Сюжетно-дидактическая игра с логико-математическим содержанием.
Название: «Магазинчик»
Возрастная группа, количество участников: дети подготовительной группы
Вид способностей, на формирование которых ориентирована игра: математические; и уровень их сформированности: проявление способности при решении типичных задач.
Цель игры (соотнесенная с уровнем сформированности способностей):
- Формирование у детей представлений об условных монетах как величине,
- Развитие вычислительных способностей детей дошкольного возраста.
Тема денег сейчас вызывает любопытство у детей, поэтому постигать азы математики на примере денег им интересно. Ознакомление с мерами стоимости позволит не только развить у детей навыки счета, но и углубить элементарные математические представления о числе, его количественном составе, сравнении чисел и множеств, понять функциональную зависимость между величинами цена, количество, стоимость, решать задачи, логически мыслить, рассуждать.
|
|
Все это будет направлено на применение математических знаний в повседневной жизни, способствовать установлению преемственности в обучении математике между детским садом и школой, подготовке к обучению в школе.
Задачи игры:
Дидактические:
- продолжать закреплять навыки счета до двадцати;
- совершенствовать знания состава числа из отдельных единиц и двух меньших чисел;
- показать как можно обращаться с деньгами, учитывая их достоинство и предназначение;
- продемонстрировать набор и отношения между монетами и купюрами разного достоинства (больше, меньше, равные по достоинству);
- упражнять в размене монет и купюр разного достоинства;
- совершенствовать умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой от 1 до 9;
- учить находить заданную сумму в разном наборе монет;
- упражнять в названии достоинств монет;
- формировать у детей умения соотносить число денежному эквиваленту;
Воспитательные:
- формировать навыки ролевого поведение в соответствии с ролями партнеров;
- воспитывать дружеское отношение между детьми;
- формировать навыки самостоятельного совершения покупок;
- воспитать правильное отношения к деньгам в быту;
- продолжать закреплять умение играть в коллективе сверстников;
Развивающие:
- развивать умение рассуждать, аргументировать свой выбор
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания.
Игровая задача: Дети отправляются в магазин, чтобы делать необходимые покупки. Сначала обсуждаем с детьми понятие «цены», «номинал монеты». Задаются вопросы практической направленности, ориентируясь на опыт детей при посещении ими с родителями настоящих магазинов.
|
|
Игровое оборудование и материалы: картинки предметов с ценой (приложение 1), карточки с цифрами, монетки номиналом 1; 2; 5; 10 мен (приложение 2), вырезанные и заламинированные, которые будут играть роль денег, атрибуты продавца (шапочка, фартук), предметы для конструирования прилавка, емкости для хранения товаров, сумки, корзинки, самодельные кошельки.
Содержание игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек, и десертов. Ребята выбирают продавца (по считалочке), который аккуратно раскладывают карточки с предметами и ценой.
Каждому будущему покупателю выдается по 4–5 монеток номиналом 1 мена. Дети рассматривают монеты-мены и называют их достоинство.
Воспитатель обращает внимание детей на карточки предметов с ценой, и спрашивает: «В каком магазине мы можем купить эти товары?» «Часто ли вы посещаете магазин? С кем больше всего любите ходить туда – с мамой или папой? Почему? Что вы обычно покупаете? Чем расплачиваются родители? Какие виды денег берут взрослые с собой в магазин? Какие монеты вы знаете? Как называются монеты в нашей стране? На что указывает цифра на монете? Кто продает товар?»
Воспитатель обращает внимание детей на цифры около предметов и объясняет, что это цена и она указывает на стоимость предмета. Предлагает детям купить товар и уточняет, как это сделать: посмотреть на ценник для определения стоимости и отсчитать цену покупки монетами. Напоминает, что в повседневной жизни называются деньги – словом рубли. Поясняет, что сейчас дети будут играть монетами-менами, волшебными деньгами, которые образованы от слова МЕНять, разМЕНивать.
Правила игры:
- игровые: купить можно только такой предмет, цена которого соответствует наличию соответствующего количества монет.
- организационные: покупатели покупают по очереди вне зависимости от количества имеющихся у него покупок.
- во время покупки дети поясняют свои действия: называют выбранный предмет, его стоимость и сколько нужно монет для осуществления покупки.
Результат игры, способ подведения итога: игра заканчивается, когда в магазине заканчиваются игрушки.
Варианты игры:
Вариант 1 (Исправь ошибку)
В дальнейшем можно нарочно ошибаться. Например, продавец говорит: «Этот товар стоит 5 рублей», а покупатель дает не 5, а 4. Продавец пересчитывает и говорит правильно ли. Если нет, то говорит, сколько надо добавить или сколько лишних монет ему дали.
Вариант 2 (Магазин)
Для игры используются монеты номиналом 1, 2 и 5 рублей. Каждому ребенку выдается 10 рублей.
Воспитатель спрашивает у детей: «Что можно купить в нашем магазине? Как узнать стоимость? (По цене на ценнике.) Сколько стоит каждый предмет?»
Воспитатель «покупает» товар, объясняя, сколько монет каждого достоинства он взял. Затем предлагает детям выбрать для покупки товар и подобрать необходимые монеты.
Дети «покупают» и рассказывают, монеты какого достоинства они взяли и сколько денег потратили и сколько осталось.
Вместе с воспитателем они обсуждают правильность действий и варианты оплаты покупки.
Вариант 3 (Разменяй-ка)
Игрокам выдают монетки – по 1, 2, 5, 10 рублей. Ведущий выкладывает на стол карточку с цифрой. Задача игроков - как можно быстрее разменять ее монетками.
Например: Ребята, в магазине мне разменяли 5 рублей. Кажется, продавец допустил ошибку. Детям предлагается рассмотреть карточки, сосчитать размен, сделать вывод допустил продавец ошибку или нет.
Вариант 4
С помощью монет можно решать элементарные математические задачи
Примеры нескольких задач, которые можно решить с помощью монет:
|
|
1. Покажи монету достоинством 2 рубля. Как можно разменять два рубля? Что можно купить на 2 рубля? (аналогично для 5 и 10 рублей).
2. У мальчика в кармане по одной монете достоинством 1 и 5 рублей. Сколько денег в кармане у мальчика?
3. Толя решил каждый день бросать в копилку по одной монетке достоинством 1 рубль. Сколько денег он накопит за 4 дня?
4. У Кати две монеты по 1 рублю, у Васи одна монета достоинством 2 рубля. У кого больше денег?
5. У Оли одна монета достоинством 5 рублей, а у Миши две монеты по 2 рубля. У кого меньше денег?