Практическое задание №28

Во всех социологических размышлениях Г.Спенсера превалируют биологические аналогии. Например: «Общества, как и живые тела, начинаются как зародыши – возникают из масс, крайне малых по сравнению с массами, которых они в конечном итоге достигают».

М.Вебер резко критикует «органическую социологию», рассматривающую отдельного индивида как часть, «клеточку» социального организма. Понятие организма в применении к обществу может быть лишь метафорой – не больше, ибо «для социологии… объектом познания является именно смысловая связь поведения».

Является ли точка зрения М.Вебера прогрессом по сравнению с точкой зрения Г. Спенсера? Обоснуйте свою позицию.

Практическое задание №29.

В недавнем прошлом в философской периодике шла популярная дискуссия на тему «Была ли у древних греков совесть?». Иными словами, обсуждалась проблема, является ли личность и ее составляющие, такие как совесть, детерминированными уровнем развития общества. У греков, считали основоположники дискуссии, не было совести, потому что не было индивидуализированной личности. Их личностью был род.

Как вы считаете, прав ли автор этой точки зрения? Обоснуйте свое мнение.

Практическое задание №30.

Прокомментируйте строчку из стихотворения Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вмести им не сойтись». Как вы относитесь к проблеме взаимоотношений культур Востока и Запада?

Практическое задание №31.

Назовите несколько современных ритуалов. Проанализируйте их как элемент культуры общества. В чем их социально-антропологическое значение?

 

Практическое задание №32.

Что объединяет серп и молот, красный галстук, боевую раскраску индейского вождя; герб рыцарского рода; статую Свободы; черный пиратский флаг с изображением черепа и костей – «Веселый Роджер»?

В чем смысл замены после Октябрьской революции и после переворота 1991 г. государственной символики?

 

Практическое задание №33.

Охарактеризуйте известные вам из жизни проявления феномена глобализации культуры.

Меняются ли функции специалиста по социальной антропологии в глобализирующемся мире?

 

Практическое задание №34.

В правовом государстве существует основной принцип, согласно которому каждый закон должен быть приведен в исполнение законным порядком.

 

Является ли этот принцип нормой? Являются ли нормами отдельные предписания, которые регулируют юридически грамотное исполнение законов?

 

  Практическое задание №35.

Во время Второй мировой войны американские войска занимают остров в тихом океане, бывший ранее японской колонией. Через некоторое время коренные жители приносят бесчисленные подарки американскому коменданту. Комендант отклоняет дары. Но его надежда добиться таким корректным поведением расположения туземцев не оправдалась. Возникает смятение. Никто из туземцев и не думает выполнять его указания, не признает его власть.

 

Как вы это можете объяснить?

 

Практическое задание №36.

Нередко в труднодоступных лесах находятся охотничьи домики, в которых предыдущими временными обитателями всегда оставлялись колотые дрова. Существует правило, по которому каждый перед тем, как покинуть охотничью избушку, должен нарубить столько дров, сколько сам израсходовал. Как вы считаете, является ли это интеракцией?

 

Практическое задание №37.

Что такое табу? Является ли табу –  запрет для посторонних входить на территорию воинской части? Обоснуйте ответ.

 

Практическое задание №38.

Средневековый феодал одновременно был «работодателем» для своих слуг в имении, судьей своего феода, представителем монарха в нем, командиром своего войска и патроном церкви. Являются ли эти функции ролями или сегментами одной роли? Обоснуйте.

 

Практическое задание №39.

Дайте краткую характеристику феномена бюрократии.

 

Почему бюрократизация общества, согласно М.Веберу, тесно связана с его «расколдовыванием» и рационализацией?

 

Практическое задание №40.

Изначально раннехристианские общины представляли собой простые группы людей, объединившихся на началах равенства, имеющие во главе одного лидера. Современные православная и римско-католическая церкви имеют сложную иерархическую организацию.

 

Как вы думаете, почему произошла такая трансформация? Обоснуйте свое мнение.

 

Практическое задание №41.

Герой Д.Дефо Робинзон Крузо попал на необитаемый остров и не только не утратил там человеческого облика, но и многому научился. Герой романа Стивенсона «Остров сокровищ» Бен Ганн тоже попал на необитаемый остров, но превратился в полубезумное существо.

 

Как социальный антрополог оцените правдоподобность этих вариантов, какой более достоверен, на ваш взгляд. В чем разница между Робинзоном и Беном Ганном?

 

Практическое задание №42.

Понятие «огородничество» употребляется применительно к двум эпохам – древней и современной. Нынешние россияне часто имеют огород или садовый участок за городом.

 

Сравните древний и современный огород. В чем вы видите сходство, а в чем различие. Покажите роль огородничества с точки зрения экономической антропологии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: