Слайд 2.
Тема курсовой работы обладает актуальностью в связи с предприятием Правительством Финляндии ряд мер по улучшению экспортных возможностей финских производителей на пространстве Большой Евразии.
Формирование многополярного мира и развитие рынка Евразии открыло перед развитыми государствами новые возможности по установлению выгодных торговых отношений с развивающимися странами, что, наряду с кризисом Европейского союза, трансформацией мирового технологического уклада, замедлением экономического развития Европейского союза, увеличением конкуренции товаропроизводителей на европейском рынке и изменением конъектуры европейского рынка, обусловило меры финского Правительства по продвижению интересов финских экспортеров на рынках Евразии.
Слайд 3.
Целью данной работы является исследование внешнеэкономических и логистических возможностей Финляндии по интенсификации сотрудничества со странами Большой Евразии в условиях развития евразийских транспортных коридоров, увеличения объема внешней торговли стран Евразии и ЕС, роста рынков сбыта азиатских стран.
|
|
Объектом данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность Финляндии на пространстве Большой Евразии в условиях развития евразийских экономических процессов, формирования нового экономического пространства в Евразии и изменения транспортно-логистического ландшафта Евразии.
Предметом исследования являются внешнеэкономическая активность Финляндии в странах Евразии и развитие транспортно-логистических возможностей Финляндии.
Слайд 4.
Задачами данной курсовой работы являются: характеристика и анализ финской внешнеэкономической деятельности по отраслям, странам и ключевым компаниям, характеристика транзитных потоков, проходящих через Финляндию в Евразию, характеристика внешнеэкономических отношений Финляндии и стран ЕАЭС, оценка реэкспорта в структуре внешнеторговой деятельности Финляндии, анализ особенностей участия евроориентированной Финляндии в экономических процессах на пространстве Большой Евразии, оценка влияния европейской интеграции на формирование внешнеторговой политики Финляндии на пространстве Большой Евразии, оценка влияния тренда по формированию открытого и транспортно-доступного рынка Евразии на характер внешнеэкономической деятельности Финляндии, оценка перспектив увеличения экономического сотрудничества Финляндии со странами, не входящими в зону свободной торговли Европейского союза, анализ проектов транспортных коридоров в Евразии, оценка перспектив формирования транспортно-логистического хаба Европы в Финляндии, оценка перспектив внешнеэкономической деятельности Финляндии в различных зонах свободной торговли в Евразии, как участника европейского таможенного союза.
|
|
Слайд 5.
В работе было проведено всеобщее исследование
‒ Внешнеэкономической деятельности Финляндии на пространстве Евразии,
‒ Возможностей Финляндии как транспортно-логистического хаба Европы,
‒ Перспектив участия Финляндии в экономических процессах Евразии.
Слайд 6.
Структура исследования
ВВЕДЕНИЕ
Часть I. Теоретическая часть
Идейная база работы
Понятийный аппарат.
Нормативно-правовая база
Правовая база в сфере международного движения капитала
Часть II. Характеристика внешнеэкономической деятельности Финляндии
Макроэкономические показатели и общая характеристика экономики Финляндии за 2016-2018 гг
Общая характеристика экспорта и импорта товаров Финляндии
Характеристика импорта и экспорта товаров Финляндии по отраслям
Инвестиционная активность Финляндии и участие страны в международном движении капитала
Внешнеэкономическая активность Финляндии в Евразии
Характеристика Финляндии как транспортного хаба
Транспортные и транзитные потоки Финляндии
Финский реэкспорт
Часть III. Перспективы финской внешнеэкономической деятельности на пространстве большой Евразии
Рынок евразийских регионов
Транзитные коридоры
Присутствие Финляндии в регионах Большой Евразии в контексте взаимоотношений ЕС и ЕАЭС
Перспективы Финляндии в Большой Евразии в контексте взаимоотношений с Россией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 7.
Положение выносимое на защиту
• Финляндия имеет достаточный потенциал для осуществления более активной внешнеэкономической деятельности на пространстве Евразии,
однако перспективы участия страны в евразийских экономических процессах, в существующих условиях, маловероятны
Слайд 8.
Финляндия является членом Всемирной торговой организации (ВТО) с
1 января 1995 года и членом ГАТТ с 25 мая 1950 года.
Финляндия поддерживает усилия ЕС по либерализации международной торговли. Страна выступает за снятие барьеров в торговле товарами на общем рынке ЕС и дальнейшую гармонизацию правил, а также за устранение препятствий (в первую очередь, технических) в торговле с третьими странами, для чего предлагает всем третьим странам перейти на технические регламенты и стандарты, принятые в Евросоюзе.
Торговая политика страны строится в соответствии с Общей торговой политикой (ОТП) ЕС (Common Commercial Policy, CCP), которая проводится в целях сохранения Общего рынка ЕС и защиты общих интересов Сообщества.
Слайд 9.
Внешнеторговая деятельность Финляндии регулируется на двух уровнях. Уровень нормативного правового регулирования ЕС представлен тремя видами обязывающих нормативных актов ЕС и двумя видами, носящими не обязывающий, а рекомендательный характер.
Второй уровень - национальное законодательство Финляндии. Нормативное правовое регулирование в Финляндии представлено Конституцией Финляндии, законами и подзаконными актами.
Изготовитель продукции принимает на себя ответственность за соответствие товара требованиям законодательства ЕС, о чем должна свидетельствовать маркировка латинскими буквами «СЕ» на товаре. Товары, не имеющие маркировки «СЕ», не могут присутствовать на рынке Финляндии.
Слайд 10.
Значительный вклад в формирование экономического роста вносит внешняя торговля, в частности, около 40 % ВВП Финляндии формируется за счет экспорта товаров и услуг. За прошедший год объем экспорта товаров и услуг увеличился на 6,4 % благодаря возрастанию спроса на ряд позиций финской продукции на мировом рынке.
|
|
Оборот внешней торговли Финляндии товарами и услугами, по данным Таможни и Статистического центра Финляндии, составил 80,7% к уровню ВВП государства, достигнув в 2018 году 188,4 млрд. евро., увеличился на 6,8% по сравнению с уровнем предшествующего года, при этом наблюдался рост как в торговле товарами (+6,7% к уровню 2017 г.), так и услугами
Абсолютное значение внешнеторгового оборота товарами увеличилось до уровня 130,4 млрд. евро. Во внешней торговле товарами у Финляндии традиционно складывается отрицательное сальдо, которое в 2018 году составило 2 661 млн. евро. Внешний оборот товаров и услуг возрос на 6,9% (рисунок 4).
Финский экспорт товаров в 2018 году по сравнению с предыдущим годом в стоимостном выражении (в текущих ценах) увеличился на 7,0% и составил 63,9 млрд. евро
Основу финского экспорта, в соответствии с классификацией товаров СМТК, составляют машины и оборудование, целлюлозно-бумажная продукция и нефтепродукты
в 2018 году до уровня 58,0 млрд. евро. Экспорт услуг составил 27,8 млрд. евро, увеличившись на 5,1% к предшествующему году, импорт услуг достиг 30,2 млрд. евро, что на 9,5% больше, чем в 2017 г.
Слайд 11.
Евросоюз является ведущим торговым партнером Финляндии. На данную группу стран приходится 59,6% финского внешнеторгового оборота товаров. Удельный вес ЕС в финском экспорте равен 62,0%, а в финском импорте – 57,5%.
По итогам 2018 года Россия сохранила свои позиции в рейтинге основных стран-партнеров Финляндии. Среди отдельных стран ведущими партнерами Финляндии являются: Германия (удельный вес 15,3%), Швеция (10,6%), Россия (9,7%), Китай (6,3%), Нидерланды (6,1%) и США (5,0%) (рисунок 61).
Слайд 12.
Товарооборот с Россией во много раз превышает суммарный объем товарооборота Финляндии с остальными странами ЕАЭС– 97%
Слайд 13.
Дальнейшее устойчивое экономическое развитие Финляндии как государства всеобщего благосостояния возможно только при условии активного продвижения экономических интересов страны зарубежом. Особенно привлекательными, в этом плане, являются рынки Евразии, на которых, как доказано выше, присутствие Финляндии на данный момент ограничено.
|
|
Слайд 14.
В начале XXI века экономический центр мира переместился из Атлантического бассейна в Азиатско-тихоокеанский регион, в котором проживает несколько миллиардов человек, вследствие чего рынки евразийских государств стали особенно привлекательными для осуществления прямых иностранных инвестиций и экспорта продукции.
С каждым годом в странах Азиатско-тихоокеанского региона наблюдается рост покупательной способности населения, открываются инновационные производства.
Слайд 15.
Однако рынки Азии оказались привлекательными для инвесторов и предпринимателей не только по причине их большой емкости, но также вследствие целого ряда других причин:
- дешевизны факторов производства,
- дешевой высококвалифицированной рабочей силы,
- богатства регионов Азии природными ресурсами,
- долгосрочных перспектив устойчивого развития,
- богатого инновационного и научного капитала,
- наличия передовых производственных мощностей,
- природно-климатических условий, благоприятных для ведения хозяйственной деятельности.
Слайд 16.
Особое внимание мировые инвесторы и экспортеры стали уделять рынкам КНР и Шанхайской Организации сотрудничества. В настоящий момент эти рынки насчитывают в 1,5 и 3 млрд. человек населения соответственно. Доля ВВП стран ШОС (включая ВВП КНР) составляет 20 % валового продукта мировой экономики и, по прогнозам, будет составлять 38-40% ВВП мировой экономики к 2025 году.
Также обширными рынками Евразии являются: ЕАЭС с населением 184 млн, Индия с населением 1.5 млрд человек, рынки Юго-Восточной Азии, Южной Кореи и Японии.
Слайд 17.
Географическое положение Финляндии является периферийным в связи с чем формирование в Финляндии главного торгового и транспортно-логистического хаба Восточной Балтики нецелесообразно
Однако Финляндия обладает всей необходимой транспортной инфраструктурой для формирования на ее территории регионального транспортно-логистического узла, а именно…
- Протяженность дорожной сети в Финляндии составляет 454 000 км, с долей частных и лесных автодорог в 350 000 км, муниципальных уличных сетей – 26 000 км, государственных автомагистралей - 78 000 км
- Протяжённость финских железных дорог в Финляндии составила 5 926 км, долей электрифицированных дорог составляет 3 270 км
- Протяжённость водных фарватеров Финляндии составляет 16 300 км, 8 000 км внутренних водных путей и 8 300 км прибрежных фарватеры. В Финляндии расположено свыше 50 портов и 23 портовых города.
Слайд 18.
Тем не менее, через Финляндию может пройти участок Нового Шелкового пути, который свяжет Скандинавский полуостров и Китай.
Проект «Новый Шелковый путь» придаст дополнительный импульс развитию финской транспортной инфраструктуры. Строительство транспортных магистралей в рамках проекта «Новый шелковый путь» откроет финским предпринимателям широкие возможности по кооперации с иностранными предприятиями, осуществлению инвестиций и созданию совместных производств в странах Азии.
Слайд 19.
В Финляндии уже сейчас приступили к созданию транспортной инфраструктуры проекта «Новый Шелковый путь». Еще в 2016 году в финском городе Коувола был открыт единственный в Финляндии терминал дорожного и железнодорожного транспорта, через который в Азию стали поставляться финские пиломатериалы. Финские власти надеются, что Коувола станет центром грузового железнодорожного транспорта между Азией и Европой.
Слайд 20.
Выгодно ли странам-транзитерам строительство трансевразийских коридоров?
Еще одним проектом с финским участием, реализуемым в рамках инициативы «Один пояс – один путь», является проект Smart Silk Way («Умный Шелковый путь»), направлен на развитие транспортной инфраструктуры транспортного коридора «Европа-Россия-Китай»: модернизацию дорог, внедрение систем управления автомобильными потоками и т.д.
Таким образом, проект «Новый шелковый путь» уже сейчас стимулирует развитие финской транспортной инфраструктуры, однако участие Финляндии в проекте «Новый шелковый путь» возможно только в качестве периферийной страны, обслуживающей региональные транспортные потоки на пути из Северной Европы в Китай.
Слайд 21.