Часть 2 (открытые задания)

Вариант экзаменационной работы по русскому языку.

Для устного выполнения (ознакомления с примерными заданиями, которые могут быть на экзамене)

Прочитайте пояснительную записку и критерии оценивания (расположены после заданий)

Часть 1 (тестовые задания)

 

1. В каком слове верно выделе на буква, обозначающая ударный гласный звук?

 

а) килОметр

б) кладОвая

в) отобралА

г) без инструктажА

 

 

2. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

а)Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.

б) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

в) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.

г) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

 

3.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

а) 1

б) 2

в) 1, 2

г) 1, 2, 3

 

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

а) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный

б) вл..стелин, пок..рать, осозн..вать

в) пок..ряющий, укр..титель, разг..раться

г) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

 

5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

а) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града

б) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

в) о..далённый, на..треснутый, на..пиленный

г)из..мать, дез..нформация, от..граться

 

6. В каком ряду в двух словах пишется буква Ю?

 а) они вытерп..т; кол..щая льдинка

б) стел..щийся кустарник; пчелы жал..т

в) дремл..щая собака; зерна перемел..тся

г) дети пол..т грядки; завис..щие от образования

 

 

7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

а) (пол) лета, потому (что), (во) первых

б) (пресс) секретарь, где (нибудь), (темно) красный.

в) (сельско) хозяйственный, (пол) Европы, (юго) восток

г) (на) право, как (будто), (кресло)диван

8. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.

Берега Онежского озера были освое..ы ещё в III тысячелетии до нашей эры.

 

а) Пишутся две буквы НН, так как это прилагательное образовано от местоимения свой с помощью суффикса -ЕНН-.
б) Пишется одна буква Н, так как это краткая форма причастия, образованного от глагола освоить.
в) Пишется одна буква Н, так как это причастие без пояснительных слов.
г) Пишутся две буквы НН, так как это прилагательное, а не причастие; в кратком прилагательном сохраняется написание -НН-.

 

Прочитайте предложения и выполните задания.9-10

(А)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв.

(Б)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей.

(В)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму.

(Г)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов.

9. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст.

а) А, В, Б, Г

б) Б, В, А, Г

в) В, А, Г, Б

г) А, Г, В, Б

 

10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из предложения В.

а) действительное причастие

б) страдательное причастие

в) краткое прилагательное

г) деепричастие совершенного вида

 

11В каком слове все согласные звуки мягкие?

а) цель
б) жилище
в) смеяться
г) сияние

 

12. Укажите неправильно образованную форму слова.

      

а) больше ПЯТИСТА рублей б) пара НОСКОВ
в) САМЫЙ КРАСИВЫЙ цветок г) килограмм ПОМИДОРОВ

 

13.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

 

 Опасаясь, что среди русского дворянства распространится мода на дуэли,

а)они были строжайше запрещены Петром I.

б)по указу Петра I запрещались не только поединки, но и публичные оскорбления.

в)вышел указ Петра I о запрещении поединков.

г)Пётр I запретил поединки специальным указом.

 

 

14.В каком предложении вместо слова ГОРДЫНЯ нужно употребить ГОРДОСТЬ?

 

а) Душа его, наполненная ГОРДЫНЕЙ, устала от борьбы и самоутверждения.
б) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в ГОРДЫНЮ, слава вскружила голову.
в) Непомерная ГОРДЫНЯ обуяла этого человека.
г) Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.  

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

а) 1

б) 2, 4

в) 1, 3

г) 1, 4

16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

а) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цветового эпитета.

б) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

в) А. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

г) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

 

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

а) 1, 2

б) 1, 3

в)3, 4

г) 1, 2, 3, 4

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 18-19 части 1 и задания 1-5 части 2          

 

(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?

(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...

(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…

(15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видéния прошлого.

(По В. Ганичеву)

18. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

а). Экипажи боевых кораблей всегда оказывали поддержку адмиралу Ушакову.

б). Фёдор Фёдорович Ушаков родился в центре России, на Тамбовщине.

в). Русский адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков создал одну уникальную непобедимую эскадру.

г). Фёдор Фёдорович Ушаков не проиграл ни одного сражения.

 

19. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 12 – 14?

а)рассуждение

б)описание

в)повествование

г)повествование и описание

 

20. Укажите слово, которое использовано в тексте в переносном значении.

 

а)потёртые (предложение 2)

б)душно (предложение 3)

в)блестящие (предложение 10)

г)гавани (предложение 17)

Часть 2 (открытые задания)

 

1. Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

2. Из предложений 15 – 18 выпишите страдательное причастие.

3. Из предложения 15 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

4. Среди предложений 2 – 7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

5. Среди предложений 8 – 17 найдите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

Часть 3

Напишите  сочинение-миниатюру. (5-6 предложений) Рассуждение на тему: «О культуре речи». Выскажите своё мнение, аргументируйте свою позицию.

Сформируйте текст.

Объем работы -50-70 слов

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: