Проблема | Инструментарий | До начала работы, % | После проведенной работы, % |
Агрессивность | Анкета для родителей и воспитателей «Признаки агрессивного ребенка» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина). Критерии выявления агрессивного ребенка (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина). Наблюдения | 10 | 2 |
Тревожность | Анкеты для родителей и воспитателей «Признаки тревожного ребенка» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина). Критерии выявления тревожного ребенка (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина). Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен. Наблюдения | 15 | 5 |
Повышенная активность | Анкета для родителей и воспитателей «Признаки импульсивности» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина). Критерии выявления гиперактивного ребенка (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина). Наблюдения | 25 | 10 |
Застенчивость | Тест «Сказка» Луизы Дюсс. Наблюдение за детьми в свободной и организованной деятельности (затруднения или отказ в общении с посторонними людьми; избирательность в общении с другими детьми; страх публичных выступлений и т. д.) | 15 | 5 |
Игровые навыки. Межличностное взаимодействие | Проективная методика «Игровая комната». Цель: выявить особенности общения детей 5–7 лет в процессе игровой деятельности. Методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская) | 60 | 90 |
Психологическое здоровье выпускника | Типология нарушений психологического здоровья О.В. Хухлаевой (психологическое здоровье соответствует возрасту) | 75 | 95 |
Из результатов мониторинга видно, что система работы по сохранению и укреплению психического здоровья детей в группе с использованием материалов психологического уголка дала положительные результаты:
- дети с повышенной активностью научились приемам саморегуляции;
- агрессивные дети стали меньше ссориться и драться;
- тревожные и застенчивые дети раскрылись;
- дети научились сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.
Психологическая диагностика
Изучаем уровень комфортности пребывания ребенка в детском саду
А.А. Фазлетдинова
педагог-психолог МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 122, г. Уфа, Республика Башкортостан
Ребенок не хочет ходить в детский сад, много болеет без каких-либо объективных причин — это основные показатели того, что ребенку некомфортно в группе ДОО. Предлагаемые методики помогут выявить истинную причину негативного отношения к детскому саду и изучить эмоциональное состояние дошкольника.
Тест «Проективные ситуации» (Е.В. Кучерова)
Цель: определить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду. Методика используется с детьми от 4 лет.
Бланк к тесту «Проективные ситуации»
Ф. И. ребенка Группа
Дата Возраст
Инструкция: Я тебе буду читать маленькие истории про мальчика (девочку), которого(рую) зовут так же, как и тебя. Послушай и ответь на вопрос.
1. (Имя ребенка) должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение и приготовился прочитать его. (Текст произносится максимально нейтрально.) Что было потом? (После ответа ребенка обязательно его одобрить: «Хорошо».)
2. (Имя ребенка) играет со своим другом (подругой) в группе. Его (ее) позвала к себе воспитательница и… Что было?
3. (Имя ребенка) обедает. Больше ему не хочется есть и… Что было дальше?
4. (Имя ребенка) лепил и испачкал стол пластилином. Что было потом?
Скачать бланк в pdf
Интерпретация. В бланке напротив ответа ребенка ставится «+» при положительном характере ответа, 0 — при нейтральном, «-» — при негативном.