Наказ колонистам, переселяющимся из Локров в Навпакт

В Навпакт выводится колония на следующих условиях. Жителю Локров, ставшему гражданином Навпакта, при посещении им его прежнего города дозволяется участвовать в общественной жизни Локров и совершать жертвоприношения. Если пожелает, пусть совершает жертвоприношения и участвует в обрядах сам и род его вовеки. Если кто пожелает вернуться, пусть разрешается ему беспошлинное возвращение на условии оставления у домашнего очага взрослого сына или брата. Если локрийцы будут изгнаны из Навпакта силой, пусть будет дозволено вернуться каждому к месту его первоначального жительства беспошлинно.

Переселяющиеся в Навпакт пусть принесут клятву не отпадать от локрийцев ни в каком случае. Если у переселившегося в Навпакт окажутся братья, то в случае если какой-либо из братьев умрёт, пусть владеет переселившися той частью наследства, которая ему причитается. Если кто оставит отца и свою долю имущества отцу, то по смерти последнего пусть будет позволено колонисту получить свою долю обратно.

Колонисты, отправляющиеся в Навпакт, пользуются правом вчинять иски перед судьями в первую очередь. Если кто попытается отменить эти решения, тот пусть будет лишён гражданских прав, а имущество его пусть будет конфисковано.

Определим, какую информацию по теме можно извлечь из данного документа и предложим учащимся самостоятельно выявить её при выполнении следующих заданий:

1. Назвать, что именно связывает колонистов с покидаемым ими городом.

2. Подумать, чем можно объяснить сохранение тесных связей между колонистами и их прежним городом.

3. Вспомнить, на основании чего составляются такие документы как поучение, наставление, наказ и предположите, насколько характерным было для греков описываемое событие.

4. Сравнить процесс создания греческой колонии с известной вам информацией об образовании финикийских колоний и сформулируйте особенности греческой колонизации.

Ученики, выполняя указанные задания, получают представление о том, как проходила греческая колонизация, в чём заключалась её специфика и масштабы, какое она имела значение. При такой организации учебной деятельности параграф по соответствующей теме используется лишь для закрепления и обобщения информации, учитель освобождается от лишних объяснений, а ученики чувствуют себя «первооткрывателями», поскольку они самостоятельно извлекали информацию, выдвигали предположения и делали выводы.

Тексты следует привлекать не только для изучения новой темы, но и для того, чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроке. При этом наряду с дополнительной информацией можно использовать и параграф учебника, изменив способ его подачи и организацию работы с ним. Например, при изучении темы «Возникновение государства в Древнем Египте» вместо традиционного чтения и пересказа материала можно организовать прерывистое чтение текста параграфа и при этом использовать различные виды деятельности:

• предположить, о чём пойдёт речь в следующем абзаце;

• подтвердить текстовую информацию условными обозначениями на карте;

• найти на карте информацию, дополняющую текст;

• сформулировать вопрос к следующему абзацу;

• объяснить, почему происходили изменения в организации жизни людей;

• предположить, на какой вопрос можно будет найти ответ в конце параграфа;

• схематически изобразить текстовую информацию.

Указанный перечень можно варьировать. Это зависит от того, чему конкретно вы хотите научить школьников с помощью текста. В данном случае ненавязчиво закреплялись: навык постановки вопросов, навык соотнесения различной информации (известное и новое, текст и карта), навык чтения исторической карты, навык построения рассуждений и навык преобразования информации. Текст остался прежним, а его восприятие учениками и эффективность работы с ним существенно изменились. Всё, что нужно было сделать учителю — это предварительно просмотреть параграф и разбить его на смысловые части.

Таким образом, мы получили общее представление об организации работы с текстовой информацией на уроках и убедились, что учителю необходимо заранее продумывать, при изучении какой темы и с какой целью он будет использовать тот или иной текст. Для подтверждения сказанного приведём в качестве примера некоторые виды работ с текстовой информацией при изучении определённых тем эпохи Средневековья.

Таблица 2

Темы Тексты Деятельность
Феодальные отношения в Европе Отрывок из «Песен о Гильоме Оранжском» о ссоре между вассалом и сеньором Выявление признаков феодализма в художественном тексте XII в.
Средневековое судопроизводство Главы из романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Отражение пороков и добродетелей «слуг закона» в художественном произведении, определение отношения автора к судопроизводству
Наука и образование в средневековой Европе Песни вагантов «Во французской стороне…», «Гаудеамус» Создание образа средневекового студента
Крещение Руси Повесть Временных лет и историки о выборе веры и принятии христианства князем Владимиром Определение специфики летописи как исторического источника
Битва на реке Калке Речь татарских послов и летописное сообщение о первой встрече с татаро-монголами Критическое чтение исторического источника
Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь Описание обороны Козельска и Рязани в летописных источниках Сопоставительный анализ обороны городов северо-восточной Руси

При таком подходе к текстовой информации одновременно происходит и изучение, и освоение темы, закрепление навыков работы с информацией, что свидетельствует о широких возможностях её использования как самостоятельного объекта познания.

Для того чтобы подобрать соответствующие теме тексты, учителю необходимо ориентироваться в различных видах текстовой информации. Определим, с какими текстами можно работать на уроках истории.

Схема 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: