- Откройте учебник на с. 212. Прочитайте текст о том, что такое репортаж. Сравните свои ответы с материалом учебника.
- Как называют очевидцев, тех, кто рассказывает на страницах газеты, на радио, телевидении о событиях (Журналист, репортер, комментатор.)
- В каком жанре также рассказывается о событиях? (Информационная заметка)
- Какие отличия существуют между жанром репортажа и жанром информационной заметки?
III. Формирование умений и навыков (5 м.)
1) Нахождение отличий информационной заметки и репортажа. (Тексты распечатаны и лежат на столах учеников.)
Задание. Прочитайте тексты. Какой из текстов является заметкой, а какой репортажем. Обоснуйте свою точку зрения.
Найдите слова, которые подтверждают, что автор был на месте события. Какими словами оценивает автор картину происшествия?
Текст 1.
Птичьи споры.
С приходом весны в птичьем царстве резко повышается спрос на квартиры. Особо остро решается жилищный вопрос между воробьями и скворцами.
В прошлую весну житель города Орла Алимов Е. Не без волнения наблюдал, как в течение недели велась борьба за овладение скворечником, который он повесил возле дома. Воробьи никак не разрешали «въехать» в законную квартиру скворцам. Наконец справедливость восторжествовала. За лето веселая пара вскормила потомство, а когда наступила пора отлета в теплые края, семья скворцов почему-то не спешила. Короче говоря, скворцы не бросили обжитую квартиру и остались зимовать. Правда, в холодные дни им было несладко. Выручали люди, которые организовали подкорку птиц зимой. (А. Макушев, внешт. корреспондент «Известий»).
|
|
Текст 2.
Ураган.
Мне посчастливилось быть в центре урагана. Я видел его начало и конец: потемнело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали черными… Наступивший мрак сменился зловеще желтым цветом. Грянула буря, стало холодно. Над Сокольниками спустилась черная туча – она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Внутри этой крутящейся массы засверкали молнии. Совсем картина разрушения Помпеи! Вдобавок среди зигзагов молний вспыхивали тяжелые огни, и багрово огненный столб крутился посередине. Через минуту этот ужас оглушающе промчался, руша все на своем пути (В.А. Гиляровский)
Вывод. Заметка только называет событие, отвечая на вопросы что, где, когда произошло, а в репортаже воссоздается картина происшествия, рассказывается, как это происходило.
IV. Объяснение нового материала (10 м.)
- Обратимся теперь к структуре репортажа, его языковым особенностям.
Осознание существенных признаков речевого явления.
|
|
Чтение лингвистического текста (с. 213, 214)
- Прочитаем текст на с. 214.
Беседа
- Как называется начало репортажа?
- Какой тип речи преобладает в зачине?
- Какие языковые средства характерны для зачина?
- Прочитайте текст на с. 214 о других частях структуры репортажа.
Беседа
- Какие еще части выделяются в репортаже? Какие типы речи преобладают в центральной части репортажа.
Запоминание
- Составим таблицу, в которой отразим структуру текста, тип речи и языковые особенности.
Составление типологической схемы репортажа.
Структура репортажа | Тип речи | Языковые средства |
Зачин – начало репортажа | Описание места действия, описание окружающей среды | Прямое обращение к читателю, слушателю, односоставные предложения |
Центральная часть репортажа | Повествование, элементы рассуждения | Глаголы в настоящем времени, определенно-личные, назывные предложения, восклицательные предложения, обращения, вводные слова. |
Концовка | Оценка события | Односоставные, двусоставные предложения, оценочная лексика |
Сейчас мы будем тренироваться определять части репортажа, языковые средства, характерные для этого жанра, редактировать тексты и составлять тексты - репортажи.
V.Формирование умений и навыков (8 м.)
2)Редактирование текста (начала репортажа). Устная работа (упр. 363)
Цель: научить редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.
- Прочитайте начало репортажа. Отредактируйте начало репортажа.
Мы находимся в Москве на Красной площади. Подойдем к Храму Василия Блаженного, познакомимся с архитектурой памятника.
3) Чтение текста репортажа. Определение языковых средств, используемых в репортаже. Стилистический эксперимент. Устная работа (упр. 364.)
Цель: формирование умений определять языковые средства, используемые в репортаже.
4) Ситуативное упражнение. Составление текста в жанре репортажа. (упр. 365).
Цель: формировать умение составлять текст в жанре репортажа.
Проверка: выборочное чтение.
VI. Объяснение нового материала (продолжение) (3 м.)
Чтение лингвистического текста о личности автора – очевидца событий(с. 215).
Беседа
Подведем итоги того, что мы узнали о жанре репортаже.
- Назовите признаки репортажа (запись на доске должна быть закрыта до этого момента).
Признаки репортажа как жанра публицистики.
· Содержание репортажа - живой рассказ о событии общественной жизни (рассказ о событии в момент его протекания).
· Цель репортажа – вызвать у читателя или слушателя определенное отношение к событию, аналогичное тому, которое испытывает говорящий или пишущий.
· Точное указание места, времени, участников событий (документальность).
· Личное присутствие автора.
· Выражение впечатлений автора, его оценка.
· Изложение увиденного в форме настоящего времени (репортажное настоящее).
· Сочетание разных типов речи (повествование, описание, рассуждение).
VI. Закрепление (7 м.)
5) Комплексный анализ текста: определение темы и основной мысли, стиля, жанра, типологии текста – репортажа, структурных элементов, языковых средств, выражения авторской позиции (упр. 366).
VII. Задавание на дом (2 м.)
Выучить теоретический материал.
Задание на выбор. 1. Упр. 367. Напишите репортаж на тему «Прогулка с собакой», «Мы готовимся к походу», «Наш класс в театре».
2. Упр. 368. Продолжите репортаж по данному началу.