Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала — Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт. На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл.
|
|
Создание МБРР, цели и задачи. МБРР — это первый межгосударственный инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле 1944 г. Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально вступило в силу 27 декабря
1945 г., а свою деятельность Банк начал с 25 июня 1946 г. МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического курса в послевоенной Западной Европе.
С середины 50-х годов, когда положение в западноевропейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы, МБРР меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.
Всемирный банк (так часто называют МБРР) как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.
|
|
Организационная структура МБРР. Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов, собирается на свои сессии один раз в год, причем МБРР и МВФ проводят их совместно. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это требование объясняется тем, что страны — члены Банка обязаны проводить свою валютно-финансовую политику в соответствии с положениями Устава МВФ. Право голоса в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале, т.е. здесь применяется та же система «взвешенных» голосов, как и в МВФ. Поэтому, хотя к середине 1993 г. членами МБРР стали 176 государств, организационная структура Банка обеспечивает доминирующее положение небольшой группе ведущих промышленно развитых стран во главе с США. Так, на 30 июня 1993 г. «семерка» — США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия и Канада — располагала почти половиной всех голосов в Совете управляющих МБРР, что практически может обеспечить ей право вето при решении многих вопросов деятельности Банка. Причем для принятия наиболее важных решений требуется квалифицированное большинство голосов (85% общего количества). В таких случаях решение может зависеть от позиции только одной страны — США, которые имеют более 17% всех голосов, т.е. столько же, сколько имеют вместе свыше 140 развивающихся стран с небольшими взносами (0,5% и менее у каждой).
Примечательно, что в настоящее время к мелким пайщикам относятся не только такие развивающиеся страны, как Вьетнам или Лаос, но и восточноевропейские страны — Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, бывшие союзные республики СССР, большинство из которых недавно вступило в МБРР и проводит курс радикальных социально-экономических реформ, активно поддерживаемых МВФ и МБРР. Даже квоты таких крупных стран, как Китай и Индия, составляют около 3% у каждой. А квоты России и Украины равняются 1,8 и 0,8% соответственно.
Характерно, что пост президента МБРР традиционно занимал представитель американских правительственных или финансовых кругов. Так, президентом МБРР в 1968—1981 гг. являлся бывший министр обороны США Р. Макнамара, а после него О. Клаузен — бывший президент Бэнк оф Америка — одного из крупнейших американских частных банков. С конца 80-х годов этот высший пост в МБРР занимал бывший член конгресса США Б. Конейбл, а с начала 90-х годов на этом посту опять представитель финансового бизнеса Л. Престон. Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне — в столице страны, имеющей наибольший пай в капитале Банка. Все это показывает, кто прежде всего доминирует во Всемирном банке, хотя постепенно усиливается влияние других центров — Западной Европы и Японии.
Кредитная политика МБРР и характеристика его активных операций. Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей промышленно развитых стран, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ и к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использования своей двухсторонней официальной помощи развитию.
|
|
Общая сумма кредитов, представленных Банком за 47 лет его активной деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований (80 млрд. долл.) приходится на 1989—1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР — кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных — транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью. Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации.
|
|
Новым явлением с 80-х годов стал сдвиг в кредитной стратегии МБРР, который, как и МВФ, стал предоставлять кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода страны-заемщика к рыночной экономике. При этом выделяемые банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и страны-заемщики могут достаточно свободно распоряжаться заемными средствами. В области проектного финансирования МБРР накопил большой опыт, и созданные при его содействии объекты обычно отличаются высокой эффективностью.
МБРР стал кредитовать и государственные предприятия в развивающихся и других странах, но лишь при наличии гарантии их правительств и если руководство банка убедится, что частный капитал отсутствует, а участие правительства не нанесет ущерба расширению частной инициативы и предпринимательства в данной стране. Более того, кредиты МБРР на развитие энергетики, транспорта, систем связи и других отраслей инфраструктуры должны отвечать далеко идущим целям — способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата для стимулирования и развития деятельности частного капитала, как местного, так и иностранного. В указанные отрасли, куда неохотно вкладывают свои капиталы частные инвесторы, направлено до половины всех кредитных ассигнований МБРР. Такая же кредитная политика характерна и в отношении сельского хозяйства, которое также отличается высокой капиталоемкостью и относительно низкой рентабельностью. Для развития сельского хозяйства Банк выделил около 1/5 своих кредитных ассигнований. Причем при кредитовании аграрного сектора МБРР тесно кооперируется с MAP, направляющей туда еще большую долю своих более льготных кредитов.
Международная ассоциация развития (MAP). Чтобы смягчить критику в свой адрес и укрепить престиж среди развивающихся стран, МБРР при поддержке США как главного пайщика в 1960 г. создал свой филиал — MAP, которая имеет с ним общие органы управления во главе с президентом Банка. MAP призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов MAP, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долл. в год; к ним в начале 90-х годов относились 40 стран. Однако чтобы участвовать в MAP и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.
MAP периодически испытывает кризис в связи с быстрым истощением своих финансовых ресурсов, которые в отличие от МБРР формируются не за счет облигационных займов на мировом финансовом рынке, а в основном за счет государственных взносов стран-членов, прежде всего США и других крупных доноров. Последние же не спешат осуществлять дополнительные взносы для очередного пополнения ресурсов MAP. В середине 1993 г. общая сумма подписного капитала и взносов в MAP составила около 73 млрд. долл. На 1994—1996 гг. намечено осуществить десятое пополнение ресурсов MAP на сумму, эквивалентную 18 млрд. долл., за счет дополнительных взносов 34 стран-членов. Причем в это рекордное число доноров вошли 10 стран, являющихся заемщиками МБРР, в результате чего доля семи крупнейших доноров во главе с США сокращается до 80% общей суммы взносов. Заметное сокращение доли США с начала 70-х годов обусловлено их ревностным отношением к использованию вносимых долларов для закупки товаров у партнеров-конкурентов, особенно при ухудшении американского внешнеторгового баланса.
Хотя MAP внешне выглядит филантропическим институтом, фактически ее деятельность в конечном счете поощряет экспорт товаров из промышленно развитых стран. Кредиты MAP, как и МБРР, направляются в основном на развитие инфраструктуры, причем не только экономической, но и социальной; однако с 70-х годов в ее кредитной политике все больший приоритет отдается сельскому хозяйству. В развивающихся странах, на которые приходится до 90% прироста мирового населения, наиболее остро стоит проблема самообеспечения основными продуктами питания. В сельском хозяйстве этих стран занято от 50 до 80% их населения, причем сельское население является наиболее быстрорастущим и экономически отсталым. Опасаясь быстрого развития массового революционного процесса в деревне, бывший президент МБРР Р. Мак-Намара выдвинул новый программный курс на расширение льготного кредитования небольших крестьянских хозяйств с целью создания и расширения товарного производства, ссылаясь на опыт развития единоличных хозяйств Японии. Этому призвано способствовать создание в развивающихся странах при поддержке группы МБРР местных кредитных и инвестиционных институтов, занимающихся кредитованием развития небольших фермерских хозяйств. Тем самым кредитная политика МБРР, наиболее широко проводимая через MAP, имеет целью постепенное формирование прочной социальной опоры рыночных отношений в деревне, где еще сильны различные формы натурального хозяйства.
Около 40% общей суммы кредитов MAP в 78 млрд. долл. к середине 1993 г. предоставлено в течение последнего пятилетия. Для сравнения можно отметить, что годовая сумма обязательств развивающихся стран по погашению их внешней задолженности но средне- и долгосрочным кредитам превышает 150 млрд. долл.
Выполняя общую стратегическую задачу, МБРР и MAP имеют не только единое руководство, но и нередко осуществляют параллельно совместное кредитование одного и того же проекта. В частности, для более четкого проведения своей единой кредитной политики Правление МБРР разработало новый среднесрочный план на 1994—1996 гг. Так, на 1994 финансовый год установлен индикативный объем кредитов МБРР в пределах 17—20 млрд. долл., а MAP —- свыше 6 млрд. долл. за счет десятого пополнения ее быстро истощаемых ресурсов. Хотя часть средств направляется в развивающиеся страны почти бесплатно, в целом кредитная деятельность двух основных учреждений группы МБРР рентабельна, так как средневзвешенная кредитная ставка не ниже 5% годовых.
Таким образом, «разделение труда» между МБРР и MAP представляет собой частное, хотя и наглядное проявление проблемы экспорта капитала и экономической помощи, когда на межгосударственном уровне происходит совмещение потоков относительно дорогих частных и дешевых государственных ресурсов промышленно развитых стран, направляемых в развивающиеся страны через основные институты группы МБРР.
Международная финансовая корпорация. МФК создана в 1956 г. по инициативе США с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения гам частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых развивающихся странах. Это обусловлено, в частности, относительно высокой стоимостью ее кредитов, которая выше среднегодовых ставок на основных рынках ссудных капиталов. Срок кредитов МФК не превышает, как правило, 15 лет, а средний срок — 7—8 лет.
МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и MAP при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран.
Другим существенным отличием МФК является то, что с 1961 г. она получила особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам. При этом МФК, как и МБРР, не только не конкурирует с частными инвесторами, а, наоборот, должна стимулировать внедрение частного капитала в развивающуюся экономику. Располагая оплаченным капиталом в 1,4 млрд. долл., МФК к середине 1993 г. предоставила свыше 7 млрд. долл. на выполнение кредитных и инвестиционных обязательств, принятых Корпорацией перед странами-членами. Масштаб ее операций не может идти в сравнение с объемом кредитов МБРР или MAP. Однако эффективность деятельности МФК не измеряется лишь суммой ее собственных вложений, обычно не превышающих 25% стоимости кредитуемых проектов. Причем инвестиции МФК в ценные бумаги (акции и облигации кредитуемых компаний) должны быть по возможности краткосрочными и перепродаваться частным инвесторам, что, в свою очередь, способствует развитию национальных финансовых рынков в соответствующих странах-членах. Именно этой стороной деятельности Корпорация выделяется среди всех крупных межгосударственных инвестиционных институтов, заметно ускоряя процесс прямого инвестирования частного капитала в экономику развивающихся стран. Примечательно, что Корпорация не отказывается поддерживать и государственные предприятия, функционирующие как самостоятельные акционерные компании при соблюдении общих правил рыночной экономики, типичных для частного предпринимательства и свободного распределения и перевода прибылей.
Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА). Ни один орган группы МБРР не мог обеспечить максимальных гарантий для частных инвесторов в условиях возросших некоммерческих рисков, что в значительной мере сдерживает приток иностранного капитала во многие страны-члены. Именно МИГА как третий филиал МБРР, учрежденный в 1988 г., служит такой специальной цели, как поощрять инвестиции в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения.
Для выполнения поставленной цели МИГА не только предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, но и консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги. Срок гарантий, предоставляемых МИГА, обычно составляет 15 лет, но возможно до 20 лет.
Членами МИГА могут стать только страны — члены МБРР. К середине 1993 г. конвенция, учреждающая МИГА, была подписана 107 странами. Подписной капитал МИГА — 948 млн. долл. — обеспечивает предоставление гарантий на общую сумму 745 млн. долл. Причем эти гарантии могут покрывать до 90% общего объема инвестиций, однако пока сумма гарантии на один проект не может превышать 50 млн. долл. В 1993 финансовом году МИГА предоставило гарантии по 27 проектам на сумму 374 млн. долл., обеспечивающие привлечение иностранных инвестиций в размере 1,9 млрд. долл. Среди восточноевропейских стран МИГА, как и МФК, отдает особый приоритет Польше и Чехии, создавших наиболее благоприятный климат для иностранных инвестиций.
Деятельность группы МБРР свидетельствует о стремлении ее руководства и основных пайщиков найти на многосторонней основе новые, более безопасные
формы внешнеэкономической деятельности. Именно под эгидой МБРР усиливается координация многосторонних и двухсторонних программ долгосрочной помощи растущему числу заемщиков.
4. Европейский банк реконструкции и развития.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — международная организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран — все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На 1 января 1994 г. акционерами ЕБРР являлись 57 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г.
Основные задачи и цели деятельности ЕБРР. Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.
С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед ним задачи. Наиболее важной из них стало содействие в создании новых экономических условий в странах, где действует ЕБРР, в период изменения политической системы; при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды).
Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:
1. использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела;
2. гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;
3. сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;
4. сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития;
5. осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями;
6. гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;
7. стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.
При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона; объединяет эти стратегии стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране.
Многие государства испытывают трудности в политической, организационной и экономической областях, обусловленные социально-экономической нестабильностью, отсутствием разработанной законодательной базы и неопределенностью рыночных условий. В отдельных случаях это приводило к задержкам в использовании выделенных ЕБРР средств. Учет этих факторов помог ЕБРР разработать достаточно четкие модели отбора проектов.
Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР. В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования:
1) предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства;
2) инвестирование в капитал;
3) гарантированное размещение ценных бумаг;
4) облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах;
5) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;
6) предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранительные программы).
ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием. В целом за период с момента образования ЕБРР до начала 1994 г. Совет директоров ЕБРР одобрил около 150 проектов на сумму свыше 11 млрд. долл. В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес. Особняком стоит такая сфера, как приватизация.