Понятие и бесконечность логического

В этом параграфе мы сделаем выводы из вышесказанного и поставим новый вопрос, ответ на который дадим в следующей главе.

Понятие есть мысль о сущности, мысль о том, что такое нечто. Изъятие этого вопроса из логики невозможно, поскольку, как было сказано, обо всем, а частности о логическом и о его формах, можно и нужно ставить вопрос: «что такое это», и ответ на этот вопрос должна дать именно логика.

Выяснилось, что сущность предмета есть бесконечное в конечном. Поэтому понятие должно быть мыслью о бесконечном. Это не значит, что нет понятия конечного; понятие конечного есть именно понятие односторонности бесконечного. Конечное и бесконечное находятся в неразрывном единстве. Понятие бесконечного невозможно помимо конечного, и наоборот — понятие конечного помимо бесконечного. Эти два понятия в конечном счете составляют одно и то же понятие. Возможно понятие о каждом одностороннем. Трудность отношения понятий конечного и бесконечного, как видно из сказанного, легко разрешается на основании содержательного общего. Полное содержательное общее есть бесконечное, его одна сторона есть конечное, полное же конечное есть одна сторона противоречия. Полная общность и общность единства противоречий есть одна и та же общность.

Определение понятия есть полагание единства общего и частного, т.е. единство и есть понятие; как понятие так и его определение есть единство противоположностей.

Конечными являются суждение и некоторые умозаключения, которые дают понятие как их общую мысль. Общая мысль конечного должна быть бесконечной. В логическом конечное есть условное: «если—то». Условному придает смысл безусловное, что и должно быть понятием. Следовательно, понятие есть логически безусловное, бесконечное.

Понятие должно быть бесконечным, но не является, таковым, поскольку оно представляет только общую мысль умозаключения; понятие, ясно, не есть полная опосредствованная связь; таковым является умозаключение совершенно определенного вида — бесконечное умозаключение. Таким образом, понятие есть бесконечное, но оно не есть бесконечное (или: понятие должно быть умозаключением, но не есть умозаключение); эта антиномия разрешается в бесконечном умозаключении, так что выше понятия стоит бесконечное умозаключение (вопреки Гегелю). Именно в этом умозаключении оправдывается понятие; т.е. здесь совершается переход от понятия к бесконечному умозаключению.

 



ГЛАВА ПЯТАЯ (9)
БЕСКОНЕЧНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ БЕСКОНЕЧНОГО УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

 




Полнота логической опосредствованности

Как былосказано, каждое определение есть опосредствование. Нечто определяет нечто, это значит, что одно опосредствует второе. Логическое подчинение есть опосредствование. Непосредственное может быть началом, но и начало уже есть опосредствование. Опосредствующее может предшествовать опосредствованному, но может быть и последующим, если это последующее необходимо для предшествующего. В умозаключении опосредствовано не только следствие — заключение, но и основание — посылки.

Существует конечное опосредствование. Конечное опосредствование есть опосредствование посредством другого. Полное конечное опосредствование есть опосредствование посредством противоречащего. Противоречащие опосредствуют друг друга полностью. Это так, поскольку противоречие имеет только две полные конечные стороны. Третья исключена.

Конечное опосредствование опирается на принцип «если — то». Конечное опосредствование не есть полное опосредствование, поскольку оно имеет условный характер. Существует бесконечное логическое, в котором осуществляется смысл категории логического — полное логическое опосредствование. Это не только опосредствование посредством противоречащего, но и единство противоречий, что и представляет собой полное опосредствование. Полное опосредствование есть то же самое, что и бесконечное логическое. Полное опосредствование — единство противоречий в логическом — есть оправдание «если—то» в самоутверждении, если это самоутверждение не есть тавтология, если оно синтетическое, точнее, если оно осуществляется внутренним отрицанием. Полное логическое опосредствование будет полной синтетичностью, полным осуществлением содержательной общности, самоутверждением посредством внутреннего отрицания — внутреннего противоречия. Полное опосредствование будет тогда, когда осуществится утверждение нечто его же отрицанием. Возможно или нет такое опосредствование? Если возможно, то в чем-же оно состоит? Что такое опосредствование возможно и необходимо, это подтверждается существованием категории логического; такое опосредствование необходимо для оправдания суждения, конечного умозаключения и понятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: