
- предложите альтернативные варианты реагирования (соблюдать режим; не накладывать запрет на провокационное поведение, а задать соответствующие ему вопросы — «Ты устал (злишься)?», «Тебе не хочется это делать?», «У тебя не получается?», «Тебе хочется поиграть с сестрой?», «Ты волнуешься?»; понятно и коротко сообщить о своих чувствах — «мне обидно», «я злюсь», «я устала»).
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
Консультирование
Как приучить ребенка к горшку
А.А. Сладкова
клинический психолог
Вопрос о том, как научить ребенка ходить на горшок, когда это следует делать, актуален. Каждый родитель задает его рано или поздно. Расскажите, когда надо начинать приучать ребенка к горшку, почему следует делать это в определенное время, почему бывают неудачи и как на них реагировать.
С какого возраста начинать
Самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку — с 1,5 лет. Чтобы лучше понимать, почему приучение должно начинаться именно в это время, обратимся к анатомии и физиологии.
Нервные волокна, формирующие сплетения вокруг мочевого пузыря и прямой кишки, подают импульс о наполнении органа сначала в спинной мозг, а затем сигнал передается в головной мозг — это является побуждением к походу в туалет. Таким образом, осознанное хождение на горшок возможно лишь при формировании нервно-мышечных связей между органами малого таза и мозгом. Правильный навык может сформироваться только при наличии этих связей. А формируются они после 1,5 лет никак не связаны с тем, как скоро родители начнут знакомить ребенка с горшком.
Только после года ребенок начинает чувствовать наполнение прямой кишки, а ближе к двум годам — мочевого пузыря. К этому времени у него созревает сознательный, полноценный контроль над выделительными процессами. К 2–3 годам дефекация становится осознанной, волевой, управляемой.