Как вы думаете, какие требования должен соблюдать преподаватель, осуществляя выбор образовательных технологий?

Контрольные вопросы и задания.

Раскройте сущность педагогических технологий.

«Технология педагогическая – систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования».

В педагогической науке понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:

· научном – как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

· процессуальном – как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

· деятельностном – осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательную реализацию этих принципов в их объективной взаимосвязи и позволяющих полно проявляться личности педагога. В соответствии с этим, педагогическая технология может быть представлена как ценностно-ориентированная система педагогических действий.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям – критериям технологичности, к которым относятся: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость.

Структура педагогической технологии включает в себя три части:

1) концептуальная основа;

2) содержательный компонент обучения;

3) процессуальная часть – технологический процесс.

В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. На современном этапе каждый педагог находится в поиске наиболее эффективных путей усовершенствования учебного процесса, повышения качества обучения. В связи с этим усиливается необходимость к переходу с отдельных методик на педагогические технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

Педагогическая технология – такой взгляд на процесс обучения, согласно которому обучение должно быть максимально управляемым процессом, в отличие от традиционного обучения с не строго определенным и направленным воздействием на обучающегося. Основой для технологического понимания обучения, кроме программированного обучения, стали информатика, кибернетика и системный подход.

 Процесс обучения стал рассматриваться широко, системно: анализ и разработка всех компонентов обучающей системы, от целей до контроля результатов. И главной идеей стала идея воспроизводимости обучающей технологии.

В этом плане педагогическая технология – это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, как системы способов и средств достижения целей управления этим процессом.

 Педагогическая технология представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, то есть определенную систему действий.

Педагогическая технология (ПТ) – комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.

Педагогическая технология – это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеполагание, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. 

Структурные компоненты ПТ: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства; организация учебного процесса; студент, преподаватель; результат деятельности.

Технология обучения в высшей профессиональной школе представляет собой системный комплекс психолого-педагогических процедур, последовательность операций и действий, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению конкретных целей обучения и воспитания. В этом качестве она включает совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Педагогическая технология является инструментарием педагогического процесса.

Технология обучения (педагогическая технология) понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.

Как вы думаете, какие требования должен соблюдать преподаватель, осуществляя выбор образовательных технологий?

1) Учет ведущей цели и задач обучения.

2) Ориентир на содержание урока, степень и уровень сложности учебного материала, его развивающие и обучающие возможности.

3) Определение уровня подготовки учащихся и знаний по предмету, уровень их развития, умственных и интеллектуальных возможностей, потребностей в знаниях.

4) Учет педагогического профессионализма и мастерства педагога.

5) Наличие необходимых методических и дидактических средств, оборудования, временной лимит.

 3. Каковы возможности использования проблемного обучения в вузе по вашему мнению?

Возможности использования проблемного обучения в вузе большие, поскольку есть много различных условий для его проведения и можно использовать различные интернет-ресурсы для его реализации.

Есть возможность проводить проблемное обучение в вузах в следующих формах:

1. проблемное изложение учебного материала в ходе лекции или семинара. Роль студентов на таких занятиях пассивная. Обучающиеся задают уточняющие вопросы, но в разрешении проблемы участия не принимают;

2. преподаватель определяет проблему и самостоятельно находит пути её разрешения;

3. частично-розыскная деятельность. Совместное с преподавателем разрешение проблемной ситуации на проблемных занятиях;

4. самостоятельное исследование. Студенты определяют и формулируют проблему, а затем разрешают её. Самостоятельные исследования при должном преподавательском контроле и достаточно высоком уровне подготовки студентов могут стать исходным материалом для написания научных статей, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Целью проблемного обучения является развитие творческих умений и навыков, развитие творческого профессионально ориентированного мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: