Определение и элементы цепной передачи.
Цепная передача – вид передачи, которая передает механическую энергию
между параллельными валами, осуществляемую с помощью двух колес –
звездочек 1 и 2 и охватывающей их цепи 3.
Преимущества цепных передач по сравнению с ременными, их применение.
|
• Угол обхвата звездочки не имеет решающего значения
• Передача больших нагрузок с постоянным передаточным числом
Обусловленность меньшей нагрузки на валы цепной передачи по сравнению с ременной при одинаковой передаваемой мощности.
Малые силы, действующие на валы, обусловлены тем, что нет необходимости в большом начальном натяжении
4.
|
• Высокая стоимость цепей
• Передачи требуют установки на картерах
|
|
• Сложность подвода смазки к шарнирам цепи
Неравномерность движения приводных цепей.
Основной причиной этого недостатка является то, что цепь состоит из отдельных звеньев и располагается на звездочке не по окружности, а по многоугольнику. В связи с этим скорость цепи при равномерном вращении звездочки не постоянна
Цепи с малым шагом при высоких скоростях.
Шаг цепи принят за основной параметр ценной передачи. Цепи с большим шагом имеют большую несущую способность, но допускают значительно меньшие частоты вращения, работают с большими динамическими нагрузками и шумом
Ограничение минимального числа зубьев малой звездочки и максимальное число зубьев большой звездочки.
Для уменьшения габаритных размеров передачи число зубьев малой (ведущей) звездочки желательно уменьшать, для уменьшения интенсивности соударений звеньев и звездочек — увеличивать. Однако это увеличение ограничивается из-за износа. Значение наименьшего числа зубьев малой звездочки для втулочно-роликовых цепей = 7, для зубчатых цепей = 13.
При большом числе зубьев даже у мало изношенной цепи в результате радиального сползания по профилю зуба, цепь соскакивает с большей (ведомой) звездочки, для втулочно-роликовых цепей = 90-120, для зубчатых цепей = 140
Число зубьев звездочек и звеньев цепи и рекомендации при определении длины цепи.
Обычно принимают нечетные числа зубьев звездочек и четное число звеньев цепи, что способствует равномерному износу передачи. Кроме того, четное число звеньев цепи исключает необходимость применения специального переходного звена
|
|
Основные типы приводных цепей.
Приводные - используемые для передачи энергии в широком диапазоне скоростей с постоянным передаточным отношением. Выполняются с малым шагом для уменьшения динамических нагрузок и с износоустойчивыми шарнирами для обеспечения необходимой долговечности цепи.
Роликовые - состоит из наружных Н и внутренних Вн звеньев (каждое из которых состоит из двух пластин), шарнирно соединенных с помощью валиков и втулок. Наружные и внутренние звенья в цепи чередуются. В машиностроении чаще применяют однорядные роликовые цепи
Втулочные - по конструкции аналогичны предыдущим. Эти цепи отличаются от роликовых отсутствием ролика, что удешевляет цепь и уменьшает габариты и массу при увеличенной площади проекции шарнира. В зацепление с зубьями звездочки входит непосредственно втулка
Зубчатые - состоят из набора зубчатых пластин, шарнирно соединенных между собой с помощью валиков. Каждая пластина имеет по два зуба со впадиной между ними для размещения зуба звездочки. Для предохранения цепи от схода со звездочек предусмотрены внутренние направляющие пластины. Количество пластин зависит от передаваемой мощности.
10.
|
|
11.
|
|
12. Конструкция зубчатой цепи, ее преимущества и недостатки по сравнению со втулочной и роликовой цепью.
|
Рабочие (внешние) поверхности зубьев этих пластин (поверхности контакта со звездочками, ограничены плоскостями и наклонены одна к другой под углом вклинивания α, равным 60°). Этими поверхностями каждое звено садится на два зуба звездочки. Зубья звездочек имеют трапециевидный профиль. Для предохранения цепи от схода со звездочек предусмотрены внутренние направляющие пластины. Достоинствами зубчатых цепей по сравнению с роликовыми являются меньший шум, повышенная кинематическая точность и допускаемая скорость, а также повышенная надежность, связанная с многопластинчатой конструкцией. Однако они тяжелее, сложнее в изготовлении и дороже. Поэтому они имеют ограниченное применение и вытесняются роликовыми цепями.