Словарь педагога-психолога

Дискалькулия — специфическое нарушение способности к изучению арифметики. Проявляется, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Содержание раздела. Ориентировка в помещении: усвоение понятий «близко/ближе» — «далеко/дальше». Движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти.

Виды заданий:

  • определить изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек и т. п.;
  • найти различия у двух сходных сюжетных картинок;
  • различить наложенные изображения предметов (до 4 изображений);
  • запомнить 3–4 предмета, игрушки и воспроизвести их в исходной последовательности.

Кроме того, необходимо использовать упражнения для профилактики и коррекции зрения.

У многих детей с ДЦП отмечаются нарушения в двигательном, зрительном, тактильно-кинестетическом анализаторах. Поэтому в коррекционных играх необходимо максимально использовать все возможные анализаторы для формирования знаний о пространстве.

К первому классу дети должны научиться:

  • различать правую и левую руку и другие части тела;
  • определять середину, правую, левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги;
  • воспроизводить на плоскости наблюдаемые пространственные отношения;
  • объяснять с помощью соответствующей лексики расположение одного предмета по отношению к другим;
  • выполнять различные задания на пространственное перемещение предметов, пространственно ориентировать собственные действия;
  • действовать в границах листа бумаги;
  • использовать в речи названия частей и сторон тела и лица, названия сторон предметов;
  • анализировать, классифицировать и сравнивать предметы или их изображения по заданным признакам (например, по форме, величине или цвету) и делать простые обобщения;
  • находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
  • различать и называть основные цвета, их оттенки и геометрические формы;
  • знать временные эталоны и их характеристики.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей

Речевая функция — одна из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Речь как основное средство общения развивается через движение и в социальном контакте. Для детей с ДЦП характерны отклонения сенсомоторной сферы, управления мимикой лица и жестами, кинестетического восприятия, контроля за дыханием и передвижением, артикуляции, звукопроизношения, поэтому им трудно самостоятельно реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказывает непосредственное влияние на развитие коммуникативной деятельности и психическое развитие в целом.

Содержание раздела. Формирование речевых предпосылок овладения умениями, знаниями и навыками по изучаемым разделам программы. Знакомство с мнемотехникой и мнемотаблицами. Развитие способности к перекодированию информации (преобразование из символов в образы). Расширение кругозора. Обсуждение явлений природы, посещаемых экскурсий, произведений устного народного творчества и т. п. Формирование умения заполнять с помощью знаков-символов схемы-модели, которые затем становятся наглядным планом пересказа любого текста. Придумывание продолжения предложения (короткие рассказы) по заданному началу или концу. Накопление словаря по темам разбираемых сказок. Развитие умения объяснять происходящее и рассуждать. Развитие способности выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям. Развитие умения задавать вопросы.

К первому классу дети должны уметь:

  • определять соответствие громкости и темпа устного высказывания ситуации общения;
  • перекодировать информацию (преобразование из символов в образы);
  • работать с мнемотаблицами, составлять предложение (рассказ) с опорой на схемы-модели или мнемотаблицы;
  • объяснять происходящее;
  • выделять существенные признаки предметов и явлений;
  • уметь задавать вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: