Понятие, роль сенсорного воспитания и значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего возраста

      В основе познания мира лежит сенсорное воспитание, которое направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.

Развитие восприятия – процесс сложный и многоступенчатый, который включает в себя как усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, так и овладение способами обследования предметов. Именно сенсорное воспитание и направлено на обеспечение всего перечисленного.

Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире [1].

 Во второй половине ХХ столетия основными темами исследований в области сенсорного воспитания становятся проблемы умственного развития, развития других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка. Этим вопросам посвящены труды таких ученых, как Ш. А. Абдуллаева [2],  О. Ю. Бетехина, М. Ю. Кистяковская, Н. С. Карпинская, С. Л. Новоселова [3], Э. Г. Пилюгина [4], Э. Л. Фрухт [5], и др. В научной литературе существуют различные определения понятия «сенсорное воспитание».

Педагогический энциклопедический словарь определяет сенсорное воспитание как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) [6]. Главной целью сенсорного воспитания является овладение ребенком сенсорной культурой. Благодаря работам М. Монтессори [7], понятие «сенсорная культура» прочно вошло в дошкольную педагогику. Сенсорная культура – понятие, которое обозначает уровень ощущений и восприятия ребенка, как основу его успешной познавательной деятельности. Особое значение она получает в умении различать цвета и оттенки; формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков, их длительность и силу. Освоение сенсорной культуры помогает лучшему пониманию произведений [8], изобразительного и музыкального искусства, позволяет получать удовольствие от рассматривания картин, скульптур, прослушивания музыки и т. п. [9], Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает "фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем".

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. Ведь все игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, слушанию музыки, ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: