В Навпакт выводится колония на следующих условиях. Жителю Локров, ставшему гражданином Навпакта, при посещении им его прежнего города дозволяется участвовать в общественной жизни Локров и совершать жертвоприношения. Если пожелает, пусть совершает жертвоприношения и участвует в обрядах сам и род его вовеки. Если кто пожелает вернуться, пусть разрешается ему беспошлинное возвращение на условии оставления у домашнего очага взрослого сына или брата. Если локрийцы будут изгнаны из Навпакта силой, пусть будет дозволено вернуться каждому к месту его первоначального жительства беспошлинно.
Переселяющиеся в Навпакт пусть принесут клятву не отпадать от локрийцев ни в каком случае. Если у переселившегося в Навпакт окажутся братья, то в случае если какой-либо из братьев умрёт, пусть владеет переселившися той частью наследства, которая ему причитается. Если кто оставит отца и свою долю имущества отцу, то по смерти последнего пусть будет позволено колонисту получить свою долю обратно.
|
|
Колонисты, отправляющиеся в Навпакт, пользуются правом вчинять иски перед судьями в первую очередь. Если кто попытается отменить эти решения, тот пусть будет лишён гражданских прав, а имущество его пусть будет конфисковано.
Определим, какую информацию по теме можно извлечь из данного документа и предложим учащимся самостоятельно выявить её при выполнении следующих заданий:
1. Назвать, что именно связывает колонистов с покидаемым ими городом.
2. Подумать, чем можно объяснить сохранение тесных связей между колонистами и их прежним городом.
3. Вспомнить, на основании чего составляются такие документы как поучение, наставление, наказ и предположите, насколько характерным было для греков описываемое событие.
4. Сравнить процесс создания греческой колонии с известной вам информацией об образовании финикийских колоний и сформулируйте особенности греческой колонизации.
Ученики, выполняя указанные задания, получают представление о том, как проходила греческая колонизация, в чём заключалась её специфика и масштабы, какое она имела значение. При такой организации учебной деятельности параграф по соответствующей теме используется лишь для закрепления и обобщения информации, учитель освобождается от лишних объяснений, а ученики чувствуют себя «первооткрывателями», поскольку они самостоятельно извлекали информацию, выдвигали предположения и делали выводы.
Тексты следует привлекать не только для изучения новой темы, но и для того, чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроке. При этом наряду с дополнительной информацией можно использовать и параграф учебника, изменив способ его подачи и организацию работы с ним. Например, при изучении темы «Возникновение государства в Древнем Египте» вместо традиционного чтения и пересказа материала можно организовать прерывистое чтение текста параграфа и при этом использовать различные виды деятельности:
|
|
• предположить, о чём пойдёт речь в следующем абзаце;
• подтвердить текстовую информацию условными обозначениями на карте;
• найти на карте информацию, дополняющую текст;
• сформулировать вопрос к следующему абзацу;
• объяснить, почему происходили изменения в организации жизни людей;
• предположить, на какой вопрос можно будет найти ответ в конце параграфа;
• схематически изобразить текстовую информацию.
Указанный перечень можно варьировать. Это зависит от того, чему конкретно вы хотите научить школьников с помощью текста. В данном случае ненавязчиво закреплялись: навык постановки вопросов, навык соотнесения различной информации (известное и новое, текст и карта), навык чтения исторической карты, навык построения рассуждений и навык преобразования информации. Текст остался прежним, а его восприятие учениками и эффективность работы с ним существенно изменились. Всё, что нужно было сделать учителю — это предварительно просмотреть параграф и разбить его на смысловые части.
Таким образом, мы получили общее представление об организации работы с текстовой информацией на уроках и убедились, что учителю необходимо заранее продумывать, при изучении какой темы и с какой целью он будет использовать тот или иной текст. Для подтверждения сказанного приведём в качестве примера некоторые виды работ с текстовой информацией при изучении определённых тем эпохи Средневековья.
Таблица 2
Темы | Тексты | Деятельность |
Феодальные отношения в Европе | Отрывок из «Песен о Гильоме Оранжском» о ссоре между вассалом и сеньором | Выявление признаков феодализма в художественном тексте XII в. |
Средневековое судопроизводство | Главы из романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» | Отражение пороков и добродетелей «слуг закона» в художественном произведении, определение отношения автора к судопроизводству |
Наука и образование в средневековой Европе | Песни вагантов «Во французской стороне…», «Гаудеамус» | Создание образа средневекового студента |
Крещение Руси | Повесть Временных лет и историки о выборе веры и принятии христианства князем Владимиром | Определение специфики летописи как исторического источника |
Битва на реке Калке | Речь татарских послов и летописное сообщение о первой встрече с татаро-монголами | Критическое чтение исторического источника |
Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь | Описание обороны Козельска и Рязани в летописных источниках | Сопоставительный анализ обороны городов северо-восточной Руси |
При таком подходе к текстовой информации одновременно происходит и изучение, и освоение темы, закрепление навыков работы с информацией, что свидетельствует о широких возможностях её использования как самостоятельного объекта познания.
Для того чтобы подобрать соответствующие теме тексты, учителю необходимо ориентироваться в различных видах текстовой информации. Определим, с какими текстами можно работать на уроках истории.
Схема 3