Взаимодействие школы и семьи

Семья является «тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребенке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни». В Конвенции о правах ребенка сказано: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к окончанию школы он уже формируется как личность. Как этого достичь? Что представляет собой современная семья? Об этом пойдет речь в данной методической разработке.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители зачастую предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.
Главная задача классного руководителя при этом – найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами.
В современных условиях наиболее важно при создании воспитательной системы формировать целостное понимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации воспитательного процесса в различных формах, организовать социальную работу на должном уровне. В начале работы создается программа деятельности классного руководителя по воспитательной работе класса. Она создается вместе с представителями родительской общественности, с учетом их пожеланий, требований, – ведь это их дети будут воспитываться на основе данной программы. Ведь новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования и воспитания своих детей. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной и воспитательной программ школы. Возросший уровень педагогической компетентности родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения. Широко используемый культивируемый вид сотрудничества – родительские собрания, консультирование родителей педагогами и психологами – выходит сегодня в своем содержании на качественно новую ступень.

Цель работы с родителями учеников – организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.

Задачи:
• включение родителей в совместную со школой воспитательную
деятельность;
• правовое просвещение родителей;
• оказание помощи родителям в семейном воспитании;
• оказание родителями материально-финансовой помощи школе;
• совместная со школой организация социальной защиты детей;
• организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Для изучения семьи составляется анкета, которую классный руководитель заполняет в ходе беседы с родителями.
Самой эффективной групповой формой работы с родителями является родительское собрание, которое проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Классный руководитель должен стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка. Нужно делать все, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. Работу направлять на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

Основные формы работы с родителями – тематические родительские собрания совместно с медучреждениями, органами правопорядка, ГО и ЧС, лекторий для родителей, родительские конференции, практикумы, открытые уроки, индивидуальные тематические консультации, рейды в неблагополучные семьи, индивидуальные беседы, проведение совместных праздников (концерты к Дню Матери, Дню 8 Марта, спортивные соревнования, совместные походы).

Кроме этого применяются следующие формы работы:
• Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
• Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
• Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

1.Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

Классные родительские собрания – проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Родительское собрание – это школа просвещения родителей, расширение их педагогического кругозора, стимулирования желаний стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируем учебные достижения учащихся, характеризуем их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. Темы родительских собраний могут быть самыми разными, на актуальные темы. Родителям будет интересен анализ анкет и сочинений учеников.
Психологические и педагогические игры; «Эстетика семейных отношений». Тест для родителей.
У каждого ученика есть Портфолио, где накапливаются его достижения, а также создан индивидуальный маршрутный лист качества обучения, анализируя который, школьник стремится к успеху. К родительскому собранию также важно готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений в учебной и внеклассной деятельности.

Рекомендации по проведению родительских собраний:
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

2. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На родительских конференциях обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, правовое воспитание, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции проходят с обязательным участием психолога, социального педагога, медицинского работника, инспектора ОППН. В их задачу входит проведение социологических, психологических исследований по проблеме конференции, знакомство участников конференции с их результатами. Проведение бесед по различным темам. Возможные «кризисы» переходного возраста» (психолог), «Научите ребенка говорить «Нет». Нет наркотикам, алкоголю, табаку, (памятка родителям) (нарколог). Также даются статистические данные правонарушений среди подростков, их профилактика, проводятся беседы, например, «Роль семьи в правовом воспитании подростков» и другое. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

3. Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. Например, «Наказания детей. Какими им быть?»).

4. Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

5. Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.
Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Классный руководитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

6. Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни. Обязательное условие - составление Акта обследования семьи. Ведение дневника наблюдений за поведением и прилежанием ребенка (если семья неблагополучная, а ребенок принадлежит к «группе риска»).

7. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения организую следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Например, «Половое воспитание ребенка», «Плохая память ребенка. Как ее развить? Классный руководитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью библиотекаря подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

8. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах участвуют оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Детские игры», «Воспоминания детства», «Фильм о моей семье», «Моя мечта».

9. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке (решаются вопросы по правовому и патриотическому воспитанию; вопросы, связанные с инфекционными заболеваниями, с табакокурением, наркотиками, с поведением в различных жизненных ситуациях, вопросы на эрудицию и другое).

10. Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8-9-х классов).
Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Встречи родительской общественности с администрацией школы. учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба – вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий – добровольность и взаимная заинтересованность.
Организация совместной деятельности, родителей и детей. Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах – единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, – сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение», читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов; соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали; День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п. (Методические рекомендации, 2001).
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ»

Основные понятия: концепция воспитания, категории концепции, педагогическая техника, педагогическая технология.

Вопросы для изучения:

1. Концепция как система взглядов на явление.

Концепция — система взглядов на то или иное явление, отраженная в ключевых объектах явления. Создание концепции и осмысление вопроса с позиции избранной концепции — решающий этап в организации практической деятельности. Категории концепции (основные понятия) — как арматура интеллектуального здания профессионального мышления педагога. Содержание понятий — очертание непосредственной профессиональной деятельности педагога.

Например, исповедуя «знаниевую» концепцию, педагог будет сообщать, объяснять, призывать, проповедовать, а далее — контролировать и наказывать или поощрять детей за исполнение социальных норм. Осмысливая «отношенческую» концепцию, педагог ставит акцент на деятельности, вовлекающей детей в проживание отношений. Разные методики дадут противоположные результаты.

 

2. Концепция Нового воспитания: цели и содержание.

Оценивая конкретную методику школьного педагога, следует первоначально ознакомиться с концепцией воспитания, которая лежит в основании предъявленной методики, прежде чем профессионально анализировать произошедшее.

Представим схематическую картинку концепции, на основании которой выстраивалось наше решение воспитательной проблемы. Основание концепции — отношение как содержательная субстанция воспитания, поэтому часто данную концепцию называют отношенческой. Если в основание заложить «норму», ее нормативный характер выявляется сразу: ведущим понятием становится «стандарт», а школа уподобляется «фабрике» по изготовлению этих стандартов.

Схематическое отражение концепции нового воспитания:

Цель воспитания — социальный субъект, способный строить жизнь, достойную человека.

Содержание воспитания — ценностные отношения.

Объекты воспитания:

· • базовые ценности жизни человечества:

— жизнь;

— человек;

— общество;

— природа;

— Я;

• инструментальные ценности:

— добро;

— истина;

— красота;

— достоинство;

— любовь;

— благородство;

— патриотизм;

— совесть.

Деятельность детей как субстанция воспитания:

· познавательная;

· преобразовательная;

· общение;

· ценностно-ориентированная;

· художественная;

· игровая.

Аккумуляторы культуры как средство воспитания:

· наука;

· мораль;

· искусство;

· персоналии выдающихся людей;

· события;

· традиции.

Практическая работа с детьми осуществляется педагогом благодаря воздействиям на детей своим психофизическим аппаратом. На данную сторону профессионализма педагога долго не обращали научного внимания, хотя в обыденной школьной реальности учителя на уровне интуиции отмечали влияние голоса, пластики, мимики, темпо-ритма, внешнего облика личности на успех учительского труда.



































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: