Авторы: творческая группа педагогов
МБДОУ «Детский сад № 84»
под руководством заведующего
Стрекалкиной Елены Анатольевны,
старшего воспитателя
Серегиной Татьяны Сергеевны
Владимир, 2018
Технологическая карта тематического проекта «За цветами наблюдаем – им расти мы помогаем!»
Тема проекта: «За цветами наблюдаем – им расти мы помогаем!» | |||
Участники: дети старшего дошкольного возраста(5 – 7 лет), педагоги, родители Срок проведения: с 3 по 14 декабря 2018 года Итоговое событие: коллективный труд в природе «Уход за цветами – занятное дело, за это беремся мы дружно и смело!», оформление и открытие цветочной выставки «Расцвели у нас цветы небывалой красоты!» | |||
Предпосылки к определению цели детьми: моделирование проблемной ситуации «Что хотят сказать цветы?» - воспитатель до прихода детей в группу помещает в цветочные горшки комнатных растений, требующих ухода, картинки-символы «красный крест» (на палочках). Обсуждение проблемной ситуации: что хотят сказать нам цветы? (им нужна помощь). Какая помощь нужна цветам? (за ними надо ухаживать). Зачем за ними ухаживать? (чтобы росли, стали красивыми). А вы умеете правильно ухаживать за разными цветами? Что же делать? (научиться). Подвести детей к тому, что можно открыть клуб любителей цветов, научиться ухаживать за ними и потом оформить цветочную выставку. Цель (детей): научиться ухаживать за цветами в группе, чтобы помочь им вырасти и стать красивыми, а потом открыть выставку цветов. | |||
Цель проекта: создание условий дляформирования у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду в природе | |||
Направления развития (образов. области) | Задачи образовательной деятельности по реализации проекта | ||
Воспитательные | Развивающие | Обучающие | |
Физическое развитие | Поддерживать интерес к подвижным играм и эстафетам, вызвать желание принять в них участие. Воспитывать целеустремленность в достижении результата, чувство товарищества, способность действовать сплоченно одной командой. | Развивать мелкую и крупную моторику, ловкость, быстроту, координацию движений. Обогащать двигательный опыт детей. | Закреплять технику выполнения общеразвивающих упражнений с предметами. |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к комнатным растениям, желание ухаживать за цветами в группе. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность, самостоятельность, взаимопомощь. Формировать позитивные установки к труду в природе. | Активизировать интерес к трудовой деятельности в природе, развивать инициативность в процессе ухода за комнатными растениями. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера. Развивать игровую деятельность, формировать умение творчески развивать сюжет игры. | Формировать элементарные трудовые навыки по уходу за комнатными растениями: полив цветов, рыхление почвы, уход за листьями, опрыскивание и пр. Формировать представления о профессиях цветовода, флориста, продавца в цветочном магазине. |
Познавательное развитие | Развивать познавательный интерес к комнатным растениям, наблюдательность, мышление, внимание, память. Развивать исследовательские способности в процессе экспериментирования. | Закреплять и расширять представления детей о комнатных растениях, об особенностях ухода за ними, об условиях, необходимых для их роста. Формировать умение понимать символьно-графические изображения. Формировать элементарные географические представления в процессе работы с картой. Формировать элементарные математические представления, упражнять в количественном счете в пределах 10. | |
Художественно-эстетическое развитие | Воспитывать эстетическое восприятие действительности, формировать умение видеть красоту комнатных растений, любоваться ими. | Стимулировать творческие проявления детей в разных видах продуктивной деятельности, развивать воображение. | Показать новые способы изготовления цветов из разных материалов. Формировать способность к созданию выразительных художественных образов, используя различные техники изображения. |
Речевое развитие | Воспитывать культуру речевого общения. | Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками и взрослыми во всех видах деятельности: умение поддержать беседу по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать монологическую связную речь, обогащать и активизировать словарь детей по теме (названия комнатных растений, трудовой инвентарь, трудовые действия и пр.) | Формировать умение составлять тематический рассказ из личного опыта. |
Создание условий для совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей | ||
Изменения образовательной среды | ||
ПЛАН (предмет/деятельность) | ||
Центры развития | Педагоги | Дети, семья |
Центры природы, труда и познавательно-исследовательской деятельности совмещаются и преобразуются в клуб любителей цветов «Цветовод» | Внести различные комнатные растения для оформления клуба любителей цветов «Цветовод», «Фиалковой поляны» Внести иллюстрированный материал о комнатных растениях (картинки, алгоритмы и карточки-символы по уходу за ними и пр.), инвентарь для ухода за комнатными растениями, оборудование для экспериментирования, визитные карточки, паспорта комнатных растений на палочках, значки-символы на палочках, магнитах («капельки», «скорая помощь», «цветы»), цветочные феи (картинки на палочках), физическая карта мира с набором маленьких картинок «комнатные растения», макеты цветов в горшках (один радостный, другой грустный) | Принести комнатные растения, инвентарь для ухода за цветами, цветочные горшки, грунт Сшить и принести цветок Флорик (кукла-перчатка на руку) |
Центр детской книги совмещается с речевым уголком и центром «Игротека» | Внести книги, энциклопедии, картинки, тематические альбомы о комнатных растениях для оформления тематической подборки «О цветах мы прочитаем – много нового узнаем!» Внести опорные картинки, сюжетные картины по теме для составления рассказов о комнатных растениях, игрушечный микрофон Внести настольные игры «Собери комнатное растение» (разрезные картинки), «Лучший цветовод» (лото), «Картинки-половинки: комнатные растения», «Четвертый лишний: комнатные растения» | Подобрать и принести журналы, открытки, картинки о комнатных растениях для рассматривания Сделать фотографию и составить рассказ из личного опыта об уходе за комнатным растением дома для оформления стенгазеты «Наши зеленые друзья» и презентации ребенком своего опыта по уходу за цветком Оказать помощь в изготовлении настольных игр |
Центр детского творчества – преобразуется в творческую мастерскую «Флористика» | Внести материалы и инструменты для детского творчества по изготовлению или изображению цветов разными способами: трафареты цветов, цветная бумага, гофрированная бумага, картон, кисти, краски, клей, ножницы, пластилин и пр. Внести картинки-схемы по изготовлению цветов | Принести деревянные палочки для изготовления цветочных стеблей, пластиковые стаканчики из-под йогуртов для изготовления ваз |
Центр сюжетно-ролевой игры | Внести атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин цветов «Цветик-семицветик», «Мы – флористы», «Мы – цветоводы», «Цветочная выставка» | Изготовить и принести искусственные цветы для цветочного магазина |
Центр двигательной активности | Внести плоскостные силуэты цветов по количеству детей, атрибуты для подвижной игры «Собери цветы по цвету» |
Примерное содержание образовательной деятельности по реализации проекта | |||
НОД | Совместная деятельность в режимные моменты | Самостоятельная деятельность | Формы взаимодействия с родителями(* - рекомендации по изучению темы дома) |
§ Тематическое занятие «Мы цветочки изучаем – феям домик выбираем!» § Экскурсия в магазин «Цветы» § Занятие с элементами экспериментирования «Может ли растение дышать?» § Занятие с элементами трудовой деятельности «За фиалкой наблюдаем – стать ей красивой помогаем!» § Рисование с элементами объемной аппликации «Расцвела красиво, ярко наша милая фиалка!» § Развитие речи: составление рассказа из личного опыта «Мой зеленый друг» § ИОС по уходу за цветами: «Мы цветочкам помогаем – их из лейки поливаем!», «Новый домик для цветка», «Дружно землю мы рыхлим – корешкам дышать дадим» § ФЭМП «Магазин мы открываем – все цветы пересчитаем!» § Ручной труд «Расцвели цветочки у меня в горшочке!» § Коллективный труд у малышей «Клуб любителей цветов помощь оказать готов!» § Физкультурно-познавательный досуг «Турнир знатоков комнатных цветов» | ¾ Проблемная ситуация «Что хотят сказать цветы?» ¾ Утренняя гимнастика «На цветочной поляне» ¾ Наблюдения за комнатными растениями, за трудом взрослых по уходу за цветами в группе, любование цветами ¾ Трудовые поручения по уходу за комнатными растениями, дежурство в уголке природы ¾ Оформление стенгазеты «Наши зеленые друзья» ¾ Пальчиковые игры «Фикус», «Наши алые цветы», «Бегония», «Комнатные растения» и др. ¾ Дидактические игры «Мы – помощники растений», «Ухаживаем за растениями», «Скорая помощь», «Магазин цветов», «Где спряталась матрешка?», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди такой же цветок», «Интервью» и др. ¾ Настольные игры «Собери комнатное растение» (разрезные картинки), «Лучший цветовод» (лото), «Картинки-половинки», «Четвертый лишний» ¾ Подвижные игры «На окне в горшочках», «Посади цветы», «Собери цветы по цвету», «Цветовод» ¾ Сюжетно-ролевые игры «Магазин цветов», «Мы – цветоводы», «Мы – флористы», «Цветочная выставка» и др. ¾ Беседа о профессиях «Мастера «цветочных» дел» (цветовод, флорист, продавец в магазине цветов) ¾ Экспериментирование «На свету и в темноте», «С водой и без воды», «Кому лучше?», «Нужен ли корешкам воздух?», «Где лучше расти?» и др. ¾ Работа с картой «Путешествие комнатных растений» ¾ Совместная деятельность в творческой мастерской «Флористика» - изготовление цветов ¾ Совместная деятельность в книжном уголке – рассматривание картинок, книг, чтение, загадывание загадок, составление рассказов о цветах | ¾ Самостоятельное наблюдение за комнатными растениями ¾ Самостоятельный труд в уголке природы по уходу за цветами ¾ Сюжетно-ролевые игры «Магазин цветов», «Мы – цветоводы», «Мы – флористы», «Цветочная выставка» ¾ Настольные игры «Собери комнатное растение» (разрезные картинки), «Лучший цветовод» (лото), «Картинки-половинки», «Четвертый лишний» ¾ Подвижные игры «На окне в горшочках», «Посади цветы», «Собери цветы по цвету» и др. ¾ Самостоятельная деятельность в творческой мастерской «Флористика» ¾ Самостоятельная деятельность в книжном уголке – рассматривание картинок, книг | - Анкетирование «Комнатные растения в вашем доме» - Родительский клуб «Цветочек на ладошке, горшочек на окошке» - Акция «Подари цветок группе» - Помощь в приобретении инвентаря для ухода за комнатными растениями - Помощь в сборе информационно-иллюстрированного материала по теме (картинки, книги, журналы, открытки) - Участие в мероприятиях проекта, в итоговом событии - «Гость группы» - мастер-класс «Как ухаживать за комнатными растениями?» * Посещение цветочного магазина, наблюдение за работой продавца, флориста, приобретение комнатного растения * Экскурсия в ботанический сад в ДТЮ * Совместный труд по уходу за комнатными растениями дома, наблюдение за ними * Фотосессия «Мой зеленый друг» (сделать и принести фотографии о том, как ребенок дома ухаживает за цветами) * Совместные настольные игры по теме, чтение книг, рассматривание картинок, журналов о цветах, просмотр мультфильмов, слушание музыки В родительском уголке: - Оформление маршрутного листа по теме проекта - Выпуск буклета «Мир зеленый на окне принесет здоровье мне!» - Оформление ширмы «Уход за комнатными растениями» - Рубрика «Для любознательных!» (стендовая информация по теме, папка-передвижка) |
Итоговое событие: коллективный труд в природе «Уход за цветами – занятное дело, за это беремся мы дружно и смело!», оформление и открытие цветочной выставки «Расцвели у нас цветы небывалой красоты!» |