6.4.4 Прогибы, смещения и углы поворота не должны превышать значений, приведенных в таблице 6.7.
Таблица 6.7 - Предельные значения упругих прогибов, смещений и углов поворота
Критерии условий надежности | Предельные значения | |||
От высокоскоростных поездов | От поездов обслуживания С8 | |||
Критерии комфортного проезда пассажиров | ||||
1 Предельный вертикальный прогиб | Согласно 6.4.5 | |||
2 Горизонтальный прогиб пролетных строений | - | |||
3 Скручивание пути на пролетном строении (изменение перепада отметок рельсов) | мм на 3 м пути | |||
Критерии безопасности движения | ||||
4 Углы перелома профиля, взаимное смещение консолей пролетных строений от поворота | Согласно 6.4.7 | |||
5 Взаимное линейное смещение пролетных строений, а также пролетных строений и пути от поворота | Согласно 6.4.8 | |||
6 Смещения верха опор | , | |||
7 Переломы оси пути в плане | ||||
От вертикальных нагрузок.
На уровне ездового полотна; от ветровой нагрузки, поперечных ударов и неравномерного нагрева поясов ферм (d Т= 15°С).
От вертикальных нагрузок поездов и торможения.
От центробежной силы (горизонтальных ударов), ветра, льда и температуры.
L - расчетная длина пролетного строения; для разрезных, рамных и арочных пролетных строений определяется в соответствии с указаниями В.5 (приложение В).
При проектной скорости 80 км/ч. |
Предельные значения прогибов и углов поворота приведены на рисунке 6.2 и в таблицах 6.8-6.13.
6.4.5 Требования упругих предельных прогибов пролетного строения и скручивания пути (см. пункты 1-3 таблицы 6.7), а также углов перелома профиля обеспечивают минимальную жесткость пролетного строения и являются критериями комфортного проезда пассажиров и безопасности движения .
_______________
Требования по предельным углам перелома пути в профиле наряду с другими требованиями (смещения в плане, взаимное смещение торцов пролетных строений, а также пролетных строений и пути, смещения верха опор и дополнительные напряжения в рельсах) являются критериями безопасности движения и обеспечивают надежность работы конструкций верхнего строения пути (рельсов, скреплений и др.) и одновременно являются критериями комфортного проезда пассажиров.
Требования пунктов 1-3 таблицы 6.7 должны выполняться при учете вертикальных и горизонтальных компонент нагрузок от поездов класса С8 (эталонная нагрузка), а также от прочих нагрузок и воздействий. Нагрузки и коэффициенты следует учитывать согласно 6.4.2.
Для пролетных строений, удовлетворяющих условиям А.1 и А.2 (см. таблицу 6.4), критерии комфортности обеспечиваются косвенно при выполнении требований по вертикальным прогибам, углам перелома и скручиванию, а также диапазону собственных частот (6.3.13). Для других пролетных строений необходимо выполнять динамические расчеты по моделям III и IV приложения А и проводить проверки предельных ускорений в вагоне (см. 6.4.16).
|
|
Предельные прогибы определяются от вертикальной эталонной нагрузки. В качестве эталонной нагрузки принимают эквивалентную железнодорожную нагрузку С8 на одном пути с учетом коэффициента динамики (таблица Ж.4 приложения Ж).
Таблица 6.8 - Предельные вертикальные прогибы
Проектная скорость на участке, км/ч* | |||||||||||||
80 | 120 | 160 | 200 | 250 | 300 | 350 | |||||||
L | L | L | L | L | L | L | |||||||
0 | 800 | 0 | 1200 | 0 | 1350 | 0 | 1500 | 0 | 1800 | 0 | 2100 | 0 | 2250 |
280 | 800 | 10 | 1200 | 12,5 | 1350 | 15 | 1500 | 20 | 1800 | 25 | 2100 | 27,5 | 2250 |
22,5 | 1300 | 30 | 1700 | 38 | 2150 | 47 | 2675 | 56 | 3200 | 65 | 3725 | ||
50 | 800 | 71 | 1000 | 89 | 1250 | 112 | 1550 | 135 | 1850 | 158 | 2150 | ||
* Промежуточные значения - по интерполяции. |
L - расчетная длина пролетного строения; для неразрезных, рамных и арочных пролетных строений определяется в соответствии с указаниями В.5 приложения В
Рисунок 6.2 - Предельные вертикальные прогибы
Предельные прогибы (см. таблицу 6.8 и рисунок 6.2) приведены для разрезных двухпутных пролетных строений и для тех случаев, если сооружение содержит три и более одинаковых расположенных друг за другом пролетных строений.
Для сооружений с другими статическими схемами работы, удовлетворяющих условиям А.1 и А.2 (см. таблицу 6.4), отношение длины пролета к предельному прогибу () следует умножать на поправочные коэффициенты, приведенные в таблице 6.9.
Скручивание пролетного строения определяется от вертикальной железнодорожной эталонной нагрузки С8 и контролируется скручиванием одного из путей как изменение перепада отметок ниток рельсов.
Перепад отметок двух рельсов одного пути не должен превышать 1 мм на 3 м пути.
Таблица 6.9 - Поправочные коэффициенты предельного прогиба для сооружений разных схем
Особенности конструкции мостового сооружения | Коэффи- циент |
Однопутное пролетное строение | 1,10 |
Однопролетный мост | 0,85 |
Мост из двух разрезных пролетных строений | 0,90 |
Неразрезные пролетные строения, а также сооружения рамных или распорных схем | 0,90 |
Коэффициенты, приведенные в таблице 6.9, могут быть применены одновременно. При этом отношение с учетом поправочных коэффициентов не должно быть менее 800.
6.4.6 Требования по предельным углам перелома пути в профиле и плане, взаимному смещению торцов пролетных строений, смещению верха опор и дополнительным напряжениям в рельсах в соответствии с пунктами 4-7 таблицы 6.7 являются критериями безопасности движения и обеспечивают надежность работы конструкций верхнего строения пути (рельсов, скреплений и др.).
6.4.7 Требования по предельному повороту опорного сечения и соответствующим предельным вертикальным и горизонтальным смещениям консоли пролетного строения должны быть выполнены при учете только вертикальных воздействий от высокоскоростных поездов и поездов класса С8 с коэффициентами, указанными в 6.4.2.
При типовом проектировании пролетных строений, в тех случаях, когда неизвестно будущее положение пролетного строения в составе мостового сооружения, следует использовать предельные углы поворота консоли , приведенные в таблице 6.10.
При индивидуальном проектировании в зависимости от расположения перелома профиля следует использовать предельные взаимные смещения (см. рисунок 6.3) примыкающих элементов конструкций по таблице 6.11.
Рисунок 6.3 - Смещение консоли пролетного строения и ограничение углов перелома профиля
|
|
Таблица 6.10 - П редельный угол поворота консоли , ‰
Консоль В, м | Высота Н,м | ||
2,0 | 3,0 | 4,0 | |
Путь на балласте | |||
0,5 | 2,00 | 1,25 | 1,00 |
0,8 | 1,25 | 1,25 | 1,00 |
Безбалластный путь | |||
0,5 | 1,50 | 1,00 | 0,75 |
0,8 | 1,00 | 1,00 | 0,75 |
Промежуточные значения - по интерполяции. |
Таблица 6.11- Предельные взаимные смещения консолей пролетных строений
Направления смещений и случаи | Обозначение | Путь | |
расположения перелома профиля | на балласте | без балласта | |
Вертикальные смещения консолей или консоли и устоя | 2,0 мм | 1,5 мм | |
Горизонтальное взаимное смещение на уровне верха плиты : | |||
- между смежными пролетными строениями | 8,0 мм | 6,0 мм | |
- между пролетным строением и устоем | ( 10,0 мм) | ( 8,0 мм) | |
Угол перелома профиля между двумя смежными пролетными строениями или пролетным строением и шкафной стенкой устоя | 2,0‰ | 1,5‰ | |
- взаимные вертикальные смещения консолей соседних пролетных строений, а , - взаимные горизонтальные смещения консолей соседних пролетных строений от поворота опорных сечений. Данные смещения вычислены, как максимальные при различных положениях подвижной нагрузки.
Значения в скобках приведены для расчетов, в которых взаимодействие пути и элементов сооружения не учитывается.
Примечания
1 Приведенные предельные прогибы и углы - упругие. Они являются дополнительными к соответствующим параметрам продольного профиля пути на стадии эксплуатации.
2 При расчетах по методикам Б.1 и Б.2 следует моделировать продольный профиль пути в соответствии с 6.3.20.
|
6.4.8 Требования по предельным взаимным линейным смещениям пролетных строений , а также взаимным смещениям рельсов и плиты пролетного строения от торможения (тяги) должны быть выполнены при устройстве на сооружении бесстыкового пути.
Ограничения по взаимным горизонтальным смещениям могут не выполняться в случаях, когда устройство компенсации удлинения рельсов (уравнительный прибор) установлено на конце одного из смежных пролетных строений, а в случае устройства пути на балласте последний конструктивно разорван между смежными пролетными строениями (или пролетным строением и устоем).
|
|
Требования по предельным взаимным линейным смещениям должны быть выполнены от торможения (тяги) высокоскоростных поездов (с двух путей) и поездов класса С8 (с одного пути) в соответствии с 6.6.2.17-6.6.2.24 с коэффициентами сочетаний по 6.6.5 (для второго предельного состояния, как для критерия безопасности движения).
Повороты опорного сечения и соответствующие вертикальные и горизонтальные смещения консоли пролетного строения, взаимные линейные смещения и дополнительные напряжения в рельсах должны быть вычислены как максимальные при расчетах совместной работы конструкции пути и несущих элементов моста по 6.6.3.25-6.6.3.29 при различных положениях временной нагрузки на мосту.
Чрезмерные взаимные смещения пути и пролетного строения могут привести к разуплотнению балласта и изменению параметров взаимодействия пути и сооружения.
Предельные смещения также косвенно ограничивают дополнительные продольные напряжения в рельсах.
Следует контролировать расчетом следующие взаимные смещения от сил торможения (тяги) (рисунок 6.4).
Рисунок 6.4 - Взаимные смещения пути и пролетного строения от торможения (тяги)
Рисунок 6.5 - Взаимные смещения пролетных строений от торможения (тяги) и температуры
Таблица 6.12 - Предельные взаимные линейные смещения от торможения (тяги)
Тип пути | Наличие уравнительных приборов с обоих концов пролетного строения | |
отсутствуют | установлены | |
Смещение рельсов относительно пролетных строений (см. рисунок 6.4) | ||
Любой тип пути | 4,0 мм | Не ограничены |
Взаимное смещение пролетных строений , (см. рисунок 6.5) | ||
Путь на балласте | 5,0 мм | 30,0 мм |
Безбалластный путь | 5,0 мм | Не ограничены |
Смещение между рельсом и основанием балласта на пролетном строении, на устое или примыкающей насыпи.
В случае если в зоне сопряжения пролетных строений или пролетного строения и устоя балласт конструктивно разорван, смещения не ограничиваются. |
6.4.9 При превышении предельных смещений (см. таблицы 6.11 или 6.12), а также в случаях, указанных в 5.6.6, следует соответствующим образом обосновать надежность и эксплуатационную пригодность конструкций верхнего строения пути (устойчивость балласта, разрыв и излом рельсов, надежность скреплений, стыков и других элементов), а также конструкций пролетных строений и опорных частей.
6.4.10 Угол перелома профиля в зоне примыкания насыпи подходов к устою моста, вычисленный по линии упругих прогибов при проходе поездов ВСП и С8, не должен превышать 1‰.
6.4.11 Если сооружение расположено на уклоне в профиле, следует во взаимных вертикальных смещениях (таблица 6.11) также учитывать смещения, возникающие при температурных удлинениях пролетных строений (в том случае, если не предусмотрены мероприятия, исключающие вертикальные смещения).