Министерство образования и науки Российской Федерации краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования
Методические указания для преподавателя к практическому
Занятию по предмету
"ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ: лица пожилого и старческого возраста"
(акушерское дело)
Тема. Медицинская и социальная защита населения старших возрастных групп.
Вид занятия: практическое
Тип урока: первичное формирование умений и навыков
Место проведения: Городская клиническая больница №1
Продолжительность занятия: 240 минут.
Завкафедрой терапии с курсом педиатрии Борисов Ю.Ю.:
Содержание учебной информации
Потребности пожилых людей в различных видах медико-социальной и бытовой поддержки. Комплексный медико-социальный характер помощи пожилым как необходимое условие её эффективности. Законодательные аспекты социальной защиты престарелых граждан. История и современная структура гериатрической службы РФ. Опыт других стран.
|
|
Проблема адаптации лиц старших возрастных групп к старению и микросоциальной среде. Социопсихосоматические связи. Синдром ранней смерти после выхода на пенсию («пенсионная болезнь»). Сохранение социальной активности: продолжение посильной трудовой деятельности, участие в общественной жизни, активные контакты с родственниками, чтение периодических изданий и просмотр телепередач, различные увлечения. Пожилой человек в семье. Взаимопомощь поколений. Рост числа одиноких пожилых людей, экономические и социальные аспекты одиночества в старости. Создание безопасной среды для пожилого человека в общественных местах, в транспорте, на улицах.
Медицинские аспекты защиты пожилых людей. Различные организационные формы гериатрической помощи, например, гериатрические кабинеты (отделения) в лечебно-профилактических учреждениях, дневные стационары для пенсионеров, дома-интернаты, дома сестринского ухода, пансионаты и санатории для пожилых людей, геронтологические территориальные центры. Организация гериатрической помощи на дому. Патронажные группы социальной помощи одиноким при районных отделах социального обеспечения и их функции.
Сестринские услуги лицам пожилого и старческого возраста. Психологические и этические аспекты сестринской работы с пожилыми и старыми людьми. Принципы эффективного общения.
Сестринский процесс при оказании консультативной помощи по вопросам укрепления здоровья пожилых людей. Сестринское обследование удовлетворения универсальных потребностей стареющего человека с точки зрения влияния на здоровье. Оценка факторов индивидуального риска. Отношение пациента и его семьи к проблеме укрепления здоровья. Оценка потенциальных возможностей (ресурсов) пациента и его семьи для обеспечения позитивных перемен в образе жизни. Выявление препятствий для правильного удовлетворения потребностей. Проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. Мотивация пациента на оздоровление образа жизни. Планирование мероприятий по укреплению здоровья совместно с пациентом и его семьёй. Реализация сестринских вмешательств: консультации по вопросам рационального образа жизни, обеспечение печатной информацией, помощь в формировании здоровых привычек. Оценка эффективности сестринских вмешательств. Поощрение успехов пациента в оздоровлении образа жизни. Коррекция сестринских действий на основании обратной связи.
|
|
Представление о гериатрической фармакотерапии, правила безопасного лечения пожилого человека фармпрепаратами.
Хронокарта практического занятия:
1. | Организационный момент. | 2 мин. |
2. | Мотивация занятия. | 3 мин. |
3. | Определение исходного уровня знаний. | 45 мин. |
4. | Вводный инструктаж. | 15 мин. |
5. | Самостоятельная работа на занятии (текущий инструктаж) | 115 мин. |
6. | Заполнение дневников, | 30 мин. |
7. | Контроль конечного уровня знаний. | 25 мин. |
8. | Подведение итогов. | 2 мин. |
9. | Задание для самостоятельной работы (с пояснениями). | 2 мин. |
10. | Заключительная часть (уборка рабочих мест) | 1 мин. |
Итого: 240 мин.
Студент должен знать:
· Законодательные аспекты социальной защиты лиц пожилого и старческого возраста в РФ;
· Структуру гериатрической службы РФ;
· Экономические и социальные аспекты одиночества в старости;
· Различные организационные формы гериатрической помощи.
Студент должен уметь:
· Организовать эффективное общение с лицами пожилого и старческого возраста;
· Способствовать сохранению социальных контактов престарелого человека, укреплению семейных связей;
· Обеспечить безопасность лиц пожилого и старческого возраста;
· Оказать консультативную помощь по вопросам сохранения и укрепления здоровья пожилых людей;
· Раздать лекарственные средства для перорального приёма гериатрическим пациентам.
Содержание практического занятия
Дискуссионное обсуждение возможностей сестринской службы в удовлетворении универсальных потребностей пожилых пациентов и решении их проблем со здоровьем. Теоретическое обоснование особенностей сестринского ухода с учётом анатомо-физиологических и психологических возрастных изменений, изменения способа удовлетворения универсальных потребностей.
Медицинская сестра как консультант по вопросам, касающимся состояния здоровья. Применение сестринского процесса в обучении пациента и его семьи правильному образу жизни. Методика сестринского обследования образа жизни пациента. Примеры возможных проблем пациента, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. Определение целей и планирование объёма обучения. Реализация плана обучения. Проведение бесед с применением элементов ситуационно-ролевых игр по вопросам укрепления здоровья в пожилом и старческом возрасте. Оценка эффективности обучения.
Обеспечение безопасности пожилого человека в ЛПУ, в том числе особенности раздачи лекарственных средств в геронтологических отделениях. Обучение пациентов старших возрастных групп правилам приема лекарственных средств в домашних условиях.
Внеаудиторная самостоятельная работа:
- Работа с основной и дополнительной литературой для получения дополнительной информации
- Написание рефератов и докладов по теме
|
|
- Составление опорных конспектов по теме
- Составление кроссвордов по теме
Тестовые задания:
1. Анатомо-функциональные особенности костно-мышечной системы у лиц пожилого и старческого возраста:
- гипертрофия мышц
+декальцинация костей
- разрастание хрящевой ткани
- атрофия соединительной ткани
2. Анатомо-функциональные изменения пищеварительной системы у лиц пожилого и старческого возраста:
- усиление перистальтики кишечника
- гипертрофия обкладочных клеток желудка
+развитие гнилостной микрофлоры толстого кишечника
- уменьшение длины кишечника
13.Одно из положений гериатрической фармакологии:
- назначение в первый день лечения ударной дозы лекарственного средства
+отказ от полипрагмазии (множественной лекарственной терапии)
- назначение для перорального приёма преимущественно жидких лекарственных форм
- потенцирование приёмом алкоголя действия лекарственных препаратов
14. Пожилым пациентам назначают лекарства из расчёта:
- в обычной терапевтической дозе взрослого человека
- в повышенной дозе
+в уменьшенной дозе
- всегда в половинной дозе
15. Оптимальная температура воздуха в помещении для гериатрического пациента, находящегося на общем режиме:
-16-18
-24-25
+22-23
-28-30
16. Типичная физиологическая проблема лиц пожилого и старческого возраста:
- потливость
+ запоры
- сонливость
- острая задержка мочи
17. Типичная психосоциальная проблема лиц пожилого и старческого возраста:
+ одиночество
- злоупотребление алкоголем
- склонность к суициду
- отказ от участия в общественной жизни
18. Безусловный признак наступления биологической смерти:
- расширение зрачков
- отсутствие дыхания
+помутнение роговицы
- отсутствие пульса на сонной артерии
19. При уходе за гериатрическим пациентом медицинская сестра прежде всего должна обеспечить:
- рациональное питание пациента
- проведение мероприятий личной гигиены
+ безопасность пациента
- сохранение социальных контактов
20. Активная эвтаназия:
- право пациента умереть в мире и с чувством собственного достоинства
|
|
- право пациента отказаться от медицинской помощи
+право врача прервать жизнь обречённого пациента с его согласия
- право врача прервать жизнь обречённого пациента по просьбе его близких
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Кожин А.А., Кучма В.Р., Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение: учебник для студентов среднего медицинского учреждения. Москва, «Академия» 2006 – 400с.
2. Филатова С.А., Безденежных Л.П., Андреева Л.С. Геронтология: учебник для студентов среднего медицинского учреждения. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009 – 512с.