Т.Н.Грановский и его исследования по истории средних веков

 

                                                             

 

                                                                Выполнила студентка 4 курса

                                                                1 группы очной формы обучения         

                                                                гуманитарного факультета

                                                                Бенда Алевтина Алексеевна

                                                                                                                                 

 

                                                                Научный руководитель:

                                                                канд. ист. наук, доцент кафедры 

                                                                зарубежной истории

                                                                Кармазина О.В.

 

 

Воронеж 2020

Для начала охарактеризуем социально-политическую обстановку в России в период жизни Тимофея Николаевича Грановского.

40-50-е годы XIX в. - время особенно тяжелой николаевской реакции, это был период напряженных идейных исканий передовой общественной мысли. Именно в ту пору начал читать свой курс «новой истории» Т.Н.Грановский. Это был разгар бюрократического и унтер-офицерского деспотизма,  молодежь давили формализмом, ссылками на Кавказ в солдаты за неосторожное слово. Реакция торжествовала повсюду. Полицейский надзор был установлен и за Грановским.

Каково же было состояние исторической науки в России в это время?

С середины XIX в. отечественная историческая наука переживала во многом особенный и интересный период своего развития. В это время выделяется специфический раздел исследований – история западноевропейского Средневековья.

До конца 30-х гг. XIX в. в России не было медиевистики как специальной отрасли исторического знания. В университетах, даже столичных, не было специальных кафедр средневековой истории. Вся всеобщая история читалась обычно одним лектором, часто не имевшим специальной подготовки. Исследований по истории западного средневековья не велось.[1]

С конца 30-х гг. XIX в.  ситуация меняется: формируется научная база, появляются первые специалисты-историки, создаются отдельные подразделения по изучению средневековой истории в университетах, спецкурсы и курсы лекций, первые монографии по средневековой проблематике. Оформляются научные центры по изучению, в том числе и истории западноевропейского Средневековья. В императорской России их роль выполняли различные университеты – Московский, Санкт-Петербургский, Харьковский, Киевский, Казанский.

В России создателями школы медиевистики стали историки, представители «первого поколения» отечественных медиевистов – Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, Н. И. Кареев, В. И. Герье.[2]

Именно Тимофей Николаевич Грановский является первым русским медиевистом.

Родился Тимофей Николаевич 9 марта 1813 года в Орле. Детские годы провел в деревне. Первоначальное образование получил беспорядочное, сначала дома, потом в частном пансионате в Москве. Учёба, однако, завершена не была. Прожив три года в деревне без дела, в январе 1831 г. Грановский уехал в Петер­бург, на сле­дую­щий год поступил в столичный университет, на юри­ди­ческий фа­куль­тет, который и окончил в 1835 г.[3]

После окончания университета Грановский познакомился с Н.В. Станкевичем и членами его философского кружка. После этого знакомства Грановский проникся глубоким интересом к творчеству немецких философов, идеи которых оказали на него сильнейшее влияние. Через новых друзей Грановский получил приглашение от попечителя Московского учебного округа графа С.Г. Строганова отправиться на учебу в Германию с тем, чтобы по возвращении занять кафедру всеобщей истории в Московском университете.

В Германии Грановский посещал лекции знаменитых тогда профессоров-историков Л. Ранке и Ф. Раумера, географа К. Риттера, философа Э. Ганса и К. Вердера. Особенно нужно отметить огромный интерес Грановского к учению Гегеля, пробудившийся в это время под несомненным влиянием Станкевича, давно изучавшего немецкую идеалистическую философию и тонко в ней разбиравшегося. Именно в это время у Грановского, очевидно, складываются его исторические воззрения.[4]

Вернувшись в 1839 г. из-за границы, Грановский стал читать в Московском университете курс лекций по истории средних веков, древней истории и истории Нового времени.

Т.Н.Грановский рассматривал актуальнейшие в начале XIX в. теоретические проблемы исторической науки – сущности и генезиса феодализма, удельной системы, сословного строя. Благодаря Грановскому и его последователям об этих проблемах заговорила общественность, обсуждению этих тем стали регулярно посвящать статьи передовые русские журналы.[5]

К сожалению, Тимофей Николаевич Грановский прожил всего лишь 42 года и не успел написать крупных конкретно-исторических работ. Его письменное наследие составляют несколько исследований и статей. Наиболее серьезными научными трудами являются: магистерская диссертация – “Волин, Иомсбург и Винета”, докторская - “Аббат Сугерий, исторические характеристики Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го, Тамерлана, Людовика IX и Ф.Бэкона, речь: «О современном состоянии и значении всеобщей истории», а также лекции по истории Средневековья.[6]

В середине XIX века Грановский состоял в острых спорах о соотношении всеобщей и русской истории, о Западе и России. Он был участником идейных сражений западников и славянофилов, противником теории официальной народности.

Как же влияла ситуация в стране на содержание работ Т.Н.Грановского? Необходимо сказать, что нажим реакции не давал возможности Грановскому раскрывать на лекциях свои антикрепостнические убеждения так, как он это делал в курсах 40-х годов. Сам Грановский говорил, что он не может говорить достаточно полно, как хотел бы. Однако, несмотря на сдержанность некоторых лекций, и в них слышится голос Грановского - взволнованного и чуткого современника исторических событий середины XIX в. В лекциях 1849-1850 гг, по сравнению с курсами более раннего периода, менее явственны призывы борьбы с охранителями, споры со славянофилами, нет таких впечатляющих рассказов о судьбах крепостного крестьянства.[7]

Широта подхода Т.Н. Грановского к исторической науке выразилась и в его философском взгляде на нее. В изучении прошлого ученого всегда интересовали не только факты и их прагматическое изложение, но и методологическое осмысление истории, место этой науки в развитии человечества. 

Грановский был представителем либерально-романтической историографии. Сочетая романтические и просветительские идеи, в своих лекциях по средневековой европейской истории он акцентировал внимание на общих человеческих ценностях, на всеобщей истории. Вслед за немецкими философами-романтиками он полагал, что смысл человеческой истории заключался "в развитии духа рода человеческого", главной целью историка считал "проследить прогресс рода человеческого". Главной движущей силой исторического процесса Грановский полагал "верховный нравственный закон".[8]

Мной была проанализирована часть лекций Тимофея Николаевича Грановского по истории позднего Средневековья. В своих лекциях Грановский широко использовал источники. Немалое место среди них занимали документальные материалы - законодательные, судебные акты, официальная переписка, посольские донесения, папские буллы.

Излагая историю Франции XV в., Грановский анализировал ордонансы Людовика XI, материалы донесений венецианских послов, содержавших подробные оценки событий истории Франции. Воссоздавая картины быта и нравов того времени, Грановский обращался к дневникам, эпистолярным источникам, литературному наследию политических деятелей. Стоит отметить, что в лекции нередко включались наиболее выразительные фрагменты из писем и мемуаров, например, «Мемуары» Филиппа де Коммина. Таким образом, можно сказать, что ученым использовалось большое количество письменных источников.

Следует отметить, что Грановский критически изучал источники и историческую литературу и осуждал историков, произвольно толковавших источники, некритически относившихся к ним.

В своих лекциях по история Франции (2-5-я лекции) Грановский указывает на тяжелое и бесправное положение крестьянства во время Столетней войны, которое терпело бедствия как от английских, так и от французских феодалов. Он подробно рассказывает о подвиге простой крестьянской девушки Жанны д'Арк, обращается к теме борьбы народа против иноземных захватчиков. Здесь же ученый дает характеристику Людовику XI. Показывая, на какие общественные силы опирался король в борьбе против феодальной раздробленности, Грановский подчеркивает сложность его политики по отношению к городам.

Также в данной лекции ученый приводит цитаты из писем Людовика XI к его другу а, говоря о его внутренней политике, упоминает ордонансы: «Стоит только взглянуть в известное собрание Ordonnances des rois de France, чтобы усмотреть лихорадочную деятельность Людвига на этом поприще».[9] Это еще раз доказывает, что Т.Н.Грановский в своих лекциях использовал разные виды письменных источников.

В данных лекциях, несомненно, преобладают черты романтизма. Например, рыцарство Грановский изображал в крайне идеализированном виде, он считал, что оно выступает защитником слабых и обездоленных; католическую церковь он также идеализировал и видел защитницей рабов и других тружеников; положительно оценивал централизаторскую политику Людовика XI (считал его образцовым монархом), но не замечал тяжелого гнета, который несла централизация простому народу.

Следует заметить, что в большей части лекций видно постоянное стремление Тимофея Николаевича Грановского к теоретическим обобщениям, к выяснению коренных причин исторических явлений, однако некоторые лекции (особенно по истории Германии конца 30-40-х годов XVI в.) носят преимущественно повествовательный характер, историк ограничивается сухим перечнем событий, дат, имен.

В своих лекциях Т.Н.Грановский затрагивал проблемы эксплуатации трудящихся масс, тяжелого положения крепостного крестьянства, народные движения и крестьянские восстаниях в различные периоды средневековья.

Тимофей Николаевич Грановский в той части лекций, которые мной были изучены, делает следующие выводы: он признает необходимость высоко оценивать патриотическое воодушевление народных масс Франции во время выступления Жанны д'Арк против иноземных захватчиков, а обзор Франции оканчивает следующим заключением: он констатирует, что Людовик XI обладал многими пороками, но для Франции сделал очень многое, он собрал ее практически по частям, нанес страшные удары феодализму. Характеризуя феодализм, Т. Н. Грановский обращается к мировоззрению феодального сеньора. Автора интересует отношение сеньора к земле и к своим подчиненным. Анализируя сборники французских обычаев, церковные документы (например «духовные завещания»), Т. Н. Грановский отмечает большое количество разных повинностей, которые не приносили владельцу никакой пользы. И на основании этого автор делает весьма интересный вывод,  он объясняет большое количество бессмысленных повинностей капризами феодального владельца.

Интерес Тимофея Николаевича Грановского к истории народных масс и искреннее сочувствие к их бедственному положению при феодализме, на мой взгляд, позволили ему нарисовать в лекциях широкую картину развития средневекового общества во всем его многообразии.

Большим достижением Грановского можно считать его попытки систематизации исторического материала. Его лекции отличали насыщенность историческим и историографическим материалом, внимание к социальной стороне исторического процесса, яркий, образный язык. Не случайно слушатели его лекций называли Грановского «Пушкиным русской истории».

Несомненным достоинством Т.Н.Грановского является то, что изучая различные стороны жизни народа, он глубоко вникал не только в прошлое, но и в современное его положение.

Что касается места историка среди его коллег, то следует отметить замечания его студентов. Так, К.Н. Бестужев-Рюмин, в будущем ставший знаменитым историком, отмечая несомненные достоинства Грановского как оратора и художественную ценность публичных лекций, отдавал предпочтение как ученому не Грановскому, а П.Н. Кудрявцеву, ученику Грановского. Другой студент, И.М. Сеченов, также замечал большую научную ценность курса П.Н. Кудрявцева по сравнению с лекциями Грановского. История Реформации П.Н. Кудрявцева произвела на него гораздо более сильное впечатление, чем повествования Грановского.[10]

На мой взгляд, судить о научной деятельности Грановского мы должны не с точки зрения современной науки, а с точки зрения русской медиевистики того времени, когда он жил. А как мы знаем, именно лекции Т.Н.Грановского по истории средних веков были тогда единственным пособием  для студентов и для представителей общественности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: