Юрий Абрамович Башмет

(род. 24 января 1953, Ростов-на-Дону) — российский альтист, дирижёр, педагог, народный артист СССР (1991).

Юрий Башмет – знаменитый советский, а впоследствии российский альтист, который доказал всему миру, что альт – это полноценный солирующий инструмент. Кроме того, Юрий Башмет – дирижер, педагог и создатель камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Юрий Абрамович Башмет родился в Ростове-на-Дону в интеллигентной еврейской семье в январе 1953 года. Собственную национальность музыкант не скрывает.       

         

 

                       

 

Когда сыну исполнилось 5 лет, семья перебралась во Львов. Туда отправили главу семьи – Абрама Борисовича Башмета, работавшего инженером железнодорожного транспорта.

На Западной Украине прошла юность Юрия Башмета. Здесь альтист сделал первые шаги в музыкальном образовании: окончил специализированную музыкальную школу. Примечательно, что в семье Башметов музыкантов не было. Но родственники поддержали Юрия, обнаружив в мальчике музыкальные таланты. А окончательное решение о том, что мальчик будет учиться в музыкальной школе, приняла мама, филолог по образованию. Женщина отвела сына в учебное заведение, выбрав для него скрипку. Но мест в «скрипичном» классе не было, и Башметам предложили альт. Поначалу родители были озадачены: этот незнакомый инструмент даже не рассматривали как альтернативу. Но Юрий, на тот момент здорово увлекшийся игрой на гитаре, согласился. Друг рассказал Юре, что учеба игре на альте займет намного меньше времени, чем скрипка. Таким образом, можно будет больше времени уделять любимой гитаре.

В 1971 году Юрий Башмет окончил музыкальную спецшколу и отправился в Москву. Он поступил в столичную консерваторию, где сначала учился по классу альта, а потом остался в ассистентуре, которую окончил в 1978 году. О Юрии Башмете как о талантливом музыканте и альтисте заговорили еще во время учебы в консерватории. Уже после 2-го курса альтист выступил в Большом зале консерватории. Это выступление принесло альтисту признание и уважение педагогов и ценителей классической музыки, но также и первый заработок. 1972 году Юрий Башмет сделал великолепное приобретение: альт ХVIII столетия работы знаменитого итальянского мастера Паоло Тесторе. Юрий заплатил за него большие на то время деньги – 1500 рублей. Деньги Башмет заработал сам, играя на гитаре культовый «Битлз». На этом инструменте Юрий Абрамович играет и сегодня.

Концертная деятельность ныне знаменитого на весь мир альтиста началась в 1976 году. Игру Башмета услышали как в России и ближнем зарубежье, так и в лучших концертных залах Европы, Австралии, Японии и США. Русский музыкант первым в мировой истории дал сольные концерты на альте в Карнеги-холле, Ла Скала, лондонском Барбикане, Берлинской филармонии, токийском Сантори-холле и еще нескольких культовых концертных залах мира. тому же Юрий Башмет оказался первым за последние 230 лет альтистом, кому в Зальцбурге позволили сыграть на альте, принадлежавшем Моцарту!  Такая честь была оказана Юрию Абрамовичу по той причине, что тот стал первым в мировой истории музыкантом, кому удалось доказать возможности альта как солирующего инструмента.

В 1985 году творческая биография Юрия Башмета обогатилась еще одной славной главой. Музыкант впервые выступил как дирижер. Это произошло во французском городе Туре, куда не смог приехать друг Башмета – маэстро Валерий Гергиев. Юрия Абрамовича уговорили стать за дирижерский пульт. Неожиданно музыканту это занятие понравилось. В следующем, 1986, году Башмет организовал камерный ансамбль «Солисты Москвы». Коллектив быстро прославился и начал гастролировать по миру. Но во время гастролей во Францию коллектив предал создателя: музыканты остались в стране, отказавшись возвращаться в Россию. Юрий Башмет вернулся сам. К счастью, спустя 6 лет музыкант собрал второй состав «Солистов Москвы», который тоже стал известным.

С 1992 года музыкальная жизнь страны немыслима без камерного ансамбля Башмета. В репертуаре «Солистов Москвы» широчайший диапазон музыки разных стран и эпох. Они записали несколько дисков и активно гастролируют по всей планете.

 

               

 

Интересные факты:

В 2017 году Юрий Башмет объединился в своеобразный дуэт с рок-исполнительницей Дианой Арбениной. Вместе коллективы «Новая Россия» и «Ночные Снайперы» собрали полный зал Кремлевского Дворца. Поклонники пришли посмотреть на результат совместного творчества двух легенд: рок-музыки и классической музыки.

 

       3. Ростропович Мстислав Леопольдович

                 

             Советский и российский виолончелист, пианист и дирижёр,

             общественный деятель, защитник прав человека и духовной   

             свободы, педагог. Родился в семье виолончелиста Леопольда

Ростроповича и пианистки Софьи Федотовой 27 марта 1927 года   в Баку.            

М. Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями — его отец Леопольд Витольдович Ростропович(1892—1942) был известным виолончелистом, заслуженным артистом РСФСР, профессором Саратовской и Азербайджанской консерваторий, а мать Софья Николаевна Федотова, профессиональная пианистка, происходила из уважаемой в Оренбурге музыкальной семьи.

В 1932—1937 год Ростропович учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского (ныне— Детская музыкальная школа имени Мясковского). В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов (ныне Оренбург). В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семёна Козолуповаи композицию у С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича. В 1945 году он получил известность как виолончелист, выиграв золотую медаль на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей.

По его собственному признанию, на формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен. Около 60 композиторов посвятили свои сочинения Ростроповичу, в том числе, помимо вышеуказанных, Арам Хачатурян, Лучано Берио, Альфред Шнитке, Леонард Бернстайн, Анри Дютийе, Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий.

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства на фестивале «Пражская весна» с известной оперной певицей Г. П. Вишневской, фактически стали мужем и женой. Начиная с 1969 года Ростропович и его семья поддерживали А. И. Солженицына, разрешив ему жить на своей даче под Москвой, и написав открытое письмо Брежневу в его защиту. За этим последовала отмена концертов и туров, остановка записей. В1974 году им были выданы выездные визы, в 1978 году они были лишены советского гражданства.

С 1974 года Ростропович стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, который под его руководством вошёл в число лучших оркестров Америки, и регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии. Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, специально написанных для него и ему посвященных такими выдающимися композиторами ХХ века, как Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке, Арам Хачатурян, Анри Дютийе, Оливье Мессиан и особенно Бенджамин Бриттен.

Интересные факты:

1. Студент консерватории Слава Ростропович, после победы во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, был переведен со второго курса сразу на пятый. Кроме этого, его ещё выдвинули кандидатом для занесения на доску почета.

2. Министр культуры Фурцева как-то с неудовольствием сказала Ростроповичу:

- Вы покрываете Солженицына. Он живет у вас на даче. В течение года мы не будем пускать вас за границу.

Тот, пожав плечами, ответил:

- Вот уж никогда не считал, что выступать перед своим народом - наказание.

 

3. Журналист пришел в Московскую консерваторию и получил разрешение присутствовать на уроке Ростроповича. Через полчаса он выбежал из аудитории в слезах. Когда туда заглянул проректор, он увидел удивительную картину. В аудитории сидело несколько учеников, но Ростропович не обращал на них никакого внимания. Он был всецело занят одной виолончелисткой, исполняющей какое-то произведение. Он стоял перед нею на коленях и обливался слезами. Рыдали и все остальные студенты в аудитории.

 

4. Однажды Ростропович приехал в сибирскую деревню и обнаружил, что исполнить в клубе концерт для виолончели и фортепиано невозможно - пианино было безнадежно расстроено.

Выход нашелся: после небольшой репетиции Ростропович заиграл перед колхозниками под аккомпанемент баяна. Неожиданно на сцену вышел мужик, подошел к Ростроповичу и попросил:

- Друг, помолчи немного, дай баян послушать!..

 

5. Ростроповича спросили:

 - Мстислав Леопольдович, почему вы выбрали в свое время виолончель?

- Потому что я ее полюбил, как женщину. Только много лет спустя я узнал, что во французском языке слово "виолончель" - мужского рода. Я был потрясен! Если бы я об этом узнал, когда приобщался к музыке, то неизвестно, какой бы инструмент я выбрал...

 

4. Родион Михайлович Азархин

(22 марта 1931 года, Харьков — 26 марта 2007 года, Москва)

 

— советский музыкант, контрабасист, автор множества переложений для контрабаса.

 

 

«Блестящий мастер игры на контрабасе. Он обладает высокими техническими качествами, большой культурой и выразительностью исполнения». Именно так отозвался о творчестве Родиона Азархина Дмитрий Шостакович.

Родом Родион Азархин из Харькова. Он родился 22 марта 1931 года. Но есть данные о том, что Эрик Азархин (именно так он записан во всех консерваторских анкетах) родился в 1932 году. В анкете, датированной 1947 г. и заполненной его матерью, артисткой Ленинградской Государственной эстрады, сын назван Родионом и указан год его рождения – 1932-й. В годы войны вместе с матерю Родион оказывается в Ташкенте и там начинает постигать азы музыкального ремесла, тем более, что такая возможность была. Его мама училась в ленинградской консерватории и пела в джазе знаменитого Хенрика Варса. После возвращения из эвакуации в 1944 году, Азархины обосновываются в Ленинграде.

Сначала – виолончель, затем – контрабас. Таков путь многих известных музыкантов-контрабасистов. С 1945 по 1949 гг. Родион Азархин на государственном бюджете учится в музыкальной школе-девятилетке при консерватории (классы С. Н. Буяновского и П. А. Вейнблат). Позже продолжил своё обучение Ленинградской консерватории, которую окончил с отличием. Начиная с 1949 года стал выступать как солист.

Родиону Азархину удалось влиться в московскую творческую среду, несмотря на укоренившуюся отчужденность столичного контрабасового братства в отношении коллег из города на Неве. В Москве его талант раскрывается с большой полнотой. Журнал «Советская музыка» № 12 за 1963 год пишет о Р.Азархине, как о завоевавшем признательность в московских музыкальных кругах. Его энтузиазм и неутомимость поиска новых творческих идей, пропаганда любимого инструмента как сольного, концертного – не может не вызывать глубокого уважения. Подчеркивается его действительно виртуозная техника левой руки, музыкальность и красивый тон, прекрасное владение собой на эстрадных подмостках. Уже тогда журнал назвал Азархина продолжателем традиций сольного контрабасового исполнительства, созданных в России Сергеем Кусевицким и Иосифом Гертовичем. Индивидуальное начало было в нем преобладающим.

 По воспоминаниям современников, такая левая рука, «как щупальца осьминога», была только у него; смычок, утяжеленный и столь подвижный, тоже мог быть только у Азархина. Уникальность технического аппарата, виртуозность исполнения и владения инструментом позволяют Родиону Михайловичу систематически сольно концертировать не только в Москве.

Его концертная деятельность весьма интенсивна и по записям он был хорошо известен за рубежом. Являясь преподавателем Московской консерватории, Родион Азархин внес значительный вклад и в копилку научно-педагогической и методической литературы. Более других известны его «Методические основы современной игры на контрабасе». Пьеса «Ретро», посвященная «учителю многих виртуозов» Никколо Паганини, была сыграна Родионом Азархиным на последнем своем концерте в 1983 году.

 

 

2. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ:

(находите эти музыкальные произведения в интернете и слушаете)

 

1. Паганини — Каприз N24 ля-минор

2. Паганнини – Кампанелла (Niccolò Paganini — La Campanella)

3. Р.Шуман — Адажио и Аллегро, Юрий Башмет (альт)

4. Ю.Башмет — Ария Ленского

5. Игорь Крутой и Юрий Башмет — Одиночество

6. Соната для виолончели и фортепиано до мажор, соч. 119: II. Moderato (Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер)

7. Mstislav Rostropovich — Bach, JS: Cello Suite No. 5 in C Minor, BWV 1011: VI. Gigue

8. Мстислав Ростропович — Бах. Сюита для виолончели №5 V. Гавот

9. Rodion Azarkhin – Тема с вариациями для контробаса

10. Александр Муравьев – Песня III. Чеширский кот…(звуки контрабаса)

Жирным шрифтом отмечены те музыкальные произведения, которые я вам рекомендую обязательно послушать!

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

В вашей презентации должны появиться новые слайды с фото всех струнно-смычковых инструментов. Для этого вы должны найти в интернете картинки и вставить их в свою презентацию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: