Решение проблемы пенитенциарного стресса, сопровождающего личность осужденного с момента заключения под стражу и до освобождения, связано с изучением психологических характеристик начального этапа стресса, который традиционно представлен в пенитенциарной теории и практике в виде процесса адаптации.
Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации осужденных сегодня представляются наиболее важными, поскольку педагоги, психологи и юристы едины в понимании того, что процесс исправления (социально-психологической реабилитации) является «переменной» от влияния ряда важных организационных факторов. К ним относятся: режим содержания осужденных, социально-воспитательная и общественная работа, проводимая сотрудниками учреждения, организация свободного времени и досуга. Эти аспекты должны быть раскрыты в пенитенциарной педагогической психологии, важнейшей задачей которой является выяснение психолого-педагогических факторов адаптации и реадаптации осужденных в пенитенциарном учреждении.
|
|
Выделяются следующие стадии и варианты социальной адаптации и одновременно дезадаптации у осужденных:
ü начальная адаптация - усвоение действующих в новой социальной среде ценностей и норм, овладение соответствующими формами деятельности, уподобление остальным членам сообщества (группы). Нарушения процесса адаптации на этой фазе проявляются в повышенной конформности, зависимости;
ü индивидуализация - преодоление противоречия между необходимостью «быть как все» и стремлением индивида к персонализации. Нарушения адаптации в этой фазе приводят к развитию агрессивности, подозрительности, негативизма;
ü интеграция, сопровождающаяся вхождением в сообщество: индивид полностью принимает групповые нормы поведения и предложенную ему социальную роль, группа включает индивида в свою среду. Нарушения адаптации на этой фазе приводят к изоляции либо вытеснению индивида из группы.
Успешность адаптации и реадаптации осужденных зависит оттого, насколько воспитательные воздействия являются едиными во всех службах пенитенциарного учреждения при опоре на психологическую службу. Главной стратегией психологической службы УИС должен определяться переход от карацентризма к гуманоцентризму, от тюремной субкультуры к культуре человеческого достоинства. Психолого-педагогические условия ИУ при этом обязаны исключать дегуманизацию, центрироваться не на «сломе» личности, а на ее духовном возрождении.
В проведенных нами исследованиях показано, что процессы адаптации и реадаптации осужденных, представляющие интегрированную систему, имеют следующие системообразующие признаки: активность личности, ресурсы совладания, умение сотрудничать и взаимодействовать с другими, ориентация на развитие и социально полезный труд.
|
|
Психологическая помощь осужденным состоит:
ü в выработке у них антикриминальной устойчивости личности',
ü снижении психической напряженности и минимизации негативных последствий пенитенциарного стресса;
ü анализе их трудному во взаимоотношениях с администрацией и осужденными;
ü духовно-нравственном развитии и помощи в осознании своих экзистенциальных проблем, жизненных событий и т.д.
Адаптация проявляется в процессуальном и содержательном аспектах, поскольку является механизмом вхождения личности осужденного как субъекта деятельности в различные объединения, формальные и неформальные группы. С практической точки зрения адаптация осужденных к местам лишения свободы представляется преимущественно в усвоении ими правил внутреннего распорядка, умении личности в целом усвоить режим содержания, приспособиться к нему.