Условия тестирования.
Тестирование образной креативности, так же, как и вербальной, должно проходить в игровой творческой атмосфере. Обстановка ни в коем случае не должна ассоциироваться с ситуациями экзамена, выполнения упражнений, решения задач. Только комфортная, ненапряженная и доброжелательная атмосфера, стимулирующая творчество, позволяет получить надежные и валидные результаты тестирования. Слова «тест», «субтест», «тестовая тетрадь», «упражнения» не следует произносить перед обследуемыми. Название Тестовой тетради «Вырази свои идеи с помощью рисунков» помогает им понять общую суть всех заданий.
Психологу необходимо предварительно изучить инструкции и познакомиться с нюансами тестирования, описанными в Методическом руководстве.
Каждый обследуемый должен иметь Тестовую тетрадь, простые и цветные карандаши. Образную часть методики можно проводить групповым способом с детьми любого возраста. Но не следует проводить тестирование в разновозрастных, а также в больших по численности группах детей. Нормальное количество обследуемых в группе — 15-30 человек. В детских садах лучше работать в маленьких группах по 5-10 человек или индивидуально.
Обычно обследуемые (даже маленькие дети) проявляют интерес к образным заданиям и не устают работать, поэтому тестирование чаще всего удается провести за один раз. На проведение образной батареи уходит примерно 45 минут: 30 минут — выполнение субтестов, 10-15 минут — раздача необходимых материалов, знакомство с инструкциями, ответы на вопросы обследуемых.
Вернуться к оглавлению
Общая инструкция.
Если образная часть методики проводится после вербальной, то, прежде чем раздать Тестовые тетради с образными субтестами, психолог должен сделать небольшое вступление:
«В предыдущих заданиях ты выражал свои идеи словами. А сейчас попробуй выразить их другим способом: с помощью рисунков и изображений. Постарайся максимально проявить свое воображение и творческие способности. Я уверен(а), что ты хорошо справишься с этими заданиями и получишь при этом настоящее удовольствие.»
Если проводится только образная батарея, то Тестовые тетради раздаются сразу. Обследуемые записывают в них сведения о себе и вместе с психологом начинают читать общую инструкцию к образным субтестам:
«Тебе предстоит выполнить три увлекательных задания. Тебе потребуются воображение и творческие способности для того, чтобы придумать новые идеи и выразить их с помощью рисунков, изображений.
При выполнении каждого задания попробуй придумать что-то интересное и необычное, чего бы не смог придумать никто другой, кроме тебя. Постарайся дополнить и развить свои идеи так, чтобы у тебя получились интересные рассказы-картинки. Ты сможешь хорошо справится с этими заданиями. Но главное, что ты получишь при этом настоящее удовольствие.
Время выполнения заданий будет ограничено, поэтому старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появятся вопросы во время выполнения заданий, не задавай их с места. Подними руку и ведущий к тебе подойдет.»
Если у обследуемых нет вопросов, можно переходить к работе над первым субтестом. В процессе тестирования важно постоянно поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с обследуемыми. В ходе объяснения инструкций запрещается приводить примеры возможных ответов. Это уменьшает оригинальность и, в некоторых случаях, снижает общее количество ответов.
При работе с маленькими детьми в детском саду или начальной школе психологу потребуются один-два ассистента для проведения тестирования.