Терминалы: виды и характеристика

 

Терминалами называют места, выполняющие следующие три функции:

- обеспечение доступа к подвижному составу;

- обеспечение лёгкой смены подвижного состава;

- обеспечение соединения потоков.

По величине терминалы различаются от простых придорожных автобусных остановок до крупных комплексов главных портов.

На терминалы оказывает влияние характер перевозок:

- пассажирские перевозки требуют обеспечение услуг (туалеты, комнаты обработки багажа и т.д.);

- грузовые перевозки требуют складирования, таможенного обслуживания и т.д.

Терминалы располагаются в удобных местах, где сходятся пути, грузо - и пассажиропотоки. Терминалы в аэропортах должны выполнять требования клиентуры, эксплуатационные требования, требования общества. Терминал в порту должен иметь нужную глубину воды, заграждения от стихий, хорошие подходы, места хранения грузов, перегрузочные средства.

Контейнерные терминалы – это контейнерные пункты со значительным объёмом работ, обеспечивающие приём контейнеров от отправителей, выдачу их получателем, а также на передачу потока контейнеров с одного вида транспорта на другой.

Одним из основных действующих транспортных узлов в работе терминалов является контейнерный терминал морского порта.

Контейнерный терминал морского порта – это транспортный узел, осуществляющий перераспределение контейнеров, сменных кузовов, контрейлеров между тремя основными видами транспорта – морским, железнодорожным и автомобильным.

Наряду с перегрузочными операциями на контейнерных терминалах морского порта выполняется складирование и распределение грузов. А также перевозка контейнеров собственным автотранспортом к ближайшим отправителям и потребителям грузов. Однако, стоимость современного контейнерного терминала почти в три раза выше стоимости традиционного причала для переработки генеральных грузов.

Площадь современного крупного контейнерного терминала составляет от 10 до 18 га.

Мощность контейнерных терминалов определяется по формуле:

 

,

 

где Q – суточный объём перевозок; t - время оборота контейнера; q - грузоподъёмность контейнера; У - коэффициент использования грузоподъёмности контейнера.

 

Характерная длина причала должна быть не менее 300 м, а глубина под ним не менее 10,7 м. Эти цифры зависят от размеров современных судов-контейнеровозов третьего поколения.

Терминал подразделяется на три зоны:

- складская зона, занимающая 55…58 % общей площади терминала;

- зона сортировки и упаковки, занимающая 20…30 % от общей площади терминала;

- зона причала и административные постройки (вся остальная площадь терминала).

Вместимость складской зоны по контейнерам, должна быть в 2,5…3 раза больше обслуживающего причал судна.

Зона сортировки и упаковки должна иметь стеллажные комплекты для переработки генеральных грузов, подъезды для автомобильного и железнодорожного транспорта, а также исключать пересечение этих маршрутов.

В зависимости от грузопотока и вида грузов на терминалах используются пять основных типов транспортных систем:

- система накатной (горизонтальной) и крановой (вертикальной) перегрузки;

- система с портальными контейнеровозами;

- система с портовыми кранами;

- система с козловыми контейнерными кранами;

- система с полуприцепами и тягачами.

Терминальная технология базируется на стандартизации контейнеров, поддонов, пакетов, транспортных средств, погрузоразгрузочных машин и механизмов. Поэтому во всём мире приняты единые нормы и стандартные величины по контейнерам.

Автомобильные терминалы бывают самые различные от автобусной стоянки на обочине до крупного узла. Их особенности:

- наличие набора устройств для переработки грузов;

- обеспечение дальних перевозок;

- обеспечение перевозок сборных грузов, наличие накопителей грузов, обеспечение пакетных перевозок.

В настоящее время существуют и в дальнейшем развиваются следующие терминальные сети:

- европейская сеть терминалов;

- национальная терминальная сеть;

- сети, объединяющие 2…3 страны;

- сети для мультимодальных перевозок.

Внутри сетей в зависимости от расположения терминалы делятся на фидерные, блоковые, блоково-угловые, мультиблоковые и т.д.

Основные направления развития терминалов:

- сосредоточение работы в руках независимых транспортных компаний;

- усложнение структурного состава участников перевозок, рост многосторонних компаний, выход национальных компаний на международный рынок;

- возрастание значений стандартов при интермодальных перевозках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: