Упражнения на силу звука

ТЕМА: Уроки сценической речи.

Ход занятия:

Тренировочные игры и упражнения по сценической речи.-15 мин.

Работа над скороговорками.-15 мин.

Упражнения на силу звука.-15 мин.

Артикуляционная гимнастика.-15 мин.

Голос и дикция. Опора звука. Сила голоса.-10 мин.

Темпо - ритм речи.-20 мин.

1. Игра первая: выбираем пословицу или поговорку и пробуем произнести ее, то с одной, то с другой интонацией. Здесь важно понять, что интонация не существует сама по себе, она рождается из действия и отношения к партнеру. Допустим, нам вспомнилось: «Один с ложкой, семеро с сошкой». Все участники игры должны понимать смысл этого выражения, если же кто-то не понимает, надо сначала разобраться. В чем смысл? Этот с ложкой кушать хочет, но работать не хочет! Вы его осуждаете? Попробуйте выразить осуждение, произнося поговорку. А если он сам себя хвалит, за то, что он такой ловкий, так здорово устроился? Пусть ребенок произнесет поговорку от имени ловкача. Показательный результат: ловкач, насмехаясь над работниками с сошкой, еще и пальцем в них тычет, а когда говорит про себя «сытым голосом», то поглаживает живот. Теперь более сложное отношение. Если вы считаете, что «один с ложкой» не прав, но боитесь его обидеть, как скажете поговорку? Второе, что вы усвоите в процессе игры: надо слышать партнера. То есть понимать цель действия (он хвалит вас, хочет разозлить, просит сочувствия, делится радостью) и ответить в зависимости от того, какова ваша цель. Вы скоро поймете, что умение слышать важно не только для актера, общение вне сцены не складывается по тем же причинам, которые мешают общению на сцене.

Актер должен говорить четко и понятно, иначе его не поймут. Поэтому вторую игру начинаем с того, что находим в тексте  главную мысль. Главная мысль зависит от цели высказывания: зачем вы этот текст говорите, какой цели хотите достичь? Не надо интонировать каждое предложение, или, упаси боже, каждое слово в предложении, словно вы отбиваете их точкой: от этого смысл текста утрачивается, и никто уже – ни произносящий, ни слушающий, - не понимает, о чем идет речь. Однообразная барабанная дробь логических ударений отбивает желание вникнуть и понять. Главную мысль надо выделить растяжкой, или восклицательным знаком, или сделать перед ней паузу. Допустим, вы читаете ту же поговорку про ложку и сошки. Если ваша цель – обидеть, то скажите издевательски: «один с лооожкой».Спросите ребенка, понятна ли ему цель вашего высказывания? Теперь пусть он попробует проделать то же самое, взяв другой текст, или тот же самый, но с другой целью действия.

Третья игра тренирует дикцию. Произнесите звук «б». Громче, уверенней! Послушайте, как звонко он выстреливает в «Би», «БиБи». Сжимайте в ладонях упругий мяч – «бииип», ударьте мячом об пол: «бип». Шлепайте ладонью по мячу, отскакивающему от пола: «бип», «бип», «бип». А теперь кидайте его в стену: «бэп-бэп-бэп». Чем энергичнее ваши действия, тем громче и отчетливей звук, заметили? Недаром актеры старой школы говорили, наставляя младую поросль: «Говори громче, играй шибче».

Теперь надуваем шарик: «виффф». А потом в нем появилась маленькая дырочка: «ссссс».

Четвертая игра настроит голос. Как достичь словом, последних рядов партера? Представьте, что вы стоите на берегу реки, которую вам надо пересечь, а паромщик с паромом сейчас на другом берегу. Вы зовете его: эй, паромщик! Наверное, зовете уверенно и властно, вы ж все-таки деньги платите, имеете право разбудить его или отвлечь от мыслей. К тому же человек вы здоровый, мощный, и голос не приходится напрягать – паромщик услышит.

Представьте себя крокодилом

Вообразите сказочную ситуацию: встретились гном с крокодилом… Да-да, смешно, но все-таки: что может произойти между ними? А как они выглядят? Зачем пришел гном и что здесь делал крокодил? Что они скажут друг другу?Дальше проигрываем все возможные варианты развития ситуации. «Ты, гном, скажешь это, а крокодил в ответ что скажет?». Каждый раз поведение будет меняться в зависимости от того, что говорит партнер, и конечно, диктовать слова начнет вымышленный, но конкретно представляемый образ крокодила или гнома.Если в ваших постановках будет звучать музыка, одну из предварительных игр следует посвятить ей. Важно понимать, зачем в спектакле звучит та или иная музыка, необходимо уметь говорить в музыку или наперекор ей, чувствовать ритм, настроение мелодии. Возможно, ваших знаний окажется достаточно для такого занятия, если же нет, придется задействовать в домашнем театре специалиста.

2. Скороговорки – это инструмент оттачивания дикции и артикуляции. Проще говоря, с их помощью Вы сможете улучшить четкость произношения звуков, усилить слитность Ваших фраз, и вообще – потянуть логику Вашей речи. «Пойте мысль», — так говорил великий актер и режиссер К.С. Станиславский, имея в виду, что речь должна быть связной, слитной и четкой. Так вот, скороговорки позволят Вам решить поставленные задачи. Приведем некоторые наиболее качественные скороговорки:

Повар Петр, Повар Павел

Петр пек, а Павел парил,

Павел парил, Петр пек,

Повар Павел, Повар Петр.

И еще одна:

От топота копыт

Пыль по полю летит.

И еще:

На дворе — трава,

На траве – дрова,

Дрова вширь двора,

Дрова вглубь двора,

Не вместит двор дров,

Надо дрова выдворить

На дровяной двор

Обратно.

При произношении скороговорок необходимо:

— не торопиться, стараться говорить медленно, проговаривая каждый звук,

— стараться говорить слитно (без пауз и запинок),

— стараться говорить громко.

Упражнения на силу звука.

Как и вытекает из названия таких упражнений, они призваны усилить громкость (звучность) Вашей речи. Она зависит от того, как работает Ваша диафрагма. Диафрагма, это мышца, расположенная на уровне Вашего живота, от сокращения которой зависит то, насколько Вас слышно. Ее работу Вы сможете обнаружить, если положите руку на живот и рассмеетесь. Силу содрогания Вашего живота при смехе проведет диагноз Ваша рука. Как же тренировать диафрагму? Для этого существует несколько упражнений: Положите руку себе на живот и втяните как можно больше воздуха так, чтобы Ваш живот надулся. Далее, начните медленно тянуть на выдохе звуки «а», «о». «и», «у» (попеременно, конечно). При этом очень важно, чтобы Ваш подбородок был приподнят, а глаза устремлены в точку, расположенную на противоположной стене или объекте, чуть выше Вашей макушки. Конечно же, точка должна быть воображаемая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: