Основные концепции истины. Проблема критериев и объективности истины

План.

1. Формы познания мира человеком: сходство и отличие научного, повседневного, религиозного, художественного, философского, научного познания.

2. Понятие «гносеология», особенности и основные задачи гносеологии как раздела философии.

3. Проблема познаваемости мира в философии.

4. Основные концепции истины. Проблема критериев и объективности истины.

5. Проблема метода в познании.

6. Философия развития.

7. Философия техники.

Формы познания мира человеком: сходство и отличие повседневного, религиозного, художественного, философского, научного познания.

Знание – обобщенное отражение в голове человека предметов и явлений действительности и их связей в определенной знаковой форме.

Исторически философия возникла и сформировалась на основе более древних видов знания. Источниками философского знания являются обыденное знание, мифология, религиозные верования, искусство. В обыденном знании, как самой древней форме, главной характеристикой выступает практическая потребность выживания, освоение непосредственного опыта жизни, накопление житейских знаний, которые опирались на наблюдение. В мифологии на чувственном уровне восприятия развилась потребность людей в системном понимании мира, которое не могло быть логичным, рациональным, но требовало целостной формы для понимания жизни и упорядочивания того, что было освоено на практике. Поэтому мифы соединяют в себе быль и небыль, реальное и фантастическое, логичное и нелогичное, естественное и сверхъестественное в целостной, но хаотичной картине мировосприятия.

В религиозных верованиях, даже самых древних формах, в отличие от мифологии, проявилась необходимость различения естественного, обыденного уровня, доступного пониманию и освоению людьми в опыте и сверхъестественного, которое присутствует в восприятии людей, но скрывается от человеческого опыта и непосредственного понимания, поэтому связано не со знанием, но с актом веры.

Философия складывается в истории на этапе необходимости и возможности развития мышления людей и рационального освоения действительности, чему способствовали развитие общества, накопление знаний, опыта, верований, разделение умственного и физического труда, различение наук, появление письменности и т.д.

В табл. изображены сходства и отличия форм познания

Специфика искусства Сходство искусства и философии Специфика философии
художественное мышление (образное) через несловесные языки изучают мир и человека, вечные проблемы бытия абстрактное мышление (рациональное и иррациональное) через слово
Специфика религии Сходство религии и философии Специфика философии
Познание через веру Основные проблемы бытия и мышления, соотношение веры и разума, изучают высшие начала мира – Бог, душа, бессмертие души, логические размышления Познание через деятельность и разум человека
Специфика науки Сходство науки и философии Специфика философии
изучение отдельных областей мира, проверка на опыте, связь с практическими задачами теоретичность (понятия, логика, методы), поиск истины, познание объективности, универсальности применения наиболее общие законы и принципы познания мира, идеального, противоречивого, объективного и субъективного

 

Понятие «гносеология», особенности и основные задачи гносеологии как раздела философии.

Гносеология (пер. с греч. – учение о познании) – раздел философии наряду с онтологией, логикой, социальной философией и др. В гносеологии изучается познавательная деятельность человека, процесс познания в истории. Историческое развитие гносеологии тесно связано с развитием науки как специфической сферы деятельности человека. Гносеология должна обосновывать как естественнонаучное знание (математика, физика,химия, биология и др.), так и философское знание, его возможности, сущность, понятия, критерии истины и истинности любого знания.В формы деятельностисовременной гносеологии входят: исследование природы и сущности человеческого познания, изучение проблемы познаваемости мира, определение форм и закономерностей перехода от повседневного, неполного знания к достоверному и истинному знанию, изучение проблемы истины и ее критериев, видов познания, соотношения веры и знания, изучение проблем диалектики, возникновения и функционирования науки как вида объективного знания, отличия гносеологии от психологии познания и многие другие вопросы.

 

Проблема познаваемости мира в философии.

Существуют три подхода в решении проблемы познаваемости мира философами: оптимистический – отстаивают принципиальную познаваемость мира, скептический - не отрицают возможность познания мира, но подвергают сомнению истинность полученного знания, рассматривают ограничения возможности познания, агностический – отрицают познаваемость мира как таковую.

Основные концепции истины. Проблема критериев и объективности истины.

Цель познания в любой его форме – истина, путь к которой сложен и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины – заблуждения. Заблуждение – искаженное отражение действительности – поверхностное, неполное, неразвитое, ограниченное отражение действительности. Заблужения затрудняют поиск истины, но являются необходимым моментом движения познания к ней. Заблуждения следут отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных интересах. Если заблужение – характеристика знаний, то ошибки – это результаты неправильных действий в разных сферах деятельности.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, это правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Главный признак истины – объективность ( существование вне и независимо от особенностей познающего субъекта). Истина – не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них. Она имеет и субъективную сторону. В современной науке все больше объективность, а значит и истинность процесса познания зависят от субъективных качеств исследователя, его способности поставить творческую задачу, выбрать методы и ориентиры поиска на основе разносторонних знаний. Для характеристики процесса познания истинного знания существуют понятия абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина – это «гносеологический идеал», который никогда не будет достигнут, но это понятие отражает меру истинности в любом знании. В каждом знании есть доля абсолютного знания, то есть, достигнутой истины. В этом смысле Гегель подчеркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Любое истинное знание определено в контексте времени, места, предмета, к которому относится. Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, возможность его развития и изменения. Существует две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение постоянства достигнутого знания. Релятивизм преувеличивает значение изменчивости, относительности знания. На основе чего истина представляется то абсолютной, то совесем не имеющей смысла из-за изменчивости. В истории философии вопрос о критерии истины (основание, дающее право говорить об истине) рассматривался как ясность и отчетливость мышления у Декарта, чувственный опыт у Фейербаха, практика у К.Маркса. В разном контексте, в процессе развития мира и мышления, в каждой конкретной области познания могут изменяться и критерииистины. Практика является обобщенным критерием, из которого могут быть выведены побочные критерии (логика, красота, простота и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: