Группа кратковременного пребывания (ГКП) в детском саду может быть представлена в виде разных моделей. В МБДОУ «Детский сад № 201» города Чебоксары открыты три варианта ГКП: для детей раннего возраста без ухода на сон; для детей раннего возраста с внедрением в общеразвивающую группу; для детей с ОВЗ.
Общие организационные моменты
Справка
Первый и второй виды ГКП посещают дети 1,5–3 лет до поступления в группу полного дня детского сада
Каждая из групп работает в соответствии с Положением о ГКП, договором между детским садом и родителями, приказом об открытии ГКП. Для педагогов ГКП предусмотрены должностные инструкции. Также для таких групп разработан свой режим работы и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Утверждены формы документации: план работы, сведения о детях и родителях, табель посещаемости.
Особенность ГКП в том, что они функционируют ежедневно, короткий промежуток времени (от 3,5 до 5 часов). Детей в группах немного – до 12 человек. Посещают такие группы дети, не охваченные дошкольным образованием. ГКП помогает организовать успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада и создать благоприятные условия для социализации дошкольника. Основные задачи – всесторонне развивать детей раннего возраста, повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Режим дня ГКП на холодный период года
(I смена)
Режимные моменты | Время | |
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика (в хорошую погоду на улице) | 08:00–08:30 | |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08:30–09:00 | |
Самостоятельная игровая деятельность, подготовка к организованной деятельности | 09:00–09:10 | |
Организованная детская деятельность | 09:10–09:19 | |
Игровая самостоятельная деятельность | 09:19–09:40 | |
Подготовка к прогулке, прогулка | 09:40–10:50 | |
Второй завтрак | 11:00–11:10 | |
Самостоятельные игры | 11:10–11:30 | |
Чтение художественной литературы | 11:30–11:40 | |
Динамические минутки | 11:40–11:50 | |
Игровая самостоятельная деятельность | 11:50–12:10 | |
Подготовка к обеду, обед | 12:10–12:40 | |
Спокойные игры, уход домой | 12:40–13:00 |
(II смена)
Режимные моменты | Время | |
Прием детей, осмотр, игры, самостоятельная деятельность | 15:00–15:20 | |
Игровая самостоятельная деятельность | 15:20–15:30 | |
Динамические минутки | 15:30–15:40 | |
Игровая самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности | 15:40–16:00 | |
Организованная образовательная деятельность | 16:00–16:09 | |
Динамические минутки | 16:09–16:20 | |
Самостоятельная игровая деятельность | 16:20–16:35 | |
Подготовка к ужину, ужин | 16:35–17:00 | |
Игровая самостоятельная деятельность | 17:00–17:20 | |
Чтение художественной литературы | 17:20–17:30 | |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | 17:30–18:30 |
Группы для детей от 1,5 до 3 лет
Справка
На групповых консультациях родителей чаще всего интересуют вопросы развития и воспитания ребенка – как и в какие игры играть, что читать, вопросы организации режима сна и отдыха
Дети до трех лет в МБДОУ «Детский сад № 201» имеют возможность посещать два вида ГКП: в специально оборудованном помещении и с внедрением в общеразвивающую группу. Первый вид группы находится в помещении без спальной комнаты, с компактной мебелью. В такой группе воспитанники находятся 5 часов утром или 3,5 часа вечером. Наполняемость группы – 10–12 человек.
При втором виде ГКП дети посещают общеразвивающую группу, но также с 5-часовым пребыванием и без сна. Дети приходят в группу утром по своему режиму, а после обеда уходят домой. Они прикрепляются к группе полного дня, желательно того же возраста, но на определенное время, с учетом режима питания и оплаты за него. В такую группу набирают до 14 детей.
Зачисление в ГКП первых двух видов происходит на основании заявления родителей, направления Управления образования администрации города. Дети поступают в группу в июне, постепенно. В зависимости от адаптации родители находятся с ребенком в группе до пяти дней. При этом они активные участники педагогического процесса, а не наблюдатели. Вместе играют, гуляют на прогулке, лепят, строят, рисуют.
Важно при работе ГКП взаимодействовать с семьей. Работа педагога-психолога с семьей строится на основе планирования и проходит в следующих направлениях: диагностика, просвещение, психопрофилактика, коррекционно-развивающая работа и психологическое консультирование.
Здесь и далее кликайте на вкладки, чтобы узнать подробности
<span xmlns:xs="http://www.w3.org/2001/XMLSchema" xmlns:fn="http://www.w3.org/2005/xpath-functions" xmlns:local="tempuri.org" xmlns:tf="tempuri2.org" style="display:none"></span>
Группа для детей с ОВЗ от 3 до 8 лет
Третий вариант ГКП – для детей от 3 до 8 лет с ОВЗ. Дети посещают эту группу и получают комплексное сопровождение всех специалистов детского сада: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по плаванию, музыкальный руководитель. Для каждого ребенка реализуется индивидуальная программа, рекомендованная членами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Важно
В ГКП родители могут наблюдать за работой педагога и обучаться формам взаимодействия со своими детьми, получать педагогические знания. В ГКП специалисты помогают родителям индивидуально подобрать игры, занятия, виды деятельности, которые способствуют развитию конкретного ребенка
Зачисляют детей в группу на основании направления Управления образования города, заключений ПМПК и по заявлению родителя. Здесь дети находятся с момента поступления до перехода в школу или в специализированный детский сад.
Модель рассчитана на совместную работу родителей, детей и педагога. Работа в группе проводится так, что родители всегда рядом. Они помогают ребенку одеваться, есть, выполнять задания учителя-дефектолога, участвуют в играх и лучше узнают своего малыша. У родителей есть возможность общаться с другими родителями детей с ОВЗ.
Семья с ребенком с ОВЗ часто находится в неблагоприятном психологическом состоянии. Основная сложность в том, что родители стесняются своего положения, не идут на контакт. На этапе адаптации к детскому саду педагог-психолог работает над нормализацией психологического состояния родителей – проводит разговоры и беседы по душам, пытается наладить общение. Далее ведется работа над повышением психолого-педагогической компетентности родителей и обучение их специальным методическим приемам, которые позволяют заниматься и играть с ребенком дома. Следующий этап – гармонизация детско-родительских отношений, установление благоприятного психологического климата в семье.
Задача педагога-психолога не только давать советы и рекомендации родителям, но и способствовать развитию у родителей инициативности и активности в решении проблем в воспитании ребенка. Работа педагога-психолога проходит в следующих направлениях: диагностика, просвещение, консультирование, коррекционно-развивающая работа.
<span xmlns:xs="http://www.w3.org/2001/XMLSchema" xmlns:fn="http://www.w3.org/2005/xpath-functions" xmlns:local="tempuri.org" xmlns:tf="tempuri2.org" style="display:none"></span>
Дополнительные материалы
Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере
Социальный портрет семьи | Памятка для родителей | |
СКАЧАТЬ Образец заполнения социального портрета семьи Шаблон социального портрета семьи | СКАЧАТЬ Памятку для родителей |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
О чем говорить на собрании родителям, дети которых впервые идут в детский сад
Анна Архипова
педагог-психолог МДОУ № 2 «Радуга», г. Заозерск, Мурманская область
Выступите перед родителями на собрании и расскажите им, как они могут помочь своему ребенку адаптироваться в детском саду. Раздайте участникам собрания брошюры с информацией об адаптации.
Не все родители знают, как морально подготовить ребенка к детскому саду и чего категорически нельзя делать в адаптационный период. Прежде чем дать конкретные рекомендации, расскажите им, с чем предстоит столкнуться ребенку в новых для него условиях и от чего зависит уровень его адаптации к детскому саду.
Объясните, к чему нужно будет адаптироваться ребенку
Когда ребенок приходит первый раз в детский сад, ему предстоит справиться с условиями, которые можно разделить на три группы: связанные с взаимодействием с взрослыми, новой обстановкой (средой в группе) и взаимодействием с ровесниками.