Более стабильно и надежно творческий потенциал личности отражается в обобщенном показателе «Образная креативность» (Ток). Анализ структурного профиля, отражающего соотношение отдельных показателей Образной креативности (ТБ, То, ТР, Тн, Тз), позволяет описать ее качественное своеобразие, выделить сильные и слабые стороны.
Образная креативность положительно коррелирует с Вербальной креативностью, но сила связи между ними — слабая или средняя. Поэтому у одного и того же человека уровень развития Вербальной креативности и уровень развития Образной креативности могут существенно отличаться друг от друга. У одних людей могут быть высоко развиты и Образная, и Вербальная креативность, у других — высоко развита только образная или только Вербальная креативность.
Для качественной характеристики количественных значений ТБ, То, Тр, Тн, Тз и Ток используется та же таблица, что и в Вербальной батарее:
Т-баллы | Характеристика |
>70 | очень высоко (превосходно) |
66-70 | выше нормы |
61-65 | несколько выше нормы |
40-60 | норма |
35-39 | несколько ниже нормы |
30-34 | ниже нормы |
<30 | очень низко |
Для интерпретации качественного своеобразия Образной креативности может быть также полезна следующая информация.
|
|
Образная беглость.
Высокую оценку по данному показателю может иметь человек с банальным и импульсивным стилем мышления, если по остальным показателям Образной креативности получены низкие оценки. Низкая оценка по параметру «Беглость» может быть связана со стремлением к тщательной разработке идей, стремлением избежать банальных идей или с низкой мотивацией.
Образная оригинальность.
Интерпретация данного показателя аналогична интерпретации вербальной оригинальности. Однако, образная оригинальность, вероятно, еще в большей степени, чем вербальная, требует способности отложить первое упрощенное решение.
Полезно соотносить оценку по параметру «Оригинальность» с оценкой по параметру «Беглость». Некоторые люди, например, предлагают мало неоригинальных рисунков (низкая Беглость, низкая Оригинальность), другие — много оригинальных идей (высокая Беглость, высокая Оригинальность) и т. д.
Образные субтесты обладают высокой дискриминативной способностью в отношении обследуемых-оригинальных мыслителей и обследуемых-хороших разработчиков идей. Одни обследуемые предлагают большое количество оригинальных рисунков, но не стремятся детально разрабатывать их. Другие — предлагают мало оригинальных идей, но дополняют их большим количеством деталей. Также легко выделяются обследуемые, предлагающие большое количество стандартных идей и не стремящиеся к их разработке.
|
|
Разработанность.
Этот показатель отражает способность развивать, дополнять, дорабатывать возникшие идеи, расширять их границы. Отстающие ученики и делинквенты, как правило, имеют низкий балл по показатель «Разработанность», хотя могут иметь высокие оценки по Гибкости и Оригинальности. Девочки, как правило, имеют более высокие оценки по Разработанности, чем мальчики. У очень хороших «разработчиков» есть слабые стороны: стремление как можно лучше развить свою идею делает их неспособными завершать работу во время. Можно также предположить, что высокий балл по Разработанности связан и с хорошей наблюдательностью.
Абстрактность названия.
Этот показатель больше других коррелирует с показателями Вербальной креативности, особенно с Беглостью и Оригинальностью. Низкий балл по данному фактору, как правило, бывает у отстающих учеников, делинквентов и выраженных конформистов.
Сопротивление замыканию.
Этот показатель отражает способность длительное время выдерживать неопределенность, неравновесие, оставаясь открытым новой информации для принятие оригинальных решений. Нетворческие люди склонны принимать решение преждевременно без учета всей доступной информации. Этот показатель стоит несколько «особняком». Меньше всего он коррелирует с Разработанностью, больше всего — с Оригинальностью, а также с таким личностным качеством, как нонконформизмом.
Вернуться к оглавлению