НА ПСИХИКУ
Понятие о внутренней картине болезни
Внутренняя картина болезни — это осознанное целостное представление больного о своем заболевании, его психологическая оценка субъективных проявлений болезни.
В структуре внутренней картины болезни различают несколько уровней:
— чувственный, или сенситивный, — комплекс субъективных болезненных ощущений;
— эмоциональный — реагирование, переживание пациентом отдельных симптомов или болезни в целом;
— интеллектуальный — знание о болезни и ее реальная оценка, глубина осознания остроты, тяжести, последствий заболевания;
— мотивационный — отношение пациента к своему заболеванию и восстановлению здоровья.
Для исследования внутренней картины болезни используют беседы с больным, анкеты, опросники, интервью и др.
Рассмотрим сущность и деонтологическую значимость каждого уровня внутренней картины болезни с точки зрения их важности в диагностике, лечении, уходе, общении с больными.
Чувственный уровень отражает весь комплекс субъективных ощущений больного, вызванных болезнью. Это могут быть боль, зуд, тошнота, головокружение и др.
Субъективные ощущения пациента динамичны, они то ослабевают, то снова набирают силу, нередко связаны с положением тела, приемом пищи, физической нагрузкой и др. Следует учитывать способность больного детально рассказать о своих болезненных ощущениях, поскольку подробный анамнез является залогом правильной диагностики. Беседуя с больным, следует быть максимально внимательным к его рассказу, проявляя терпение и выдержку. Недопустимы спешка, прерывание рассказа больного, повышенный тон и повелительный голос. Пациент ожидает не только помощи, но и внимания.
Облегчить страдания можно с помощью не только лекарств или других медицинских манипуляций, но и рациональной психотерапии. Доброе слово, успокаивающая беседа, вселяющая надежду на благоприятный исход болезни, уверенные действия медицинского работника приносят неоценимую пользу.
Эмоциональный уровень отражает переживание больным своего заболевания. Он взаимосвязан с чувственным уровнем. Эмоциональное переживание болезненных ощущений, болезни в целом во многом зависит от остроты, продолжительности и характера субъективных проявлений. Чем острее ощущение болезни, тем ярче будет ее эмоциональная окраска.
Ни одна болезнь, особенно вначале, не бывает источником положительных эмоций (радости, восторга, удовлетворения и т.д.). Следовательно, речь может идти только об отрицательных эмоциях — о снижении настроения от боли, грусти, тоске из-за необходимости прервать работу, жизненных сложностей из-за госпитализации и др. Эмоциональное состояние больного, как правило, также динамично.
По мере стихания острых проявлений болезни на смену отрицательным эмоциям приходят положительные; пациент успокаивается, у него улучшается настроение, он радуется предстоящему выздоровлению и др. Положительные эмоции могут возникнуть и тогда, когда пациент узнает о меньшей опасности заболевания, например, врач отвергает инфаркт миокарда при болях в области сердца или устанавливает диагноз излечиваемой гонореи вместо предполагавшегося СПИДа и т.д. Сестринский персонал должен чутко и внимательно относиться к любым эмоциональным переживаниям больного, не оставаясь безучастным к его жалобам и просьбам, проявлять сочувствие, по возможности нейтрализовать отрицательные эмоции. Следует использовать свой опыт психотерапии, чтобы поднять настроение больного, успокоить, вселить надежду на благоприятный исход заболевания. Эмоциональные переживания больного динамичны, поэтому не следует ограничиваться впечатлениями от первых встреч с ним.
Интеллектуальный уровень включает представление пациента о своей болезни, основные знания о ее причинах, сущности, тяжести, течении и возможных последствиях. Естественно, что этот уровень зависит от общей культуры пациента и его интеллекта. За последние десятилетия культурный и интеллектуальный уровень пациентов заметно вырос.
Отметим существенные различия в осознании своего заболевания некоторыми категориями больных. В частности, больные хроническими заболеваниями, часто обращающиеся за помощью в различные медицинские учреждения, о своем заболевании знают, как правило, много. Эти сведения они черпают из бесед с медицинскими работниками, из популярной и специальной медицинской литературы, СМИ и т.д. Такие пациенты охотно вступают в беседу, высказывают свое отношение (согласие и несогласие) к проводимым обследованиям и лечению. Естественно, медицинскому работнику любого уровня следует грамотно использовать знания больного о своем заболевании, в пределах разумного пользоваться опытом лечения, приобретенным пациентом, строить свои индивидуальные взаимоотношения на принципах партнерства, не отвергать категорически просьбы и сведения, которыми располагает пациент.
У пациентов с острыми хирургическими, терапевтическими, инфекционными и другими заболеваниями, как правило, интеллектуальный уровень внутренней картины болезни значительно ниже. О своем остром, внезапно возникшем заболевании или травме они знают очень мало и весьма поверхностно. Медсестра в пределах своей компетенции и с учетом состояния пациента должна восполнить дефицит знаний о болезни, объяснить сущность заболевания, тактику предстоящего обследования и лечения. Естественно, все перечисленное выполняется после обсуждения с врачом. Другими словами, необходимо привлечь больного к совместной борьбе с болезнью, убедить его в необходимости соблюдения рационального лечебного режима, нацелить на выздоровление. Важно заручиться доверием пациента, что в известной мере станет залогом взаимоотношений на весь период лечения.
Мотивационный уровень играет важнейшую роль в формировании внутренней картины болезни.Это в свою очередь ставит определенные деонтологические задачи перед медицинским работником, который должен помочь больному в выборе путей борьбы с болезнью. Сирийский врач Абуль Фарадж, живший в XIII веке, говорил больному: «Нас трое — ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один — вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна, мы ее одолеем». Эта древняя мудрость показывает, что в борьбе с болезнью многое зависит от больного, от его оценки собственной болезни, выбора путей борьбы с ней и умения медицинских работников привлечь пациента на свою сторону.