Структура общественного мнения.
· Рационально-когнитивный компонент это знания людей о фактах событиях или явлениях, представляющих особый интерес и ставших объектами общественного внимания. Зависит от уровня образования и информированности людей.
· Эмоциональный компонент. Это настроения, чувства, эмоции, возникающие по поводу объекта общественного мнения. Эмоциональный преобладает над рациональным и именно поэтому общественное мнение становится более доступно для манипулирования и психологического давления.
· Нравственный компонент это моральное обоснование своего выбора. В основе лежат представления о добре и зле. Мораль призвана удерживать человека от плохих поступков.
· Оценочной компонент появляется при взаимодействии первых трёх компонентов и выражается в оценке (формулировке).
Последующие компоненты проявляются в общественном мнении только тогда, когда переходят от слов к действию:
· Волевой компонент это стремление субъекта общественного мнения к практической реализации ценностно общественных суждений
|
|
· Поведенческий компонент это реальные действия субъекта общественного мнения (митинги, забастовки).
Все компоненты общественного мнения тесно взаимосвязаны. Их разделение условно и разделяются только в научных целях.
Функции общественного мнения:
1. Экспрессивная функция. Проявляется в выражении чувств, эмоций, через вербальные и невербальные средства по отношению к объекту общественного мнения. Эмоциональное состояние субъекта общественного мнения может значительно усилить интенсивность проявление общественного мнения.
2. Оценочная функция. Одна из основных функций общественного мнения. Она реализуется через оценку фактов и явлений, в которых выражается коллективное отношение социальных групп и общностей к тем или иным событием.
3. Контрольная функция. Сложившееся общественное мнение занимает определённую позицию по отношению к любому значимому для большинства людей вопросу. В силу своей массовости и внутреннего единства оно приобретает характер силы, способной навязывать свою волю инструментом власти и управления, поэтому в ходе принятия политических решений органов государственной власти в некоторых случаях вынуждены учитывать общественное мнение.
4. Консультативная функция. В некоторых случаях общественное мнение может помочь в решении сложных социальных экономических и иных проблемах, так как кроме поверхности, суждения, оценок общественное мнение может содержать в себе развёрнутые и рациональные и теоретические обоснования.
5. Директивная функция. Общественное мнение может выносить решения, касаемые тех или иных проблем общественной жизни. Это решение будет носить императивный характер.
|
|
6. Информационная функция. Общественное мнение является индикатором состояний дел в обществе, поэтому регулярное изучения общественного мнения позволяет получать информацию, необходимую для принятия решений.
7. Регулятивная функция. Общественное мнение как специфический социальный институт участвует в регулировании общественных отношений, поддерживает социально одобряемые нормы поведения в обществе и осуждает поступки, отклоняющиеся от нормы.
8. Социализирующая функция. Общественное мнение способствует формированию в каждом члене общества социально-одобряемой системы ценностей и норм поведения.
Стадии и механизмы формирования общественного мнения
Общественное мнение проходит несколько стадий:
- Зарождение общественного мнения, она характеризует проявление массового интереса к потенциальному объекту мнения. Люди пытаются из различных источников получить информацию об объекте времени и выработать свое личное оценочное суждение по поводу обсуждаемой проблемы. Восприятие и оценка информации происходит на межличностном и индивидуальном уровне. На данной стадии индивид играет роль получателя, передатчика, интерпретатора информации. Различный уровень осведомленности, компетентности, образования, воспитания и культуры, неодинаковый жизненный опыт и ценности людей способствуют тому, что на данном этапе появляется широкий спектр слухов,домыслов и предположений в отношении обсуждаемого объекта.
- Стадия формирования общественного мнения -здесь наблюдается выход индивидуальных оценочных суждений, за рамки создания отдельной личности на социально групповой и общественной уровне. В ходе дискуссий происходит столкновение и борьба индивида и групповых мнений на разных уровнях социального взаимодействия. В ходе подобного взаимодействия раздраженных мнений, осуществляется слияние мнений и выделение доминирующего мнения, которое и получает наиболее широкое распространение.
(1 и 2 стадия проходят одновременно)
- Стадия функционирования (пик)- по количеству публикаций. Характеризуется тем,что в общественном мнении проявляется четкое мнение большинства и общественное мнение начинает выполнять свои функции. Например, оно может оказывать давление на органы гос. Власти, поведения людей, учитываться при выработке управленческих решений. Общественное мнение может перерасти в массовое движение.
- Стадия спада -характеризуется тем, что снижается интерес к объекту общественного мнения, сужается социальный состав объекта, и уменьшается социальная значимость проблемы.
Причины спада:
· Полное или частичное решение проблемы, которая стала объектом общественного мнения, либо декларируется намерение решить проблему в ближайшее время
· Понимание того, что проблему невозможно решить в ближайшей перспективе, либо надежды значащего числа людей на решение проблемы в ближайшей перспективе (утрата актуальности)
· Появление более актуальных тем, по которым начинается процесс формирования общественного мнения (перекрытие, переключение внимания)
- Стадия отмирания -эта тема более не дискутируется. Обсуждение сводится на 0.