Вопросы для обсуждении на семинаре

1. В каких значениях в психолого-педагогической литературе употребляется термин "образовательная программа"?

2. Какие цели предусматривает каждая из трех типов образовательных программ?

3. Составляющие образовательных программ.

4. Основные принципы и условия построения образовательных программ, ориентированных на личностное развитие ребенка.

2.4. Задачи ранней ориентации дошкольников
в мире профессий с учетом возрастных изменений


Младший возраст

Й год жизни ребенка

1. Дать детям первые общие представления о труде взрослых (няни, врача, медсестры, повара, шофера).

2. Содействовать развитию игр, отражающих труд взрослых, несложные профессиональные действия (шофер работает на машине, перевозит грузы или людей).

3. Формировать у детей умение взаимодействия с партнером в соответствии с игровой ролью.

Й год жизни ребенка

1. Воспитывать интерес к труду взрослых, учить наблюдать за их работой (в ближайшем окружении), совершенствовать себя как личность, через общение с людьми.

2. Продолжать знакомить с трудом взрослых (медсестра, повар, парикмахер и т. д.), обращая внимание на трудовые действия и их результат.

3. Учить взаимодействиям в сюжетах с 2—3 действующими лицами (шофер — пассажир; воспитатель — няня — дети; врач — медсестра — больной).

4. Учить бережно относиться к вещам (они сделаны людьми и помогают жить).

5. Развивать интерес к труду взрослых по уходу за животными и растениями, учить общению и взаимодействию с природой.

Пути реализации поставленных задач

Й год жизни

Обращать внимание детей на наиболее характерные операции и результат труда. "Няня вымыла грязную посуду горячей водой, сполоснула их чистой водой, поставила в сушилку. И стали тарелки чистыми", — говорит воспитатель, подводя итог совместному наблюдению.

Полученные детьми знания уточняются и закрепляются в дидактических играх типа "Узнай и назови" (орудия труда и трудовые действия врача и повара), "Кому нужны эти вещи" (врач, повар). А также в сюжетно-ролевых играх. Воспитатель берет на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности.

Особое место в руководстве сюжетно-ролевой творческой игрой детей этого возраста занимает подбор соответствующего игрового материала, прием обыгрывания новых игрушек в форме театрализованных представлений, создание игровых ситуаций.

Й год жизни ребенка

Обращать внимание на трудовые действия и результаты труда в сюжетно-дидактических и сюжетно-ролевых профориентационных играх ("Что нужно для того, чтобы испечь румяные пирожки? Что с ними сделаете потом?")

В совместной игре с воспитателем принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге. Правильно называть себя в игровой роли ("Я — шофер"), называть игровые действия ("Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином, я еду быстро, развожу подарки").

В самостоятельной игре передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (медсестра измеряет рост, смазывает ранки и т.д.), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно).

Самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли: белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса.

Вступать в игровое общение со сверстниками: парное, в малой группе; элементарно договариваться в совместных действиях ("Давай играть с куклами"), о ролях ("Я буду врачом, приносите мне своих детей").

Средний возраст

Задачи

1. Уточнять представления детей о труде сотрудников д/сада.

2. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (почтальон, продавец и др.).

3. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

4. Проявление интереса к строительно-конструктивным играм. Самостоятельное возведение бытовых построек (предметов мебели, гаражей, мостов и др.) и использование их в сюжетно-ролевых играх.

5. Способствовать проникновению ребенка в мир социальных отношений людей (слияние с полюбившимся образом, профессией, приобщение детей к миру чувств, эмоций, переживаний окружающих людей).

Пути реализации поставленных задач

Закреплять в сюжетно-дидактических и сюжетно-ролевых профориентационных играх знания о профессиях воспитателя, прачки, шофера, продавца, парикмахера, моряка и др. и отражать в играх разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, магазин, д/сад, парикмахерская и др.).

Строить сюжет из 4—6 смысловых эпизодов. Освоение ролевого поведения в игре, умение исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета.

Организовывать с детьми целевые прогулки, экскурсии на улицу, по которой движется автотранспорт, на почту, в магазин. Обращать внимание детей на понятные им трудовые действия (шофер управляет автомобилем, ухаживает за машиной, делает ремонт; продавец взвешивает, отпускает товар; деньги платить в кассу кассиру и др.).

Полученные детьми впечатления уточняются и конкретизируются в процессе специальных бесед типа "Что мы видели на улицах нашего города", "О чем мы беседовали с продавцом" и др. Беседы сопровождаются демонстрацией картин, иллюстраций. Затем проводятся дидактические игры типа "Кому что нужно для работы" и др.

При руководстве игрой необходимо формировать у дошкольников умение самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга.

Старший возраст

Задачи

1. Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.

2. Обобщать знания детей о труде строителей: каменщика, маляра, плотника; работников сельского хозяйства: хлебороба, животновода и овощевода и др.

3. Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.

4. Формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.

5. Отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянные сказками, игрой воображения.

Й год жизни ребенка

1. Расширять представления детей о роли механизации в труде, о машинах и приборах-помощниках человека.

2. Знакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда в промышленности и на транспорте.

3. Расширять представления о труде людей разных профессий (спасателя, режиссера театра, дирижера, учителя, библиотекаря и др.).

4. Дать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и т. д.), о связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры, фермеры и работники пищевой промышленности и т. д.).

5. Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.

6. Формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками.

7. Формировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: