Форма и содержание понятия

Понятие есть одна из форм мысли, отличающаяся от других — от суждения и умозаключения. То, что характерно для понятия, как для формы, и что отличает его от других форм мысли, есть собственное содержание формы понятия. Здесь содержание и форма совпадают друг с другом не так, что якобы одно из них остается, а второе отрицается, а оба имеют один и тот же смысл, оба есть одно и то же. Понятие, как форма имеет свое собственное содержание, так же, как и у каждой формы имеется характерное для нее содержание. Что из себя представляет понятие, то и есть его собственное содержание; это есть и форма. Содержание понятия, как такового, полагается определением понятия. С логической точки зрения, содержание чего-либо полагается именно его определением. Это определение полагает «признаки» — содержание.

Понятие имеет и другое содержание. Именно то, что оно высказывает. Это содержание имеет две стороны: 1) эмпирически-единичную и 2) общую сторону предметов, которая высказывается в понятии. Например, понятие «красная роза» высказывает или применяет как эмпирически-единичное содержание, так и общность — розу и красный цвет сообща. Поэтому это понятие получается суждением: «роза имеет красный цвет». Понятие есть общее; оно опирается на общность, существующую в действительности; оно есть высказывание общей стороны действительности (так, как это имеет место в суждении). Понятие человека высказывает то общее и существенное, что является основным вообще для человека. Понятие человека не есть символ всех людей; понятие не есть пропозициональная функция. Пропозициональная функция как схема сама невозможна без какой-то общности.

Понятие является общим и тогда, когда мы имеем дело с единичным понятием, поскольку общность понимается нами в смысле содержательного общего, о чем мы говорили выше. Является общей и категория, в том числе и такая, как категория единичного. Следовательно, каждое понятие является общим.

Общность понятия не означает того, что оно пустое и не подчиняет себе эмпирического содержания. Всякое содержание подчиняется понятию так, как, например, явления подчиняются закону, хотя признаки явлений не входят в закон. У Канта суждение подчиняется категории, например, общее суждение — категории единства, но это не значит, что признаки суждения входят в признаки категории. Как закон не содержит всех признаков явлений, так же и понятие не содержит признаков единичных, хотя эти последние подчиняются ему. Это, конечно, не объемное, а подчинение содержательному общему. Это обстоятельство ясно видно в понятии, если оно понимается как содержательное общее. Понятие единственного, единичного тоже есть единство его моментов.

Следовательно, понятие есть форма и оно имеет различное содержание. Это содержание объективно, поэтому понятие имеет объективное значение; для логики из содержаний понятия главным является его (понятия) собственное содержание. Содержание есть единство элементов; а форма есть определенность — способ этого единства.

Как было сказано, собственное содержание понятия полагается его определением, так же, как и вообще содержание полагается определением. Определением полагается и предметное содержание, которое выражается, высказывается понятием. Например, если содержание понятия стола полагается указанием существенных признаков стола, то и содержание понятия, как такового, полагается таким его определением, которое имеет в виду признак понятия, которым оно отличается от суждения и умозаключения.

Понятие всегда есть единство собственного содержания, поэтому и возможна его связь с другим понятием; поэтому и возможно «логическое развитие» — переход от простого к более сложному. Если бы понятие не имело содержания, то оно ничем не могло бы связаться с другими понятиями. Поэтому и является ошибкой представление понятия в виде схемы — пропозициональной функции. Представление понятия в виде схемы есть его упразднение. Возведение понятия до общности, есть его превращение не в схему, а возвышение до категории. Категория есть высшая общность.

У понятия с одним признаком (категории) есть не только один признак. Полагание содержания (одного признака) такого понятия возможно переходом в другие, — посредством других, именно тех, одно из которых необходимо предшествует ему, а другое следует за ним. Например, в «Капитале» Маркса товар предшествует деньгам, но после денег идет капитал; у Гегеля — бытие предшествует небытию, а после него идет становление, и т. д. Тождество предшествует различию, а за ним следует их единство — единство противоположностей и т. п. Один признак есть единство собственных моментов. Последующая категория содержит предыдущие в виде моментов —содержания.

Понятие всегда подразумевает различие. Это обстоятельство хорошо выражено немецким словом «Begriff». Нет пустого понятия. Если бы существовало такое, то и оно содержало бы какое-то различие; небытие с необходимостью подразумевает бытие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: