Язык как система. Одной из принципиальных особенностей современной науки является системный подход к объектам исследования. В соответствии с этим как система рассматривается и язык.
Наиболее распространенным является следующее определение понятия «система»:«система – множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность»[12]. Таким образом, в основе определения лежит представление о множестве взаимосвязанных элементов, которые в системе выступают как единое целое. Не вызывает сомнения отнесение к числу системных еще ряда признаков, которые касаются внутреннего строения системы, ее специфических свойств и поведения:
1) упорядоченность в ее структурной организации,
2) иерархичность,
3) стабильность в сочетании с подвижным равновесием,
4) активное или реактивное поведение (определяемое во всех существенных моментах воздействием среды или определяемое не только средой, но и собственными целями системы),
5) синхронический (от греч. syn – вместе + chronos – время, т.е. указывающий на одновременность) и диахронический (от греч. dia – через, сквозь + chronos – время,т.е. смена состояний, эволюция) аспекты,
6) функционирование,
7) развитие и др.
Этим требованиям системы язык удовлетворяет. Язык – множество элементов, которые взаимосвязаны и выступают как единое целое. Язык имеет иерархическое, уровневое строение. Уровни языка – подсистемы общей языковой системы, «каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы»[13]. Язык – очень сложная система, и поэтому полного единообразия в выделении языковых уровней нет. Так, в «Лингвистическом энциклопедическом словаре выделяют следующие уровни: фонемный, морфемный, лексический (словесный), синтаксический (уровень предложения), а в учебном пособии для студентов высших педагогических учебных заведений М.В. Львов выделяет произносительный, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический уровни и уровень текста[14]. Иногда выделяют семиотический, словообразовательный, фразеологический, стилистический и др. уровни.
Строение языка упорядочено (ср., например, члены простого предложения и разновидности придаточных предложений в сложноподчиненном предложении; здесь много однотипности), а между уровнями устанавливаются многогранные связи (так, например, побуждение может выражаться средствами лексики, морфологии, синтаксиса, интонацией: Вон! Уходите! Чтобы я Вас больше не видел!). Язык имеет собственные законы, но подвергается влиянию среды (в периоды бурной общественной жизни, например, очень обогащается лексика). Язык по-разному функционирует в разных сферах общественной жизни (ср., например, какие языковые средства используются при чтении научной лекции и в бытовом разговоре). Он развивается вместе с развитием общества (произведения А.С.Пушкина – это классический образец русского литературного языка, но для современного человека в них уже много устаревшего, непонятного).
Соотношение языка и речи. В соответствии с этим дается следующее определение языка: «Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений о мире»[15]. Язык, таким образом, система знаков. Реализацию же, использование языка в процессе общения обозначают особым термином – «речь».
Знак – это выразитель определенного значения. Естественно, что понятие «знак» используется не только в науке, но и в разных сферах жизни. Так, например, знаком является определенный цвет светофора (зеленый – «путь открыт» и т.д.). Профессор Плейшнер в фильме «Семнадцать мгновений весны» погиб потому, что не обратил внимания на то, что на окне явочной квартиры стоял цветок, который был знаком провала. Знак, следовательно, имеет форму (план выражения) и значение (план содержания), т.е. он двусторонен.
Двусторонен и языковой знак. Ср., например: стол и столик; ясно, что суффикс -ик в данном случае служит для обозначения маленького стола.
Знаки выделяются на основе так называемых дифференциальных признаков. Таким, например, признаком, отличающим стул от табуретки, является наличие у него спинки. Дифференциальные признаки устанавливаются в результате сопоставления знаков. Так же выделяются и языковые знаки. Сопоставление, например, форм стол – стола позволяет установить у формы Им.п. слова столٱ наличие так называемого «нулевого окончания» (нулевого знака), т.е. значимого отсутствия материально выраженного окончания, в то время как у формы Р.п. оно выражено (окончание – а). Знаки в системе объединяются в классы. Так, например, части речи являются лексико-грамматическими классами слов.
Между знаками в системе существуют определенные отношения. Эти отношения строятся на основе синтагматики (от греч. syntagma – нечто соединенное), т.е. на основе ряда совместно существующих, употребленных единиц, и на основе парадигматики (от греч. paradigma – пример, образец), т.е. на основе ряда единиц, образованного в результате их сопоставления, объединенного в памяти на каком-то основании. Графически это обычно изображается так:
Парадигматика (язык)
Синтагматика (речь)
Так, например, парадигмами являются совокупности форм одного и того же слова:
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | |
1 л. | я | мы | люблю | любим |
2 л. | ты | вы | любишь | любите |
3 л. | он | они | любит | любят |
И.п. | деревня | деревни | ||
Р.п. | деревни | деревень | ||
Д.п. | деревне | деревням | ||
В.п. | деревню | деревни | ||
Т.п. | деревней | деревнями | ||
П.п. | (о) деревне | (о) деревнях |
Парадигмы даются в грамматике (там отражены факты языка). В речи же употребляется одна из существующих в языке форм (словоформ), которая сочетается в пределах синтагматического, линейного, ряда со словоформами других слов: Люблю я деревню.
Речь как реализация языковой системы. Общую характеристику речи обычно дают через противопоставление ее языку, причем выделяют свойства речи, которые противопоставляются свойствам языка, и свойства, которые непосредственно противопоставить нельзя.
I. Свойства речи (основные), которые можно противопоставить свойствам языка.
Язык (система) | Речь (реализация системы) |
1. Орудие (средство) общения. 2. Язык отвлечен от конкретных жизненных ситуаций. 3. К языку неприменимы нравственные категории правдивости и ложности. 4. Язык нецеленаправлен, а лишь создает возможности для целенаправленной деятельности людей. 5. Язык абстрактен; его единицы – конструкты, образуемые дифференциальными (различительными) и интегральными (общими) признаками, например, фонемы. 6. Язык имеет уровневую организацию, иерархическую; он парадигматичен. 7. Язык потенциален (он может быть использован в речи), статичен. 8. Язык ограничен определенным набором единиц, инвариантен. 9. Язык – результат коллективного опыта людей, он обязателен, объективен. 10. Язык образуется регулярными, закономерными чертами, упорядочен. | 1. Само общение, язык в действии, т.е. процесс общения. 2. Речь – конкретное применение языка в определенных жизненных ситуациях (труд, учение, быт и т.д.). 3. То, что высказано в речи, всегда бывает либо истинным, либо ложным. 4. Речь всегда направлена к достижению какой-либо цели. 5. Речь материальна, конкретна; она воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием), например, звуки, буквы. 6. Речь линейна (это последовательность слов, предложений, компонентов текста, связанных по законам грамматики, логики, композиции); она синтагматична. 7. Речь актуальна (это уже использование языка в процессе общения), она динамична. 8. Речь вариативна, ее возможности в этом отношении очень широки, хотя и не беспредельны. 9. Речь индивидуальна, произвольна, субъективна. 10. Речь допускает элементы случайного, неупорядоченного. |
II. Свойства (тоже самые основные) речи, которые отдельно взятым чертам языка противопоставить нельзя.
1. Речь, являясь видом деятельности индивида, может характеризоваться:
а) темпом (речь быстрая, медленная), тембром, степенью громкости, четкости и др.;
б) социальной окрашенностью (гневная, ласковая, ироничная, почтительная и т.д.);
в) степенью стройности, связности (логичная, последовательная, бессвязная, сбивчивая и т.д.);
г) эстетической оценкой (художественная, поэтичная, изящная и т.д.);
д) этической оценкой, нормативной (правильная, неправильная, исковерканная и т.д.).
2. Речь обладает функционально-стилистическими особенностями, которые позволяют различать стили речи (научный, публицистический, деловой, обиходно-бытовой и др.)[16].
3. Речь является объектом исследования не только лингвистов, но и психологов (психолингвистов), социологов (социолингвистов), философов, литературоведов, физиологов и др.
В речи реализуются функции языка, причем обычно они выступают в сочетании друг с другом. Так, например, в бытовом разговоре могут сочетаться функции коммуникативная, информативная, денотативная (назывная), эмотивная, контактоустанавливающая, дифференциальная и др.
Общие функции языка в речи конкретизируются, и это зависит от конкретных целей, задач общения, от тех условий, в которых осуществляется это общение. Так, при двусторонней связи осуществляется коммуникативная функция, функция общения говорящих, а при односторонней – тесно связанная с ней функция сообщения, информативная (ведомственные инструкции, например, ответа не предполагают). Речь играет большую роль в организации труда и вообще самой разнообразной деятельности (реализуется функция, планирующая эту деятельность), в познании действительности, ее закономерностей, в закреплении этих знаний и в связи поколений (реализуется функция познавательная, когнитивная).