БЕГЛОСТЬ
Оценка за Беглость равна числу следствий, названных обследуемым (за каждое следствие — 1 балл). Следствия — это то, что произошло по причине изображенной на картинке ситуации. Порядок следования, простое перечисление последовательности событий — это не причинно-следственная связь. Ответы, не имеющие отношения к последствиям изображенной на картинке ситуации, считаются неадекватными и не учитываются. Примеры таких ответов:
— «Мальчик пошел домой и играл со своей маленькой сестрой
— «Потом он ужинал»;
— «Мама заставила его делать домашнее задание»;
— «Потом он пошел спать» и др.
Если из ответа обследуемого не очевидно, подразумевает ли он следствие изображенного на картинке или говорите простой последовательности событий, необходимо задать дополнительный вопрос самого общего содержания: «Расскажи мне об этом немного подробнее. Как это связано с тем, что нарисовано на картинке?».
Например:
Обследуемый: «Он пойдет гулять».
Психолог: «Расскажи мне об этом немного подробнее. Как это связано с тем, что нарисовано на картинке.»
|
|
Обследуемый:
а) «Он отдохнет здесь и пойдет гулять дальше.» — 1 балл,
б) «Он пойдет гулять, потом придет домой и ляжет спать.» — 0 баллов.
Уточнить содержание ответов обследуемого легко при индивидуальном способе тестирования и не всегда удается при групповом. Тем не менее для повышения надежности результатов к этому необходимо стремиться.
ГИБКОСТЬ
По одному баллу начисляется за использование каждой из нижеперечисленных категорий. За использование одной и той же категории несколько раз баллы не начисляются. В этом субтесте заранее задается 16 категорий ответов. В случае необходимости, если какой-
либо ответ никак не удается отнести ни к одной из перечисленных категорий, Вы можете создавать дополнительные категории. Их обозначение (XI, Х2 и т. д.) заносится в Бланк фиксации результатов.
Список категорий:
Герой на картинке.
Следствия, имеющие отношение к различным физическим особенностям героя.
Он станет мокрым.
Он простудится.
Он лопнет от того, что выпьет слишком много воды.
2. Герои, не изображенные на картинке.
Сзади кто-то споткнется и столкнет его в воду.
Его может укусить пчела.
Костюм, одежда героя в целом.
Он может испачкать свою новую одежду (костюм).
Ему придется стирать свою одежду.
В его одежду могут залезть муравьи.
Отдельные детали одежды героя.
У него упадет шляпа.
На его брюках останутся пятна от травы.
Его туфли испачкаются.
Эмоциональные, психологические следствия.
Он разразится рыданиями, потому что увидит, как он уродлив.
Он пронзительно закричит, когда увидит свое отражение.
|
|
Он придет домой счастливый, потому что не испачкается.
Он загрустит на чужой планете.
Этнические следствия.
Следствия, имеющие отношения к происхождению, национальности, обычаям, языку, религии героя.
Он потеряет свою веру.
Он мог бы превратиться в человека другой расы.
Семейные следствия.
Следствия, имеющие отношение к родственникам героя и его дому.
Он заиграется и вернется домой поздно.
Его семья у мрет от отравленной рыбы.
Врат столкнет его в воду.
Местонахождение героя.
Он потеряется, потому что он один.
Он заскучает и захочет вернутся на свою родную планету.
Он останется здесь жить.
Волшебные следствия.
Следствия, имеющие отношения к волшебным силам героя или его окружения.
Он поймет, что это — не волшебный колодец.
Ему будет грозить какое-то несчастье, потому что он посмотрел на свое отражение.
Профессиональные следствия.
Следствия, имеющие отношения к профессиональным занятиям героя.
Он захочет стать рыбаком.
Он станет великим поэтом и напишет стихи об этом озере.
Он найдет в воде сокровища и станет богатым.
Действия на картинке.
Следствия, имеющие отношение к действиям героя в пределах изображенной ситуации.
Он будет купаться.
Он поймает лягушку.
Он приляжет на берегу и будет отдыхать.
Действия, не изображенные на картинке.
Следствия, имеющие отношение к действиям героя за пределами изображенной ситуации.
Он будет наказан за то, что отстал от группы.
Он построит лодку и уплывет.
Он покажет своим товарищам те вещи, которые он найдет в воде.
Физические характеристики объектов.
Он поломает игрушечную лодку, которую он здесь нашел.
Он установит знак с названием озера.
Яд убьет рыбу в озере.
Характеристика природного ландшафта.
Он сделает удобную дорожку к озеру.
Красота цветов вдохновит его, и он напишет стихи или картину.
Время.
Следствия, имеющие отношение к временным характеристикам ситуации.
Он не заметит, как прошло время, и опоздает на ужин.
Это — конец его путешествия.
Он пробудет здесь у пруда три дня.
Погода и стихийные бедствия.
Следствия, имеющие отношение к погодным условиям и стихийным бедствиям.
Начнется дождь.
Его ударит молния.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
Для оценки Оригинальности сравните ответы обследуемого с приведенными ниже списками. Во всех приведенных там ответах выделены ключевые слова, которые указаны слева в алфавитном порядке. Цифры справа соответствуют номеру категории, к которой принадлежит ответ (номера соответствующих категорий приведены для общей выборки 5-16 лет).
Важно отметить, что в списках приводятся основные идеи, передается сущность ответов. Детали же этих ответов могут несколько отличаться у разных обследуемых.
Например, ответ «Он разожжет костер» может звучать: «Он замерзнет и разожжет костер», «Он намокнет и разожжет костер», «Он останется здесь ночевать и разожжет костер».
Так как в списках передаются только основные идеи ответов, некоторые ответы могут отчетливо не звучать как следствия происходящего на картинке (например,«его похвалят»,«он пойдет в гости», «другие люди тоже придут сюда» и т. п.). Если обследуемый отвечает так же кратко, то для отнесения таких ответов к разряду адекватных необходимо задать ему дополнительные вопросы (см. Беглость).
Вернуться к оглавлению