Новая социальная структура общества

Большие перемены по сравнению с периодом массовой индустриализации претерпела структура занятости.

В конце 1970-х — начале 1980-х гг. произошёл раскол рабочего класса на работников перспективных и неперспективных отраслей, спрос на продукцию которых понизился. К числу неперспективных в большинстве стран попали горнодобывающая, особенно угледобывающая промышленность и чёрная металлургия. Выделился ряд рабочих специальностей, которые по мере технического перевооружения производства вытеснялись роботами и автоматами. Основное сокращение рабочих мест пришлось на наиболее массовые в середине XX в. слои неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих.

Из-за перевода производства на высокие технологии менялся характер занятости. Возникла проблема безработицы, которую стали называть структурной, поскольку с прохождением переобучения вытесненные машинами работники имели возможность заняться другой деятельностью. Возросла численность инженерно-технического и научно-технического персонала, квалифицированных рабочих, которые и ранее относились к наиболее высокооплачиваемым категориям наёмных работников.

Часть высвободившейся рабочей силы перешла в сферу обслуживания. Возросла роль мелкого, семейного бизнеса в тех областях экономики, которые не представляли интереса для крупных корпораций. Увеличилось число мелких собственников бензоколонок, кафе, малых фирм, предлагающих транспортные услуги, и т. д.

Перемены в обществе не вызвали общего падения уровня жизни и зарплаты наёмных работников. Напротив, в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики ещё в 1950- 1960-е гг. у большинства населения повысился жизненный уровень. Многие наёмные работники стали считать себя не рабочими или служащими, а средним классом. К этому же классу относили себя многие мелкие предприниматели, собственники из города и деревни.

Принадлежность к среднему классу определялась не отношением к собственности на средства производства и не источником дохода (это может быть зарплата, доход на вложенный капитал, прибыль от фермы и т. д.), а его уровнем. Этот уровень, будучи выше прожиточного минимума, позволял его обладателю иметь определённый достаток. Социальные процессы конца XX в. привели к дальнейшему росту численности среднего класса.

Важнейшим ресурсом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал, в развитии которого оказываются заинтересованы и государство, и корпорации. Отсюда особое внимание к сферам образования, здравоохранения, социальной защиты, проблемам гарантий соблюдения прав человека. С 1960-х по 1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США, Японии возросла в 3,5 раза, в Германии — в 6 раз, в Великобритании — в 7 раз. Средний уровень образовательной подготовки всех занятых достиг 14 лет. Тем не менее в большинстве развитых стран он считается недостаточным. В них обсуждается вопрос совершенствования системы образования.

Рост численности среднего класса имел далеко идущие политические и социальные последствия.

• Средний класс, обладающий определённым достатком, стал опорой стабильности в обществе. Как правило, он негативно относится к радикальным идеям и выражающим их политическим партиям, в ходе избирательных кампаний поддерживает силы умеренной, центристской ориентации. Лицам, относящим себя к среднему классу, есть что терять в случае социальных потрясений, гражданских войн, политических кризисов.

• Произошёл закат массовых профсоюзов, основанных на солидарности больших социальных групп, лиц, занятых однородным трудом и ориентирующихся на жёсткую конфронтацию с работодателями по вопросам зарплаты и условий труда.

• Становление среднего класса размывало границы традиционных социальных слоёв. Это привело к появлению в 1970-1980-е гг. в ведущих странах мира групп, сплотившихся на основе общности национально-этнической, религиозной, культурной, а также для защиты специфических интересов (местных, территориальных, экологических и иных).

Современное общество порой называют обществом двух третей. Этот термин подразумевает, что большинство населения составляют люди, которые выигрывают от внедрения новых технологий. Это средний класс, а также крупные собственники и управляющие.

В то же время от трети до четверти населения стран, вступивших в фазу информационного общества, столкнулись с проблемой маргинализации, то есть выталкивания на обочину общественной жизни людей, способных к производительному труду, но не могущих реализовать себя. Они оказывались вне социальных связей и отношений, часто вынуждены жить на пособия.

Прежде всего с этой проблемой столкнулись многие лица предпенсионного возраста. Они хотели бы трудиться, однако им трудно было приспособиться к новым условиям труда и технологиям. Не были заинтересованы в их переобучении и корпорации, предпочитающие работников среднего возраста.

Особую группу маргиналов составила молодёжь, лишь вступающая в трудовую жизнь. Предприниматели предпочитали брать на работу людей в возрасте 30-35 лет. Их преимущество состояло в том, что помимо высокого уровня образования они обладают трудовыми навыками и опытом.

Маргиналы, особенно молодёжь, являются в современных условиях основным источником угрозы социальной стабильности развитых стран. Они легко поддаются любой пропаганде, обещающей улучшить их социальное положение или указывающей на «виновников» его ухудшения. Их сознанием и поведением легко манипулировать, чем пользуются радикальные, экстремистские силы в различных странах. Показательно, что в развитых странах нарушения общественного порядка связаны не с традиционными социальными конфликтами, забастовками (они, как правило, проходят в формах, установленных законом), а с актами насилия, вандализма, уличными дебошами. Их вызывают неудовлетворённость людей своим положением, произвол властей, бесправие.

Домашнее задание.

1. Составить конспект урока, используя лекционный материал и презентацию. Параграф 38-39, стр 285-296   https://vklasse.vip/11-klass/uchebniki/vseobschaya-istoriya/nv-zagladinИстория. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: