- Я вам даю в руки настоящую картофелину, вообразим себе, что она очень горячая, вы перебрасываете её друг другу, стараясь быстрее от неё избавиться. (Упражнение)
- Теперь я забираю у вас этот реальный предмет, и мы будем перекидывать друг другу горячую картошечку, но, теперь воображаемую. (Упражнение)
В руках искусного артиста самый обыкновенный предмет может преобразиться и стать совсем не тем, чем он показался бы на первый взгляд. Для этого даже не нужно слов, ведь дать понять, что это за предмет, можно и пантомимой, жестами и движениями. Вот, например, ручка. Но, призвав на помощь искусство пантомимы, я могу на ваших глазах превратить её в абсолютно другой предмет.
Упражнение «Жест и мимика»
А сейчас небольшое задание. Вам нужно с помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения.
1. Вот такой арбузище купила.
2. Малюсенький такой пузырёчек.
3. Фи, какой противный!
4. Ну, я не знаю!
5. Всё в порядке!
Упражнение «Страна эмоций»
А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.
|
|
А теперь пожалуйста передайте мне:
-грусть через руки;
-гордость через спину;
-радость через лицо;
-страх через руки;
-радость через руки;
-страх через ноги;
-радость через ноги;
-удивление через руки;
-задумчивость через лицо.
Итак, ребята, мы, выполняя упражнения, показывали различные эмоции через жесты и мимику. А какие части тела нам в этом помогали?
Я думаю….это руки, ноги, лицо.
В таком искусстве как пантомима всё органично, ярко и в своём маленьком этюде, который может длится всего несколько минут, мы видим целую историю. Мы с вами ребята на предыдущих занятиях знакомились и выполняли этюды на память физических действий. Примером тому и сегодняшние упражнения «Невидимое сделать видимым». Тем не менее давайте вспомним как например вы:
- Подметаете пол;
- Моете посуду;
- Поливаете клумбу;
- Примеряете новую шапку;
- Играете с котенком;
- Чистите туфли.
Можно назвать это этюдом? Нет, у этюда есть начало, развитие действия и безусловно финал как например такой этюд на память физических действий
«Попугай в клетке». В нем есть жизненное содержание.
Этюд «Попугай в клетке»
· Подойти к клетке (все предметы воображаемые, в том числе и попугай)
· Ощупать ее руками
· Взять и переставить на другое место
· Подразнить попугая
· Найти дверцу и открыть ее
· Насыпать зернышек в ладонь и покормить птицу
· Погладить попугая (после этого он вас должен укусить)
· Одернуть руку
|
|
· Закрыть побыстрее клетку
· Помахать угрожающе пальцем
· Переставить клетку в другое место
Теперь давайте вспомним пластические этюды на преодоление препятствий.
Такие как «Дыра в заборе», «Стена», «Полоса препятствий».
И наконец этюды на проявление эмоций. Попробуем разыграть.
Этюд «Мышки».
Переместимся на пол. Раннее утро мышки спят. Сладко так. Пора мышки просыпаться, открываем глаза, а на улице дождь.
Сначала они удивились,
Потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех.
С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись.
И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи.
В глазах опечаленный вечер,
И слезы вот-вот побегут.
Но тут лучик солнца украдкой
По щечке скользнул нежно-гладкой.
И все засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись.
Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали:
- Ура! Мы веселыми стали!»
Итак, сегодня мы познакомились с очень интересным театральным жанром – пантомимой. Узнали, что основу пантомимы составляют жесты и мимика актера. И поняли, что умелое владение своим телом просто необходимо для будущих артистов. Сегодня вы еще раз стали свидетелями того насколько непрост, интересен и захватывающе прекрасен мир актерского мастерства. Надеюсь, вы узнали и открыли много интересного для себя. Спасибо за урок. До свидания.