Терминалами называют места, выполняющие следующие три функции:
- обеспечение доступа к подвижному составу;
- обеспечение лёгкой смены подвижного состава;
- обеспечение соединения потоков.
По величине терминалы различаются от простых придорожных автобусных остановок до крупных комплексов главных портов.
На терминалы оказывает влияние характер перевозок:
- пассажирские перевозки требуют обеспечение услуг (туалеты, комнаты обработки багажа и т.д.);
- грузовые перевозки требуют складирования, таможенного обслуживания и т.д.
Терминалы располагаются в удобных местах, где сходятся пути, грузо - и пассажиропотоки. Терминалы в аэропортах должны выполнять требования клиентуры, эксплуатационные требования, требования общества. Терминал в порту должен иметь нужную глубину воды, заграждения от стихий, хорошие подходы, места хранения грузов, перегрузочные средства.
Контейнерные терминалы – это контейнерные пункты со значительным объёмом работ, обеспечивающие приём контейнеров от отправителей, выдачу их получателем, а также на передачу потока контейнеров с одного вида транспорта на другой.
|
|
Одним из основных действующих транспортных узлов в работе терминалов является контейнерный терминал морского порта.
Контейнерный терминал морского порта – это транспортный узел, осуществляющий перераспределение контейнеров, сменных кузовов, контрейлеров между тремя основными видами транспорта – морским, железнодорожным и автомобильным.
Наряду с перегрузочными операциями на контейнерных терминалах морского порта выполняется складирование и распределение грузов. А также перевозка контейнеров собственным автотранспортом к ближайшим отправителям и потребителям грузов. Однако, стоимость современного контейнерного терминала почти в три раза выше стоимости традиционного причала для переработки генеральных грузов.
Площадь современного крупного контейнерного терминала составляет от 10 до 18 га.
Мощность контейнерных терминалов определяется по формуле:
,
где Q – суточный объём перевозок; t - время оборота контейнера; q - грузоподъёмность контейнера; У - коэффициент использования грузоподъёмности контейнера.
Характерная длина причала должна быть не менее 300 м, а глубина под ним не менее 10,7 м. Эти цифры зависят от размеров современных судов-контейнеровозов третьего поколения.
Терминал подразделяется на три зоны:
- складская зона, занимающая 55…58 % общей площади терминала;
- зона сортировки и упаковки, занимающая 20…30 % от общей площади терминала;
- зона причала и административные постройки (вся остальная площадь терминала).
|
|
Вместимость складской зоны по контейнерам, должна быть в 2,5…3 раза больше обслуживающего причал судна.
Зона сортировки и упаковки должна иметь стеллажные комплекты для переработки генеральных грузов, подъезды для автомобильного и железнодорожного транспорта, а также исключать пересечение этих маршрутов.
В зависимости от грузопотока и вида грузов на терминалах используются пять основных типов транспортных систем:
- система накатной (горизонтальной) и крановой (вертикальной) перегрузки;
- система с портальными контейнеровозами;
- система с портовыми кранами;
- система с козловыми контейнерными кранами;
- система с полуприцепами и тягачами.
Терминальная технология базируется на стандартизации контейнеров, поддонов, пакетов, транспортных средств, погрузоразгрузочных машин и механизмов. Поэтому во всём мире приняты единые нормы и стандартные величины по контейнерам.
Автомобильные терминалы бывают самые различные от автобусной стоянки на обочине до крупного узла. Их особенности:
- наличие набора устройств для переработки грузов;
- обеспечение дальних перевозок;
- обеспечение перевозок сборных грузов, наличие накопителей грузов, обеспечение пакетных перевозок.
В настоящее время существуют и в дальнейшем развиваются следующие терминальные сети:
- европейская сеть терминалов;
- национальная терминальная сеть;
- сети, объединяющие 2…3 страны;
- сети для мультимодальных перевозок.
Внутри сетей в зависимости от расположения терминалы делятся на фидерные, блоковые, блоково-угловые, мультиблоковые и т.д.
Основные направления развития терминалов:
- сосредоточение работы в руках независимых транспортных компаний;
- усложнение структурного состава участников перевозок, рост многосторонних компаний, выход национальных компаний на международный рынок;
- возрастание значений стандартов при интермодальных перевозках.