Определите для каждого из приведенных случаев, на какой психологической тонкости строилась ловушка

Особенности профессионального общения юриста с различными категориями граждан.

Одной из особенностей юридической деятельности является то, что значительную часть в ее структуре занимает общение. Профессиональное общение входит в число обязательных компонентов психологической структуры юридической деятельности.

Если мы снова обратимся к опыту А. Даллеса, то относительно профессионально важных качеств разведчика (как представителя субъект-субъектной деятельности) он выделяет следующие качества:

— хорошо разбираться в людях;

— уметь ладить с людьми в тяжелых условиях;

— научиться отличать факты от вымыслов;

— уметь отличать существенное от несущественного;

— проявлять любознательность;

— быть человеком весьма изобретательным;

— уделять надлежащее внимание деталям;

— обладать способностью выражать свои мысли ясно, кратко и, что весьма важно, интересно;

— знать, когда следует хранить молчание.

Очевидно, что значительное место здесь отведено коммуникативным качествам. И это не случайно, поскольку общение является основным видом деятельности в системе «человек — человек» и, соответственно, именно к этой системе относятся профессии и юриста, и разведчика.

Естественно, что успешность такой деятельности во многом определяется умением грамотно и профессионально строить коммуникативные процессы.

Под общением в психологии понимается процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении

В обыденной жизни существует много поводов для общения. Но все они могут быть условно разделены на две основные категории: информационное и целевое.

В первом случае люди общаются для того, чтобы обменяться информацией, получить удовольствие от общения. Типичные примеры — это разговоры в гостях, в кругу друзей или родственников.

Целевое общение, в отличие от первого варианта, всегда направлено на достижение какого-то результата, на решение задачи и, как правило, связано с реализацией профессиональной деятельности. Соответственно, профессиональное общение — это всегда общение целевое. Кроме того, профессиональное общение предполагает высокий уровень ответственности за достижение или недостижение профессионально значимых целей.

Таким образом, профессиональное общение мы можем определить как процесс установления и поддержания прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта, обусловленного профессионально значимыми целями, предполагающими ответственность за их реализацию. Субъектами профессионального общения в нашем случае являются юрист и лицо, включенное в сферу его профессиональных интересов.

Под прямым контактом понимается общение, которое осуществляется непосредственно между его участниками. Как правило, это речевое общение. Под опосредованным контактом понимаются отношения, предполагающие непрямое взаимодействие. В первую очередь это общение при помощи письменной речи, с использованием средств коммуникации и т. п.

Средствами общения являются вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимика, позы и т. п.) каналы информации.

Цели профессионального общения определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности. Их достижение или недостижение свидетельствует об уровне профессионализма юриста, о качестве выполнения им своих служебных функций.

Ответственность за реализацию профессионально значимых целей может быть как внешней, например административной (оценка руководства) и нести за собой определенные санкции, так и внутренней (психологической) — как самооценка, которая влечет за собой повышение или понижение психологического комфорта, уверенности в себе, уровня притязаний и т. п. В любом случае осознание ответственности за результаты общения предполагает контроль за его ходом, что требует определенной психологической подготовки.

Такие базовые характеристики профессионального общения, как его целевая направленность и ответственность, требуют контроля за ходом беседы. Сознательно контролировать каждый свой поведенческий акт, каждое высказывание в процессе беседы достаточно сложно. Более того, у непрофессионала попытка контролировать ход общения, как правило, вызывает скованность и неестественность поведения. У человека, который владеет техникой профессионального общения, контроль за этим процессом осуществляется «естественно», управление общением не вызывает внешней напряженности.

Сложность контроля за ходом профессионального общения связана и с его другими характеристиками. Эти характеристики являются общими для всех профессионалов, работающих в сфере юридической деятельности. Они дополняют и расширяют характеристики, связанные с понятием оперативности в деятельности юриста и рассмотренные выше характеристики юридической деятельности. Точнее, можно сказать, что характеристики профессионального общения вплетены в юридическую деятельность, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время профессиональное общение является ядром, системообразующим фактором юридической деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ЮРИСТА

Нормативная регламентация. Деятельность юриста довольно четко регламентирована различными нормативными документами. Нормативные рамки, в которых юрист осуществляет свою профессиональную деятельность, способствуют формированию стремления строго придерживаться правовых норм, определяют соответствующие стереотипы поведения и общения. С одной стороны, нормативная регламентация облегчает процесс общения, структурирует его, определяет социальные роли, права и обязанности участников. С другой стороны, эта характеристика выступает не только как фактор позитивно развивающий, дисциплинирующий юриста, но и как фактор, осложняющий выполнение профессиональных обязанностей. Очевидно, что деятельность, жестко регламентированная правовыми нормами, требует от юриста постоянного контроля за своими действиями, заставляет принимать решения в четко определенные сроки. Все это предполагает наличие определенного набора личностных характеристик (эмоционально-волевых, интеллектуальных и др.) и умения эффективно строить процесс общения и управлять им.

Временные ограничения. Эта характеристика профессионального общения связана с его целевой направленностью и нормативной регламентированностью. Ситуации профессионального общения ориентированы на достижение конкретных профессионально значимых целей и задач, время на решение которых определено нормативными актами. Временные и нормативные рамки ограничивают свободу маневра в общении, предполагают повышение его интенсивности. Это может привести к тому, что юрист будет относиться к актам профессионального общения формально. Например, формально брать объяснения, чтобы уложиться в срок, установленный на разрешение заявления. Такой подход не ведет к профессионализму в общении, напротив, он вырабатывает речевые штампы для проведения «стандартных» бесед. Общаясь в таком режиме, юрист не учитывает особенности личности собеседника и контролирует ход общения только в пределах, необходимых для обеспечения формальной стороны дела. В отличие от такого подхода, профессионал, находясь в условиях дефицита времени, способен определить и реализовать наиболее эффективную для данной ситуации тактику общения.

Властный характер профессиональных полномочий. Данная характеристика вытекает из предыдущей, поскольку Закон наделяет юриста (особенно представителя государственной службы) достаточно широкими властными полномочиями.

Реализация властных полномочий нередко может приобретать конфликтный характер. Принятие решений в ситуациях конфликтного взаимодействия требует от юриста способности анализировать и прогнозировать последствия своих действий; эмоциональной уравновешенности и в то же время решительности; при необходимости жесткости в действиях и в то же время уважительного отношения к людям. В процессе общения наличие властных полномочий провоцирует их носителя на роль хозяина положения, человека, определяющего и диктующего ход общения. Занимая такую позицию, юрист не видит личности собеседника или видит ее крайне односторонне. К известным стереотипам такого властного общения относятся «Вопросы здесь задаю я!», «Вы понимаете куда вы попали?», «От нас так просто не уходят!». В частности, это свойственно некоторым юристам — представителям силовых структур. Общение в таком стиле может быть эффективным с юридически неграмотным субъектом или с человеком слабым в интеллектуальном или личностном плане. Однако силовые правоохранительные структуры призваны бороться с серьезными преступлениями, противостоять организованной преступности, что предполагает противостояние сильному и образованному противнику. В этом случае юристы должны быть вооружены эффективными средствами профессионального общения, в том числе с учетом их властных полномочий.

Вынужденный характер общения. Ситуации профессионального общения юриста носят в основном вынужденный характер для его собеседников. Как правило, эти ситуации связаны с юридическими проблемами как в сфере уголовного, так и гражданского законодательства. В процессе разрешения таких проблемных ситуаций предполагаются не просто потенциально конфликтные отношения, но и достаточно жесткие формы конфликтного взаимодействия, вплоть до открытого противодействия. Вместе с тем вынужденным в субъективном смысле общение бывает и для самого юриста. Речь идет о ситуациях, когда собеседник неприятен юристу по каким-либо личностным характеристикам, но поскольку он, например, является ценным источником информации или выгодным клиентом, юрист просто обязан с ним общаться. Более того, в этих случаях сотрудник, как профессионал, не имеет права внешне показывать собеседнику свое негативное отношение.

Ролевой характер общения. Юрист является носителем вполне определенной социальной роли, которая предполагает наличие широкого круга прав и обязанностей. Например, социальная роль представителя государственной службы налагает на профессиональное общение юриста уже рассмотренные нами характеристики (регламентированность, вынужденный характер, ответственность и др.). Однако в данном случае нас интересует не столько социальная роль юриста, сколько его психологические роли, которые он должен принимать, чтобы достичь целей профессионального общения. Речь идет о ситуативных ролевых позициях, о ролях «здесь и теперь», ведущего и ведомого, хозяина положения и подчиненной стороны и т. п. Очевидно, что в зависимости от партнера по общению и ситуации юрист должен уметь играть различные психологические роли.

Повышенная стрессогенность. Профессиональная деятельность юриста в ряде случаев носит весьма напряженный, ответственный характер. Главным образом это может быть связано с противодействием заинтересованных лиц. Формой такого противодействия может быть неправомерное воздействие на юриста, носящее как явный, так и замаскированный характер. Кроме того, самостоятельный стрессовый фон создает и сам по себе конфликтный характер юридической деятельности.

Нередко нервно-психические перегрузки приводят к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.

Профессиональное общение предполагает владение богатым психологическим инструментарием (методами, приемами, техниками) и умение его творческого применения. Речь идет об овладении психотехникой общения. Трактовку психотехники как искусства ориентировки в психических явлениях и управления ими можно найти в работах таких мастеров практической психологии, как К.С. Станиславский, С.В. Гиппиус, В.Л. Леви и др. [2] Надо заметить, термин «психотехника» является соединением двух греческих слов. Первое — psyche (душа), первая составная часть сложных слов, обозначающая «относящийся к психике». Второе — techne (искусство, мастерство). Таким образом, психотехника — это искусство управления психикой, причем как своей (например, саморегуляция), так и психикой другого человека (например, психологическое воздействие). К основным психотехникам, обеспечивающим профессиональное общение, можно отнести следующие: психотехника рефлексивного анализа, техника психологического воздействия; психотехника определения внутреннего состояния человека по внешним поведенческим признакам; техника установления психологического контакта и доверительного общения; психотехника конфликтного взаимодействия..

Представление об индивидуальном стиле общения. Психотехника использования речевых и неречевых средств в профессиональной деятельности юриста.

Работа юриста слож­на и ответственна. Как он с ней справляется, зависит преж­де всего от содержания его действий и поступков. Но вели­ко значение и того, как он работает, в какую форму облекается эта работа. Мало лишь делать нужное дело, мало хотеть хорошего, мало просто вести разговор — всегда важ­но знать как?

Ответ на него дает психотехника (или — психологическая техника вы­полнения действий).

Слово "техника" происходит от древнегреческого "techne" — искусственный, искусство, мастерство. Совокуп­ность методов, приемов выполнения определенного действия образует его операциональную сторону, методику. В совре­менной психологии в связи с этим говорят о психотехноло­гиях, психотехнике[1]. Сложное слово "психотехника" относится к сфере практической психологии и понимается как научно обоснованные психологические средства, приемы и операции при выполнении действий и деятельности. В этом смысле оно будет употребляться и нами с учетом особенно­стей, определяемых деятельностью юриста.

Владение психотехникой пред­полагает наличие у профессионала-юриста определенных знаний по психотехнике речи, а также определенных на­выков, умений и привычек.

Жизнь, однако, показывает, что профессиональные юри­дические действия выполняются всеми, кто работает по дан­ной специальности, все знают, что надо делать, но результаты весьма различны. Причина в том, что специалисты по-разному понимают, что и как надо делать. Одни ограничи­ваются формально-нормативными, процедурными действи­ями, а другие обогащают их вспомогательными действиями, создающими благоприятные условия для выполнения ос­новных. Так, допрос может вестись строго в соответствии с процедурой, ограничиваясь выполнением только того, что предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом, а мо­жет дополняться изучением психологических особеннос­тей допрашиваемого, слежением за его психическим состоя­нием, контролем за признаками искренности-лживости, установлением психологического контакта, правомерным психологическим воздействием и др. Очевидно, что во вто­ром случае результат допроса будет значительно лучше.

Психологические действия — действия, направленные на решение психологических задач и осуществляемые пси­хологическими средствами и приемами. Такими задачами могут быть: сбор психологической информации, психоло­гический анализ, изучение психологии человека, группы, психологическая оценка обстановки или ситуации, психо­логический анализ проблемы, психологическое решение, психологическое воздействие, разработка психологическо­го замысла, психологический выбор линии поведения или общения, выбор и реализация психологической позиции, психологическая тактика и др.

Наряду с тем, что долж­но быть достигнуто, действие имеет и операциональный, ме­тодический, технологичный аспект. Знание действия, об­щее представление о нем есть ответ на вопрос "что делать?", а операция отвечает на вопрос "как делать?". Операция — это общий способ (движения, психологические акты, про­цессы) выполнения данного действия. Она имеет опреде­ленную структуру, складывается из частных способов — приемов выполнения движений, актов, оценок, решений и пр.

Понятие "средства" близко к понятию "способы", в ряде случаев их можно использовать как синонимы. Но у пер­вого есть один смысловой оттенок, который не присущ вто­рому, — вещественный. Когда имеют в виду орудия, инст­рументы, с помощью которых решается профессиональная задача, говорят о средствах, но никогда — о способах, за которыми всегда сохраняется технологический смысл, т. е. как использовать средства. К числу психологических средств обычно, даже в криминалистике, относят речевые (слово и др.) и неречевые (мимика, жесты и др.) средства. К ним также можно отнести поведение человека.

Из сказан­ного следует, что психотехника юриста включает:

· психологические средства, способы и приемы их использования;

· психотехнику речи (повседневной, выступлений пе­ред гражданами, судебной);

· психотехнику общения;

· психотехнику действий (психологических и "чисто"
юридических — следственных, оперативно-розыскных, ад­
министративно-предупредительных и иных).

Психотехника начинается с умения использовать психо­логические средства, которыми располагает юрист.

Речь — это использование языка, а язык (в лингвисти­ческом смысле) — это знаковая система, состоящая из слов, правил их произношения и согласования и служащая для общения, мышления, передачи и усвоения опыта. Использование языка человеком находит вы­ражение во внутренней, внешней (громкой, озвученной) и письменной речи. Речь — воплощение мысли, процесса мышления и передача их другим людям.

Значительная часть профессиональных действий юрис­та осуществляется с использованием речи. Мысль, намере­ние, отношение, предложение, решение — все эти психоло­гические феномены юриста передаются с помощью речи, через воплощение их в словах и фразах, через их содержа­ние и форму выражения.

К основным психологическим средствам речи относят­ся собственно речевые (вербальные), неречевые (невербаль­ные) и обстановочно-поведенческие средства. Первые вклю­чают слово как основной феномен речи; вторые — мимику, жестикуляцию; третьи — позу и передвижение говоряще­го, социальную дистанцию между ним и слушающим, ок­ружающую обстановку (последнюю группу тоже можно отнести к невербальным средствам, но она не связана соб­ственно с механизмами функционирования речи, в ней до­минируют социально-психологические механизмы, и ее психотехнология специфична).

Слова и построенные из них словосочетания, фразы, пред­ложения более действенны, если они точны, строго соответ­ствуют сущности мысли юриста и способствуют ее переда­че слушающему. Для этого пригодны лишь понятные слова и состоящие из них словосочетания. Далеко не единичны случаи, когда вроде бы знающий юрист тем не менее выра­жает свои мысли с помощью бесцветных, тусклых, общих слов-штампов. Слушать его скучно и трудно. Многие юрис­ты потому и многословны, что не в состоянии подобрать точные слова. Истинную ценность представ­ляют лишь те высказывания, в которых, по замечанию, "самые глубокие мысли сливаются с простей­шими словами"5.

Словарная чистота языка. Вызывает восхищение забо­та выдающихся отечественных юристов, живших и творив­ших на рубеже XIX и XX вв., о бережном отношении к языку, любовь к нему, стремление беречь его как нацио­нальную святыню. Они настойчиво рекомендовали исполь­зовать слова и речевые обороты, свойственные хорошему русскому языку, идущие из народной практики и языко­вых традиций, избегать увлечения иностранными словами.

Плохое впечатление производит речь человека, если она засорена словами-паразитами типа: "так сказать", "как го­ворится", "значит", "понимаешь", "ну", "так", "в некотором роде", "и так далее", "и вот", "в общем и целом", "надо ска­зать", "говоря откровенно" и пр. Низкая культура речи, за­трудняющая ее восприятие и снижающая ее воздействие, проявляется в засорении ее звуками: "м-м-м-м...", "э-э-э-э...". Все это — "костыли хромого оратора". Конечно, плохо, когда юрист имеет дефекты речи (заикается, шепелявит, сильно картавит). Но и в этом случае можно компенсиро­вать их особым усердием в проявлении других своих дос­тоинств.

Правильное произношение и ударения — обязательное условие высокой культуры и техники речи. В русском язы­ке немало слов, при произнесении которых нужно специ­ально уточнять ударение, используя справочники, словари, энциклопедии. Часто делаются ошибки в произнесении таких слов: возбуждено, переведен, приговор, злоба, феномен, деньгами, алкоголь, обеспечение, осужденный и др. Лекси­ческие погрешности и несообразности, неверные словесные обороты, нарушения требований грамматики наносят серьез­ный урон речи и престижу говорящего.

Очень плохое впечатление производят неграмотно пост­роенные предложения. Вот несколько образцов: "я не могу сделать вас инвалидом", "можно считать, что этот факт более или менее установлен", "прежняя судимость обвиняемого является его отрицательным минусом".

Право вообще и речь юриста в частности отличаются обилием специальных терминов, выражений, тонкостями словесных оборотов, которые чаще всего неизвестны, не пол­ностью понятны обычным гражданам, удивляющимся по­рой тому, что юрист находит различия там, где ими они не усматриваются. Очевидно, что употреблять их следует с полным учетом особенностей и обстановки. Часть юристов увлекается употреблением слов из уголовного жаргона.

Задачи

1. Напишите краткую психологическую характеристику хорошо знакомого человека. Подготовьте психологические рекомендации, направленные на наиболее эффективные способы общения с ним.

Я буду описывать свою хорошую подругу Кристину. По моим наблюдениям основа ее темперамента- холерик. Холерики известны своей неуравновешенной нервной системой. Процесс возбуждения у них преобладает над торможением. Холерики чувствуют потребность быть все время занятыми. Они, так же как и сангвиники, стремятся к лидерству, но зачастую слишком напористы и вспыльчивы. Она очень громко, быстро и сбивчиво разговаривает, не заканчивает слова и предложения. Ее интонация постоянно меняется. У Кристины яркая мимика, размашистые и резкие жесты. Она обожает быть в центре внимания. Она трудоголик, готовый отдать многое за реализацию своей мечты. Она не станет жалеть сил, времени, денег ради того, чего действительно хочет и в чем видит смысл. Ей не нужна дополнительная мотивация — одного ее желания будет достаточно.

2. В каких ситуациях профессиональной деятельности могут использоваться знания по психологии общения?

Чтобы общение было осмысленным и продуктивным, а значит и максимально полезным для его участников, крайне важно, чтобы общающиеся люди понимали друг друга. А чтобы понимать друг друга, люди должны не просто слушать, но и слышать друг друга, то есть, им нужно принимать слова друг друга, соглашаться с ними, задумываться над ними, стараться их понять. Понимать, значит чувствовать другого человека и принимать его слова, мысли, чувства – делать их частью себя, частью своих убеждений. Поэтому в процессе общения с людьми, следует очень внимательно их слушать, чтобы не упускать ничего из сказанного ими. Ведь любое упущение может привести к неправильной интерпретации слов собеседника, а значит и к неправильным выводам, которые вызовут у вас неправильную ответную реакцию. Также важно понять, какие проблемы и задачи решает общающийся с вами человек, чтобы общаться с ним исходя из, прежде всего, его, а затем уже и из своих собственных потребностей. Ведь чтобы найти точки соприкосновения – люди должны показать друг другу свою заинтересованность в проблемах и желаниях друг друга. А когда каждый говорит только о своем – это не общение – это двусторонний, или, если собеседников много, многосторонний монолог. Ну какое может быть общение, если люди не хотят понять друг друга, если им важно не то, что скажет другой человек, а то, что скажут они сами? Такого быть не должно, иначе пользы от общения не будет, или того хуже – оно закончится конфликтом, ссорой, взаимными обвинениями, испорченными отношениями и личными обидами.

Так что учитесь слушать и понимать, а значит и принимать слова и мысли других людей. Для этого просто начните думать об этих людях, с которыми вы общаетесь, и их интересах. И не забывайте постоянно ставить себя на их место, чтобы понимать и помнить о том, что людям нравится слышать, а что нет. Ведь для того, чтобы понять, чего от вас хочет другой человек, вам нужно добиться от него открытости, вам нужно, чтобы он вам начал доверять, ибо без доверия общение будет неполным, с трудно идентифицированными, скрытыми желаниями. А чтобы собеседник начал вам доверять, вы должны говорить ему о том, что он хочет от вас услышать, ставя себя на его место. А что он может хотеть от вас услышать? Да в общем-то тоже, что хотели бы услышать от других людей вы. Обратите внимание, как порой бывает сложно общаться с людьми так, как ты хотел бы, чтобы общались с тобой, потому что в процессе общения человек себя не всегда контролирует и часто идет на поводу у своих эмоций. А ведь стоит только взять весь процесс общения под контроль разума, говоря то, что надо говорить, а не то, что само из вас льется, стоит начать следить за своими словами и своей реакцией, как общение сразу же станет более эффективным.

Мы же с вами знаем о том, что люди любят слышать, в том числе и о себе, а чего не любят, не так ли? Любят люди, когда их хвалят, когда им льстят и поддакивают? Любят. Многие люди даже любят, когда им откровенно лгут, если это сладкая ложь. А когда людей критикуют, когда указывают им на их ошибки, когда им говорят правду о тех или иных вещах и о них самих, которая им неприятна – это они любят? Нет, не любят. Так зачем им об этом говорить? Часто, абсолютно незачем. Хотя если подумать, то иной раз даже самая горькая правда дает больше, чем сладкая ложь, и чтобы действительно помочь человеку – нужно влить в его уши то, чего он слышать не хочет. Это непростое решение, учитывая, что никому из нас не хочется, чтобы нас ненавидели. Но иной раз такие решения принимать нужно, если человек, с которым мы общаемся и которому хотим помочь прийти к важному для него пониманию чего-то, нам действительно дорог.

В жизни нам приходится иметь дело с разными людьми и со всеми ними нам нужно находить какой-никакой, а общий язык. Иначе мы просто не добьемся своих целей, или того хуже – наживем себе врагов и недругов, не сумев договориться, понять, объяснить. Но у разных людей разные взгляды на жизнь, разное миропонимание, разные точки зрения на одни и те же вещи, и конечно же, у каждого человека есть свои личные интересы, которые вполне могут не совпадать, а на определенной стадии они никогда не совпадают с интересами других людей. Все это вынуждает нас в той или иной мере подстраиваться друг к другу, общаясь на понятном и приемлемом друг для друга языке. Не все могут и хотят понять других людей, я бы даже сказал, что часто этого никто не хочет, так как каждый человек всегда больше думает о себе, чем о других. Но мы вынуждены интересоваться другими людьми, вынуждены смотреть на мир их глазами и подбирать для них правильные слова, так как будучи абсолютными эгоистами мы бы просто не смогли ни с кем договориться. Поэтому мы нередко вынуждены говорить не так, как нам удобно, а так, как нам надо говорить, чтобы другим людям, нашим слушателям, было удобно нас воспринимать, а значит и понимать.

Бывает, что нам приходится общаться с очень неприятными нам людьми, подстроиться под которых не только тяжело, но и противно. Но общение на то и общение, чтобы помогать нам находить общий язык с людьми, с любыми людьми, посредством донесения до них важной с нашей точки зрения информации с помощью разных слов, равно как и восприятие этой информации от них. Оно помогает нам приходить к определенным решениям, договоренностям, уступкам. Поэтому нам нужно быть терпимыми к тем, кто по той или иной причине нас чем-то не устраивает, но с кем мы хотим найти общий язык, чтобы договориться. Помните всегда о своей цели, общаясь с другими людьми, чтобы даже в тех случаях, когда какой-нибудь человек, с которым вы общаетесь, вам очень неприятен, вы не разрывали с ним связь, а настойчиво продолжали с ним общаться, ради достижения этой цели. Потребность человека в общении включает в себя потребность в умении взаимодействовать с другими людьми, и поэтому выражается она не только в желании общаться, но и в поиске наиболее подходящих для каждой конкретной ситуации возможностей это сделать. Мы не можем быть со всеми людьми одинаковыми, не можем общаться со всеми на одном языке – мы должны искать ключик к каждому человеку, изучая его манеру общения и взгляды на жизнь.

Никогда не требуйте от людей того, чтобы они соответствовали вашему уровню общения, так как большинству людей приятно находиться в своей собственной зоне комфорта, какой бы бесперспективной она не была. Нельзя ждать от других людей того, на что они не способны, поэтому общайтесь всегда с ними на их уровне и без желания людей не пытайтесь вытащить их на свой уровень, иначе это встретит сильное сопротивление с их стороны. Если люди хотят быть теми, кто они есть и не стремятся стать лучше – не пытайтесь их изменить, общайтесь с ними на их языке и договаривайтесь с ними в зоне их, а не вашего, комфорта. Будьте разумны, если вам нужно чтобы вас понимали, тогда станьте тем, кого люди могут понять. И помните, что цивилизованный человек – это продукт цивилизации, а не природы, поэтому перед тем, как с кем-то общаться, выясните – продуктом какой среды является этот человек. Если кто-то понимает исключительно язык силы – не стоит призывать его к гуманности и совестливости, ищите в своей позиции сильные стороны, или придумывайте таковые и приводите их в качестве своих аргументов. Если кто-то не дружит с логикой – не используйте логику, используйте внушение

Для успешного, эффективного и я бы даже сказал, гипнотического общения – вам необходимо научиться подстраиваться под своего собеседника. Подстройка позволяет быстро установить с собеседником контакт на основании его модели мира, и таким образом наилучшим образом расположить его к себе. Подстроившись под собеседника – вы сможете достичь полного взаимопонимания с ним, так как чем больше вы будете на него похожи, чем лучше будете разделять с ним его ценности, давая ему понять, что смотрите на мир так же, как и он, тем больше он будет вам доверять. Люди больше доверяют тем, кого считают своим, а своими они считают тех, кто многим на них похож. Научиться подстраиваться к собеседнику вы можете с помощью НЛП, в этом направлении психологии такое умение называется – установить раппорт с собеседником. В теории – это несложная задача, но на практике вам, конечно, придется потренироваться, чтобы отточить навыки подстройки к собеседнику, поскольку для успешной постройки нужно делать это очень тонко и осторожно, незаметно для собеседника. Будете в совершенстве владеть этим умением – сможете найти общий язык со многими, если не со всеми людьми. Помните – люди больше доверяют тем, кто на них похож, кто во многом такой же, как они.

3.Ознакомьтесь с примерами ловушек при допросах.

В процессе расследования уголовных дел следователь вступает с участниками уголовного процесса в определенные психологические взаимоотношения, характер которых определяется специфическими задачами и условиями процессуального доказывания. Это взаимодействие направлено на получение фактических данных, доказательств по расследуемому делу.

Наиболее ярко характер, особенности и закономерности таких взаимоотношений проявляются в процессе производства следователем наиболее распространенных следственных действий - допросов.

В широком смысле взаимоотношения следователя с допрашиваемым есть ни что иное, как психологическое общение, предполагающее взаимный обмен информацией, основанный на взаимном психологическом проникновении, воздействии.

Сущность допроса состоит в том, что в ходе выполнения дознавательных операций следователь, применяя разработанные в криминалистике, психологии и апробированные следственной практикой тактические приемы, побуждает лицо, которому могут быть известны обстоятельства, прямо или косвенно связанные с расследуемым событием, дать о них показания, выслушивает сообщаемую информацию и фиксирует ее в установленном законом порядке для того, чтобы она могла быть использована в качестве доказательства по уголовному делу.

Для получения полных и достоверных показаний необходим индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, что находит свое выражение в применении тактических приемов при производстве допросов, т.е. методов установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации его негативной позиции и оказания на него психического воздействия с целью получения полных и достоверных показаний. И одним из таких методов является использование «психологических ловушек» и «хитростей», когда информация получается помимо добровольного сознательного выбора, желания допрашиваемого лица.

Этот метод, и возникающие в связи с его использованием проблемы и вопросы всегда были и являются ныне актуальными, т.к. допрос это самый древний, действенный и непременный способ получения информации при расследовании.

Теория и практика следственной деятельности постоянно рождают новые тактические приемы, обусловленные развивающимися потребностями практики и новыми достижениями науки и техники.

Возникают вопросы, в каких пределах допустимо использовать различные тактические приемы. Где грань между допустимым и недопустимым психологическим воздействием. Какие действия должен совершить следователь, чтобы получить необходимую информацию от допрашиваемого. На эти вопросы многие авторы дают свои ответы, предлагают различные приемы, дают рекомендации для участников уголовного процесса, осуществляющих допрос.

Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо изучить уже имеющиеся работы авторов, нормативно-правовую основу допроса, тактики допроса, приемов, критерии допустимости применения приемов допроса, в частности «психологических ловушек» и «хитростей».

Индивидуальный подход к допрашиваемому лицу

Индивидуальный подход к допрашиваемому--это принцип криминалистической тактики. Как и всякий принцип, он имеет свою основу в объективной действительности. Эту основу составляет, во-первых, объективно складывающаяся в ходе допроса ситуация; во-вторых, обусловливаемость поведения допрашиваемого его личностными особенностями, через которые преломляются все внешние воздействия, в том числе и тактические воздействия следователя.

В повседневной практике индивидуальный подход следователь обычно ограничивает изучением и учетом каких-либо отдельных психологических особенностей допрашиваемого либо особенностей его организма. Это происходит чаще всего в кооперативных ситуациях допроса, когда возникает необходимость в оказании добросовестному допрашиваемому помощи в припоминании забытого, и гораздо реже--в конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством. Конечно, такой подход для успешного решения всех задач расследования при конфликте со строгим соперничеством и тем более для перевоспитания и исправления обвиняемого недостаточен. «Свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности -- это не одно и то же, что личностные свойства индивидуума, т. е. свойства, характеризующие его как личность».

Поэтому нередко возникает необходимость в реализации индивидуального подхода к целостной личности с учетом всей ее сложности, истории развития и всех ее индивидуальных особенностей, т. е. с учетом всей индивидуально-динамической функциональной структуры личности допрашиваемого. Такой подход в психологии именуют личностным подходом, так как он построен на знании не только человека в целом, но и его деятельности, любого отдельного психического явления. «В соответствии с личностным подходом ни одно психическое явление, будь то процесс, состояние или свойство личности, проявляющиеся в деятельности, а следовательно, и сама деятельность, и ее элементы -- действия и поступки, не могут быть правильно поняты без учета личностной их обусловленности».

Помимо общих сведений о сущности личности и ее структуре следователю очень важно иметь представление о таких свойствах личности, как темперамент и характер, об особенностях их проявления на допросе.

По темпераменту следователь может составить представление об уравновешенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, о степени их реакции на воздействие, о степени подвижности или инертности в деятельности, о степени замкнутости или общительности.

Научное объяснение природы темперамента впервые было дано И.П. Павловым, в его учении о типах высшей нервной деятельности. Он предложил следующие виды темпераментов:

1. Сильный, неуравновешенный, подвижный («безудержный») тип, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением,-- холерическому.

2. Сильный, уравновешенный, подвижный («живой») тип, отличающийся подвижностью процессов возбуждения и торможения, т. е. быстрой сменяемостью их,-- сангвиническому.

3. Сильный, уравновешенный, инертный («спокойный») тип, характеризующийся малой подвижностью процессов возбуждения, их медленной сменяемостью,-- флегматическому

4. Слабый, неуравновешенный, инертный тип, характеризующийся слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов,-- меланхолическому.

По темпераменту следователь может составить представление об уравновешенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, о степени их реакции на воздействие, о степени подвижности или инертности в деятельности, о степени замкнутости или общительности.

Цепные сведения дает выяснение того, проявляет ли изучаемое лицо в работе инициативу, находчивость или работает безынициативно, старыми приемами и методами, насколько быстро ориентируется в новых обстоятельствах, как ведет себя в общении с людьми, склонно ли повторять одни и те же мысли, шутки

Во избежание ошибок в выборе индивидуального подхода и соответствующего тактического приема, исходя из типологических особенностей допрашиваемого, необходимо проявлять максимальную осторожность, избегать излишней поспешности в выводах.

Исследования П.П. Распопова показали, что картина поведения, действительный тип нервной системы и темперамент в повседневной жизни личности обычно не совпадают. В поведении одного и того же человека в различных условиях обнаруживаются резко различные динамические особенности, которые зависят от временных состояний высшей нервной деятельности..

Так, человек с сильным типом нервной системы в состоянии переутомления проявляет себя как слабый тип. Человек со слабым типом нервной системы в состоянии вдохновения проявляет работоспособность на уровне сильного типа. Следовательно, нужно учитывать состояние допрашиваемого и возможное влияние этого состояния на его поведение в том или ином случае.

Учитывая, что темперамент сказывается на поведении допрашиваемого, можно сделать некоторые рекомендации об индивидуальном подходе к допрашиваемому. Холерика и сангвиника целесообразно побуждать быть внимательным, сосредоточенным, неторопливым, а когда это необходимо, замедлять темп допроса, проявляя большую тщательность в выяснении интересующего факта. Флегматика не следует торопить с ответом, ему нужно дать возможность хорошо подумать. К меланхолику надо проявить исключительную чуткость и предупредительность, стараться расположить его к себе и тем самым помочь ему избавиться от замкнутости, подозрительности, неуверенности, напряженности. А. В. Петровский пишет, что резкое требование, иногда допустимое в отношении сангвиника и тем более флегматика, вызывает взрыв негодования у холерика и состояние угнетенности у меланхолика.

Чтобы обеспечить индивидуальный подход к допрашиваемому, следователю важно знать и проявление черт характера.

Черты характера чрезвычайно многообразны и обусловлены всеми сторонами психики. Они зависят друг от друга, взаимно связаны и образуют целостную организацию, т. е. структуру характера. Степень целостности (внутреннее единство) характера индивидуальна. Есть люди с более целостным, непротиворечивым и менее целостным, противоречивым характером. У субъекта с противоречивым характером действия и поступки противоречивы. Эти свойства характера заинтересованного свидетеля, потерпевшего, а тем более подозреваемого и обвиняемого могут сказаться па его поведении во время допроса.

Следователя при изучении характера прежде всего должны интересовать волевые черты и моральная воспитанность допрашиваемого. Воля человека проявляется различно по таким качествам, как сила, моральная воспитанность и самостоятельность.

По силе волевые проявления могут характеризоваться как сильные, средние, слабые. Та или иная степень силы воли выражается во всем волевом процессе: в стремлении, в желании, в скорости принятия решения, в устойчивости принятого решения. Сила воли проявляется в решимости, т. е. в полной уверенности в исполнении решения, в установке только на исполнение решения, какими бы ни были (или казались) встречающиеся трудности.

Однако не всякое исполнение решения, не всякое совершение действия будет говорить о сильной воле. Силу воли можно распознать в зависимости от того, какие препятствия человек преодолевает, совершая действия, и какие результаты при этом получает. Показателями силы воли служат величина и характер препятствий и трудностей, которые он преодолевает. Если будет выяснено, что изучаемое следователем лицо в трудных для него ситуациях проявляет самообладание, настойчивость, выносливость, терпение, то это означает, что оно обладает сильной волей. Слабое же проявление воли обычно расценивается как отсутствие воли, как безволие.

Говорим о моральной воспитанности лица, имеется в виду, какие цели оно ставит перед собой, какими средствами добивается достижения цели, какими побуждениями вызваны его волевые стремления (желания), какими принципами руководствуется оно, принимая то или иное решение в жизни.

Слабовольные, слабохарактерные лица, могут проявлять несамостоятельность, совершать действия по внушению Они, исходя из корыстных целей, легко могут пойти на обман и ложь, быстро поддаются влиянию заинтересованных лиц (обвиняемого, потерпевшего или их родственников).

Волевые черты характера проявляются в определенном соотношении с эмоциональными особенностями человека. У волевого человека воля главенствует над чувствами, а у человека с эмоциональным характером преобладающее место занимает эмоциональное состояние. Очень часто поступки последнего совершаются под влиянием случайно возникших чувств, настроений. Активность такого человека вызывается влечением, слабо скрываемыми стремлениями. Он отличается непостоянством, слабоволием, слабохарактерностью.

Эмоциональные побуждения, которые проявляются в волевых процессах, бывают моральными или аморальными, т. е. в переживаниях--чувствах, как и в стремлениях, намерениях, выражается моральный облик человека.

Выяснив черты характера допрашиваемого, следователь с большой вероятностью может прогнозировать его поведение, а следовательно, и более тщательно подготовиться к ведению допроса и решить какие приемы нужно применить в отношении конкретного допрашиваемого.

Психология лица, совершившего преступление, характеризуется господством оборонительной доминанты - максимального очага нервного возбуждения, через призму которого преломляются восприятие и оценка обстановки, регуляция поведения правонарушителя. На этой основе с учетом прошлого опыта формируется внутренняя позиция личности в уголовном процессе, система отношений к происходящему, готовность действовать определенным образом.

Стремясь уклониться от ответственности и скрыть свое участие в преступлении, виновный старается утаить от окружающих и связанные с этим переживания. Он оберегает свои воспоминания от внешнего проявления и тем самым постоянно оживляет и бередит их, а подавляя переживания, еще более их обостряет. В конце концов тенденция скрыть свои чувства и мысли вносит сильнейшую дезорганизацию в его психические процессы.

Давно замечено, что если человек длительное время скрывает что-либо волнующее, у него появляется острая потребность посоветоваться с кем-нибудь или просто поделиться своими переживаниями, «выговориться».

Защитная доминанта и связанные с ней улики поведения могут быть свойственны и невиновному при его стремлении защититься от несправедливого обвинения.

Чтобы избежать ошибок при оценке улик поведения, всегда необходимо учитывать, к какому периоду они относятся: когда данное лицо еще ни в чем не обвинялось или когда оно уже должно было защищаться.

Мотивация поведения обвиняемого, уяснение того, что придает направленность его действиям, заставляет добиваться конкретных целей, определяя в конечном счете и характер его показаний, является важной психологической проблемой. Психологический анализ позволяет различать, с одной стороны, непосредственные побуждения допрашиваемого, то есть мотивы его действий и цели, которые он преследует (они чаще всего совпадают с мотивами), и, с другой стороны, причины возникновения того или иного мотива и условия, способствующие его формированию.

В сложной ситуации расследования борьба мотивов зачастую переживается как глубокий внутренний конфликт, из которого человек должен выйти, приняв определенное решение и совершив необходимые действия, в частности, путем дачи тех или иных показаний.

Принятое решение не есть результат механического перевешивания наиболее сильного побуждения (например, страха), достигаемого без участия сознания. Оно является сознательным предпочтением одного мотива другим, при определенном влиянии мировоззрения и правосознания, морально-волевых качеств, прошлого опыта, знаний, установок и интересов личности допрашиваемого.

Этот психологический процесс не безразличен лицу, производящему допрос. Следователь должен быть его активным участником, укреплять те мотивы, которые побуждают к правдивым показаниям и обеспечивают их победу. В этом и состоит психологическая сущность тактики допроса.

В течение всей своей работы над делом следователь должен вмешиваться в эту непрекращающуюся борьбу мотивов, принимая меры к тому, чтобы обвиняемый не оказался на ложном пути.

Надо уяснить мотивы, которыми обвиняемый может руководствоваться, скрывая правду.

Психологические причины запирательства и дачи ложных показаний нельзя объяснить так называемым «защитным импульсом», как это делают отдельные авторы.

Защитная реакция присуща не только виновному, но и каждому, кто оказался в положении, при котором необходимо защищаться от каких-либо подозрений или обвинений. Мотивы отрицания своей вины лицом, в действительности совершившим преступление, носят не импульсивный, а осознанный и достаточно стойкий характер.

Наиболее распространенным из этих мотивов является боязнь наказания и желание избежать его последствий для себя и своих близких.

Возникновению отрицательных мотивов содействуют факторы, которые носят субъективный и объективный характер.

К субъективным факторам относятся отрицательная направленность личности, низкий моральный и культурный уровень, низменные чувства и черты характера (такие, как эгоизм, зависть, корыстолюбие, безволие), правовая неосведомленность и тому подобные.

К объективным факторам, которые содействуют возникновению мотивов ложных показаний, следует отнести воздействие на обвиняемого со стороны заинтересованных лиц и неблагоприятную процессуальную обстановку. Роль последней особенно велика, ибо неблагоприятная обстановка может возникнуть по любому делу в случае нарушения процессуальных норм, отступления от установленного законом порядка расследования. Каждое, даже малозначительное нарушение этого порядка, способно породить превратное представление у допрашиваемых.

Говоря о средствах, которыми оперирует следователь при допросе, иногда изолированно рассматривают доводы, обращенные к чувству, и доводы, обращенные к рассудку. Такое противопоставление неверно со всех точек зрения. Воздействуя исключительно на чувства допрашиваемого, следователь рискует получить ложные показания под влиянием, например, страха, злобы и других отрицательных эмоций. Обращаясь только к рассудку обвиняемого, подавляя его нравственные эмоции, следователь также может толкнуть допрашиваемого к даче ложных показаний под влиянием эгоистического расчета. Поэтому, воздействуя на ход мыслей обвиняемого аргументами, которые должны привести его к правильному решению, необходимо пробуждать и эмоции, укрепляющие его на этом пути.

Следователь должен стремиться не только воздействовать на характер и содержание эмоций участвующих в деле лиц (пробуждая положительные, нейтрализуя отрицательные), но и регулировать высоту эмоционального типа.

Практика убедительно доказывает, что апелляция к чувствам нередко может разомкнуть уста допрашиваемого в тех случаях, когда одни доказательства оказываются бессильными.

Владение техникой усиления и ослабления эмоционального тона необходимо следователю не только потому, что позволяет побудить обвиняемого к желаемому внешнему действию, но и потому, что дает возможность вызвать у него определенное переживание. Приводя допрашиваемого к чистосердечному раскаянию, получая от него правдивые показания, следователь одновременно делает первый шаг к его исправлению и перевоспитанию.

Одним из видов психического воздействия является побуждение к подражанию.

Известно, как облегчается следствие, когда один или несколько заинтересованных в деле лиц раскрывают правду. Вслед за ними обычно становятся на путь откровенного признания и остальные.1 ратинов

Индивидуальный подход при конфликтной ситуации допроса. Допрашиваемый не всегда положительно реагирует на воздействия норм процессуального закона. При этом он, исходя из антиобщественных мотивов, проявляет отрицательную направленность воли (негативизм, упрямство, несамостоятельность) или действует по внушению. Внешне эти формы противодействия выражаются в бездействии (отказе от дачи показаний, умолчании каких-либо обстоятельств или несообщении запрашиваемых сведений) либо в активном противодействии (дача заведомо ложных показаний, обман, проявление грубости, инсценировка обморока).

Конфликтная ситуация предполагает особо высокие требования к индивидуальному подходу следователя. Сущность этого подхода заключается в выработке на основе следственного такта соответствующих управляющих воздействий для преодоления противодействия допрашиваемого.

Конфликтная ситуация обязывает следователя знать нелояльные приемы, которые могут использовать заинтересованные допрашиваемые, учитывать закономерности, определяющие поведение лица при конфликте, уметь управлять конфликтующим допрашиваемым, проявляя наибольшую тактическую гибкость и психологическую тонкость во взаимодействии с ним.

Конфликтная обстановка допроса, как и всякий конфликт, имеет две стороны -- внешнюю и внутреннюю.

С внешней стороны конфликт во время допроса--это соперничество между допрашивающим и допрашиваемым, проявляющееся в противодействии их друг другу.

С внутренней стороны конфликтная обстановка допроса представляет собой, во-первых, соотношение различных информационных систем (определенную взаимосвязь допрашивающего и допрашиваемого), принимающих, сообщающих и использующих информацию друг о друге, а во-вторых, двустороннее решение направляющих ход допроса взаимосвязанных и взаимоопределяющих мыслительных задач, лежащих в основе поведения допрашивающего и допрашиваемого.

На практике мы видим преимущественно внешнее проявление конфликта и его результат. За этой внешней оболочкой конфликтной ситуации допроса скрываются вырабатываемые обеими сторонами цели, намерения и планы действий, а также представления друг о друге, о предмете допроса, о самом конфликте. Вторая сторона конфликта, развертываясь во внутреннем, мысленном плане, является основным его содержанием, и потому умение проникать в нее имеет исключительное практическое значение.

Проникновение в содержание помогает определить характер конфликта и в зависимости от этого выбрать эффективные способы его разрешения, наиболее оптимальные тактические приемы допроса.

А) Начало допроса.

Следователь:

- Вы знали убитого Корытова?

У допрашиваемого затряслись руки:

- Я не знаю никакого Корытова! Не убивал я милиционера!

- Чем вы докажете свое алиби? Где вы были в ночь убийства? Допрашиваемый стал нервно ломать свои пальцы.

- Сейчас я вспомню. Сейчас... Ну да, конечно, в ту ночь я был у знакомой...

- В какую? Откуда Вы знаете, в какую ночь был убит Корытов?

Б) Именно там, у Курского вокзала, Прохор и дал тебе пистолет?

- Какой пистолет?

-Отвечай!

-Не знаю...

-Да или нет?

-Нет...

- Ложь: на рукоятке есть следы пальцев Прохора!

- Этого не может быть!

- Вот это другой разговор, - улыбнулся следователь, - а то «какой», «нет». В) Задержанный отрицал участие в преступлении других лиц, но следователь предполагал, что участвовали еще двое.

- Кто был с вами третьим?

- А второго вы уже знаете? - и, поняв, что проговорился, замер в страхе. Г) Свидетель отрицал свое знакомство с задержанным Николаевым.

- Скажите, какое недоразумение случилось между вами и Николаевым летом прошлого года?

Свидетель задумался.

- Нет, ничего такого у меня с ним не было.

- Вспомните получше... Лето, точнее, май.

Опять свидетель думает, но против упоминания фамилии Николаева не возражает, видимо, не осознавая своего промаха.

Вопросы:

Определите для каждого из приведенных случаев, на какой психологической тонкости строилась ловушка.

Психологическая ловушка строилась на том, что следователь, когда задавал вопрос, озвучивал не все известные ему факты об убитом и о происшествии. Будучи виновным в преступлении, допрашиваемый сам додумывал факты. Например, следователь не говорил, что Корытов милиционер, но под воздействием стрессовой ситуации, обвиняемый сам раскрывал детали и факты преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: