Владелец товарного знака не только имеет исключительное право использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами, но и вправе распоряжаться им. Права на товарный знак могут быть уступлены владельцем по договору другому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован (часть первая ст. 1022 ГК). Эта часть ст. 1022 ГК уточнена п. 1 ст. 22 Закона «О товарных знаках (знаках обслуживания»). В ней подчеркнуто, что право на товарный знак может быть уступлено владельцем товарного знака по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. Следовательно, товарный знак может быть уступлен по договору юридическому лицу, любому физическому лицу, а не только индивидуальному предпринимателю.
Это вызывает сомнение. Физическое лицо, не являющееся предпринимателем, не вправе производить и (или) реализовывать товары или выполнять работы либо оказывать услуги с использованием товарного знака (знака обслуживания) до регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 22 ГК).
|
|
Уступка права на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, означает, что его владелец не вправе после уступки своего права использовать товарный знак вообще или в части товаров.
В практике уступка права в отношении всех или части товаров владельца товарного знака объясняется ликвидацией или изменением направления деятельности того, кто уступает право на товарный знак, либо уступкой изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности.
Уступка права на товарный знак существенно затрагивает права потребителя, поэтому она не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя (часть вторая ст. 1022 ГК и п. 2 ст. 22 Закона «О товарных знаках (знаках обслуживания»).
Не может быть уступлено другим лицам право на коллективный знак (п. 2 ст. 1021 ГК и п. 3 ст. 22 Закона «О товарных знаках (знаках обслуживания»).
Статья 1023. Предоставление лицензии на использование товарного знака
Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору.
Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар осуществит контроль за выполнением этого условия.
Часть 2 ст. 1023 ГК уточнена п. 1 ст. 23 Закона «О товарных знаках (знаках обслуживания»), согласно которому право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору для всех или части товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак. Действующее законодательство не содержит правил, определяющих содержание договора о предоставлении лицензии на использование товарного знака. Стороны сами определяют объем прав, передаваемых по договору лицензиату: передается простая (неисключительная) или исключительная лицензия, срок действия лицензии, размер и порядок уплаты вознаграждения и т.д. Закон предписывает лишь два требования к условиям договора о предоставлении лицензии на использование товарного знака: лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия (часть вторая ст. 1023 ГК, п. 2 ст. 23 Закона «О товарных знаках (знаках обслуживания»).
|
|
Право на использование коллективного знака по лицензионному договору не может быть передано другим лицам (п. 3 ст. 23 Закона «О товарных знаках (знаках обслуживания»).
Статья 24 Закона «О товарных знаках (знаках обслуживания») предъявляет особые требования к форме договора об уступке товарного знака и лицензионного договора. Договор об уступке права на товарный знак другому юридическому или физическому лицу и лицензионный договор регистрируются в патентном органе и являются действительными для третьих лиц с даты их регистрации. Разумеется, что зарегистрированным может быть только договор, заключенный в письменной форме.
Географическое указание
Статья 1024. Условия правовой охраны географического указания
Географическим указанием признается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны либо из региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением.
Понятие "географическое указание" включает в себя понятия "наименование места происхождения товара" и "указание происхождения товара".
2. Наименованием места происхождения товара признается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами шбо сочетанием природных условий и этих факторов.
123
Наименованием места происхождения товара может являться историческое название географического объекта.
Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой название географического объекта или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Республике Беларусь во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления.