Никаких азартных игр, нечестности или обмана людей. Это ограничение включает в себя аморальную коммерческую деятельность, игру на фондовых рынках или сбор денег под вымышленным предлогом,
17даже для так называемого «преданного служения». Средства заработка должны быть честны. Правдивость – главный из нравственных принципов в Кали-югу. Не следуя этому принципу, как мы сможем свидетельствовать другим людям об истине?
Одурманивающие вещества (панам)
Никаких одурманивающих веществ. Преданным следует избегать всего опьяняющего, в том числе алкоголя, табака, наркотиков, спайсов и прочего. Согласно Шриле Шридхару Махараджу, панам означает также опьянение мирскими радостями, когда мы «сходим с ума» от них. Преданному надлежит быть спокойным, здравомыслящим и сдержанным. Без склонности к воздержанию невозможно следовать духовным путём. Шрила Шридхар Махарадж недвусмысленно говорил, что опьянение – враг нашей веры.
Незаконная любовь (стриям)
Отказ от неупорядоченных половых отношений. Если мы ищем любви к Богу, нам следует обуздать эгоистическое низменное вожделение. Лучший путь к этому – обет безбрачия, если же человек не может соблюдать его, то рекомендуется брак, то есть честная жизнь с одним супругом, при совместной практике Сознания Кришны, в направлении к полному отречению во имя преданного служения. В идеальном случае даже в браке половые взаимоотношения следует ограничить зачатием потомства. Потребность в сексе столь сильна, что способна совершенно отвлечь нас от нашей духовной практики, подвергнув опасности и нашу физическую, и нашу внутреннюю чистоту. (Шрила Шридхар Махарадж ясно указывал, что преданным, вступающим в брак, следует заключать его в соответствии с законом своей страны – так, чтобы их брак признавался законным. Тем самым он не навлечет дурной репутации или обвинений в распущенности на Миссию нашего Гурудева).
|
|
Мясоедение (суна)
Отказ от мясоедения, включая отказ от любого мяса, рыбы или яиц. Для духовных искателей весьма важно следовать этому правилу ненасилия. Обычай убийства животных подпитывает склонность к грубости и жестокости, уничтожает и склонность к состраданию – важное условие всякого духовного продвижения. Преданным следует, насколько возможно, принимать только кришна-прасад, а следовательно, избегать блюд с луком, чесноком и подобными ингредиентами, которые возбуждают низшую энергию и по этой причине не предлагаются Господу Кришне. Согласно «Шримад-Бхагаватам», заготавливающий, готовящий, подающий, продающий или как-то иначе участвующий в убийстве животных, несет равную ответственность с теми, кто непосредственно убивает и поедает это животное.
|
|
Джата-рупам. Стяжание и накопительство
Пятый принцип закрепляет сказанное в поговорке – «деньги есть корень всякого зла». Погоня за богатством ввергает весь мир в иллюзию, будто деньги есть то же, что счастье, свобода и независимость.
Преданным следует отказаться от этого ложного представления и принимать лишь необходимое для утоления главных потребностей, используя остальное для служения Кришне.
Накопление денег способствует разного рода светским устремлениям, а поэтому неблаготворно для предания себя Кришне.
Мысли: «Разбогатев, я использую это богатство в служении Кришне» хотя, без сомнения, являются благим помыслом, обычно влекут за собой колоссальные потери труда и времени безо всякой гарантии успеха.
Более того, даже если кому-то из нас и выпадет удача достичь богатства, на деле обычно оказывается, что это богатство нас портит, награждая нас большим самомнением и ложным ощущением нашей власти над собственностью.
Вот почему нам рекомендуют использовать в служении Кришне то, что у нас есть сейчас, и поддерживать наше существование честным и простым образом.
Чтение Харе Кришна махамантры
Для преданного служения принципиально важно воспевание святых Имён Кришны – в виде джапы (читаемой на туласи-мале – чётках из туласи – особого священного дерева.
Эти чётки гуру вручает ученику при посвящении) или киртана (духовного пения совместно с другими преданными в сопровождении мриданги (ручных барабанов) и каратал (латунных цимбал)).
Как правило, все получившие посвящение воспевают минимум шестнадцать кругов в день (круг означает повторение маха-мантры последовательно на каждой бусине чёток, т.е. сто восемь раз), и уж никак не менее четырёх кругов (это допускается в особых случаях). Как говорил Шрила Шридхар Махарадж, «Мала (чётки) не должна поститься».
В то же время Шрила Шридхар Махарадж подчёркивал важность качества, а не количества, и поэтому самое важное для нас – качество джапы.
Это означает, что каждый день нам нужно посвятить нашей джапе определённое время, а не пытаться заниматься ей где и когда придется – «как получится».
Не следует воспевать Имя, управляя машиной, беседуя с другими людьми, просматривая газеты, прогуливаясь по глобальной сети, глядя в телевизор или просто рассеянно озираясь вокруг – в общем, важно избегать всех видов случайного и невнимательного воспевания.
Лучшее время – ранним утром
Воспевать святые Имена можно в любое время и во всяком месте, но Писания говорят нам, что лучшим временем для садханы (духовной практики) является раннее утро, а в особенности – брахма-мухурта (приблизительно за полтора часа до восхода Солнца).
Человек, всерьёз относящийся к своей духовной жизни, должен сочетать свои усилия с ранним подъёмом, используя это время для воспевания святого Имени и поклонения Господу.
Подходящая обстановка
Повторять джапу лучше всего в благоприятной для этого обстановке. Лучше всего подходит чистое и тихое место, свободное от беспокойств: там не должно быть чего-то, что требует от нас внимания, так что мы сможем посвятить себя исключительно воспеванию.